ЗОЛОТЫЕ МЫСЛИ ВЛАДИМИРА ВОЙЧИШИНА

БАРНАУЛЬСКИЙ СКУЛЬПТОР ПОКАЗАЛ СВОЮ НОВУЮ КОЛЛЕКЦИЮ. ПРАВДА, НЕ ВСЕМ. НО КОРРЕСПОНДЕНТЫ «АЛТАЙСКОЙ ПРАВДЫ» УСПЕЛИ НА НЕЕ ВЗГЛЯНУТЬ

00:00, 12 октября 2010г, Культура 3323


ЗОЛОТЫЕ МЫСЛИ ВЛАДИМИРА ВОЙЧИШИНА Фото №1

Владимир Войчишин - барнаулец, учился в политехническом институте, в школе искусств. В советские времена «шабашил» – расписывал Дома культуры, делал деревянные детские площадки. С началом перестройки поехал по миру. В Кении изучал искусство резьбы по черному дереву эбони. В Нью-Йорке брал уроки у лучших ювелиров (а на заказ отливал фигуры из шоколада для свадеб и прочих торжеств). В Ванкувере (Канада) учился в школе современного искусства и заодно освоил работу с бензопилой. В России стал известен как-то сразу, вдруг, после того, как в 2008 году в Государственной думе была устроена выставка его работ из золота и серебра. Не ювелирки - именно скульптурных работ, но отлитых из драгметаллов в ошарашивающих обывателя объемах.

Ту коллекцию за 400 тысяч евро купил у Войчишина миллиардер Евтушенков. За два года Войчишин сделал бюст Рериха, который теперь установлен в туристической зоне «Бирюзовая Катунь». И еще - работал над новой серией произведений. Она тоже уже продана - у Войчишина теперь покупают на стадии замысла.

Что такое работы Войчишина? Когда писателю приходит в голову мысль, он ее записывает. Войчишин же заворачивает свои мысли в золото и серебро.

Иногда Войчишина захлестывает советское ностальжи: как в работе, посвященной героям СВР (служба внешней разведки). Как и положено, у этой работы масса полутонов и смыслов, шифров и паролей. Рубанок (!) для обработки особых поверхностей (!) Войчишин сделал из золота, поместил на камень (поверхность - куда особенней!), да еще и надел на рубанок черные очки. Из-под рубанка - золотая стружка. Позади этой композиции – пейзаж Венеции: по каналу скользит гондола с белым ангелом. Войчишин поясняет, что, оказывается, советские разведчики будто бы называли себя белыми ангелами. Такая вот великодержавная шпионская легенда.

Иногда Войчишин в своих мыслях прямолинеен: вот у его Ван Гога наружу золотые мозги, в руке - золотая же кисточка, с серебряного гвоздя свисает золотое ухо. Особенность серии в том, что скульптурные работы составляют одно целое с живописью: тот же Ван Гог еще и написан на полотне совершенно удивительными красками, какие, должно быть, он и видел на своих тропических островах. (Эту и другие картины по просьбе Войчишина написал Валерий Октябрь).

Иногда же работа идет от замысла к воплощению кружным путем: например, для «Мастера и Маргариты» хотел Владимир сделать отрезанную голову Берлиоза на рельсах, сделал - золотую пишущую машинку с серебряным листом. Рядом - ключ от «нехорошей квартиры». Октябрь написал для этой работы Иисуса, несущего свой крест, - и мороз по коже: будто Булгаков видит все это и вот-вот начнет записывать, стучать по золотым кнопкам машинки «Континенталь»...

Кто-то рассказывает про олигархов анекдоты, а Войчишин отлил композицию «Лайф из лайф»: мужик с пейсами, но в шотландском килте (юбке) колотит в золотой колокол (с буквами UK), у которого вместо языка – злобно прищурившаяся голова Ленина. «Это, - объясняет Войчишин, - про наших олигархов, которым в Англии удобнее, чем в России». А при чем здесь Ленин? Да мало ли... Без Ленина все у России, да и у всей Европы, было бы совсем иначе, и нынешние олигархи просто бы не родились. Голова Ленина колотится в золотые стены Англии - в этом тоже что-то есть. В общем, целый манифест на тему истории России с 1917 года и по сегодняшний день.

От манифеста - к размышлению: что есть человек? На обдумывание этой темы у Войчишина ушло 15-20 килограммов серебра (он про работы так и говорит: «Сделаю на эту тему что-нибудь килограммов на шесть»...). Вышел «Андрогин»: нечто с обрубком одной ноги, с двумя головами, женской грудью и мужским, извините, низом, который прикрывает съемный фиговый листок.

«Есть версия, по которой до Адама и Евы Бог создал андрогина, совершенного человека... - говорит Войчишин. - А потом рассек его надвое - вот мы и ищем свою половинку. Это очень старая легенда, мы не знаем ее, как не знаем многого из Библии. А вот Гумилев еще в 1908 году написал стихотворение «Андрогин»...

В 2008 году Эрмитаж купил у Войчишина работу «Скрипка Ротшильда» (по рассказу Чехова). Чехов не отпускает: нынче Владимир сделал «Скрипку Якова». Вышло пронзительно, может, даже сильнее, чем прежде. Скрипка с порванными струнами и сломанным грифом - недоигранная музыка, недожитая жизнь. Скрипку надо разглядывать - и тогда серебряные колки оказываются человеческими лицами, которые то плачут, то смеются. Антон Палыча для этой работы Войчишин написал сам. Чехов смотрит как Чехов: мудро, но без вселенской грусти. «Лайф из лайф» - говорит Чехов.

Коллекцию у Войчишина уже купили «на корню». На этот раз он решил обойтись без выставок - хлопотное это дело, выставлять золото и серебро: особое помещение, охрана, перевозка в броневике. К работам он относится просто: сделал - и забыл. Новые образы «голову мнут». Например, сделать пулемет «Максим» с надписью «От Гуччи». Пулемет из золота. Это будет такая шутка килограммов на 30-35...

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж