ИГРОТЕКА 64+

00:00, 10 декабря 2010г, Спорт 2103


ИГРОТЕКА 64+ Фото №1

Только один медалист недавно состоявшегося в Новокузнецке первенства Сибирского федерального округа – не городской. Это Андрей Шлаузер из алтайского села Ребриха, завоевавший «бронзу» в юношеском турнире до 18.

Ведущий «Игротеки» связался с 11-классником Ребрихинской средней школы по Интернету.

- Андрей, ты здорово прибавил «на Сибири», в заключительных турах, три победы кряду. А пораньше не мог рвануть за лидерами?

- Не получилось сразу войти в ритм турнира. Вначале допускал ошибки, порой просто глупые. Во всех проигранных партиях были реальные шансы хотя бы на ничью.

- Как давно занимаешься шахматами?

- Начал играть с 7 лет. Научил папа. Заинтересовался, стал посещать кружок. Тогда я еще жил в селе Подстепном, и моим тренером был Иван Георгиевич Матвеев. Мой старший брат тоже занимался шахматами, но потом к ним охладел. А я не бросил, когда семья переехала в райцентр, стал заниматься с 10 лет у Владимира Геннадьевича Щербакова. Кандидата в мастера выполнил в 14 «на России» в первой лиге, занял тогда второе место.

- Многим нашим ребятам приходится ездить на турниры за свой счет. Тебе тоже?

- В этом отношении мне повезло. И меня, и вообще шахматы в Ребрихе поддерживают спонсоры – московская фирма «ДиПос» и ее филиал в Барнауле «Алтайметаллсервис».

- Каков у тебя режим познания великой игры?

- Тренировки – три раза в неделю, примерно по 1,5 - 2 часа. В другие дни занимаюсь самостоятельно по книгам и с помощью компьютера, примерно час - полтора. Больше не получается, учеба отнимает много времени.

- Какие еще у тебя увлечения?

- Книги, баскетбол.

- Любимые предметы?

- Математика, немецкий язык.

- За доской ты в «своей тарелке» в каких ситуациях?

- Охотно иду на острые позиции. И чтоб меня атаковали. А я отвечу в нужный момент. Люблю, когда удается хорошая контратака. В Новокузнецке мне удалась красивая миниатюра в 19 ходов в 8-м туре. Еще в нескольких партиях жертвовал коней за атаку.

- Сколько раз ты побеждал в юношеских первенствах края?

- Четыре.

– А почему не испытал себя во взрослом краевом чемпионате?

- В нынешнем собирался сыграть, но неудачно сложились обстоятельства. Думаю, сыграл бы неплохо. А районный чемпионат выиграл.

- А ваш район – шахматный?

- Практически каждое воскресенье у нас какие-нибудь турниры. Например, сейчас идет кубок района по активным шахматам из шести турниров. В зачет идут лучшие результаты в трех. В райцентр регулярно приезжают шахматисты из Подстепного, Белово, со станции Ребриха…

- Свое будущее связываешь с шахматами?

- После школы собираюсь поступать в политех в Барнауле или Новосибирске. Шахматы не брошу, думаю, это для меня пожизненно. А на профессиональном уровне буду играть или как любитель – время покажет. Не хочу загадывать.

*   *   *

Страшно даже подумать…

 

В уходящем 2010-м с помощью уникального прибора – георадара (просвечивающего землю аж до 100-метровой глубины!) был найден аргумент в пользу кометной версии Тунгусского метеорита. Отколовшийся от ее ядра кусман льда, предположительно, и обнаружили этим чудо-аппаратом, прощупавшим одну из впадин в забытой богом тунгусской глубинке.

Всего 8 лет не дожил до «момента истины» в этой жгучей загадке мировой истории видный писатель-фантаст Александр Казанцев (скончался в 2002-м на 96-м году жизни), искренне считавший и отразивший во многих своих произведениях гипотезу о катастрофе звездолета инопланетян.

Как-то я в «Игротеке» уже рассказывал, что в свое время дважды интервьюировал Казанцева, который был и видным сочинителем шахматных этюдов, мастером спорта. Так вот, это он меня просветил, что первую экспедицию к месту падения загадочного космического тела возглавлял не кто иной, как Вячеслав Шишков, чьим именем названы Алтайская краевая библиотека, улица в Бийске (у истока Чуйского тракта)…

В большом очерке о Шишкове (знамениты его слова: «Люблю Алтай крепко!») в 1-м томе собрания сочинений создателя выдающегося романа-эпопеи «Угрюм-река» нет ни слова о том, что Вячеслав Яковлевич в 1911-м обнаружил в районе Нижней Тунгуски грандиозный вывал леса. Известие Шишкова об этом тогдашний ученый мир проигнорировал, не связав с Тунгусским метеоритом.

И страшно даже подумать, если бы он падал, скажем, на 4 часа позже. Ведь тогда бы ввиду поворота планеты вокруг земной оси был бы полностью уничтожен Выборг, а возможно, и Петербург...

*   *   *

Отчего вымерли динозавры?

На Землю уже падали огромные астероиды, на ее поверхности зияют более 150 кратеров, образовавшихся в результате таких сшибок.

Из изученных кратеров самый крупный – Вредефорт в Южно-Африканской республике диаметром около 300 км. Образовался как минимум два миллиарда лет назад…

Согласно одной из гипотез удар гигантского астероида на краю мексиканского полуострова Юкатан (вследствие чего образовался знаменитый Чиксулубский кратер) стал причиной «великого вымирания» динозавров, доминировавших на нашей планете в мезозойскую эру.

В 2004-м в обсерватории Китт Пик в Аризоне обнаружили сближающийся с Землей астероид, получивший название Апофис (в честь древнеегипетского бога Апопа, огромного змея, живущего в темноте подземного мира).

По Туринской шкале (таблица, фиксирующая степень опасности для землян, исходящей от того или иного небесного объекта) опасность столкновения Апофиса с Землей была в 2004-м оценена в 4 (рекорд Гиннесса), однако вскоре ее понизили до 0. Согласно последним данным, Апофис приблизится в 2029-м к нашей планете на 28,9 тыс. км (сравним: минимальное расстояние от Земли до Луны – перигей – 356, 4 тыс. км).

*   *   *

Найти бы спонсоров…

В 2008 году родилась Ассоциация любителей шахматной истории Сибири и Дальнего Востока со своим сайтом на безбрежных просторах Интернета. Ее «отец-основатель» иркутский журналист Рамиль Мухометзянов с июля 2010-го выпускает и печатное издание - ежемесячник «Шахматное Приангарье».

В изучении сибирской шахматной старины иркутскому энтузиасту активно помогает историк из Томска Татьяна Магазинникова. Кое-какими находками они любезно поделились с «Игротекой».

Моим коллегам удалось извлечь со страниц издававшейся в Санкт-Петербурге еженедельной «Всемирной иллюстрации» более 100 шахматных задач, автор которых – не кто иной, как управляющий Барнаульским сереброплавильным заводом Дмитрий Кларк.

Честно сказать, ведущий «Игротеки» не единожды пробовал добраться до подшивок этого издания позапрошлого века, но безуспешно. А теперь-то вполне можно издать (коли найдутся спонсоры этого благого дела) сборник задач Кларка, столь много сделавшего для Алтая горно-металлургического (выпускник Горного института в Санкт-Петербурге Дмитрий Васильевич начинал свою инженерную карьеру во глубине сибирских руд управляющим Салаирским краем, затем – помощником управляющего Змеиногорскими рудниками, в 1866-м становится подполковником – тогда горным инженерам присваивались воинские звания…).

Рамиль Мухометзянов обещает прислать и пару партий, сыгранных Дмитрием Васильевичем с барнаульскими шахматистами.

А пока раскусите-ка два «орешка» Кларка (сканированных с пожелтевших от времени страниц упомянутого петербургского еженедельника).

Повезло ему…

В дореволюционном Томске (тогда - столице огромнейшей губернии) шахматным лидером был Николай Дулебов, корнями – алтайский. Из села Баево Барнаульского уезда. В Томске он окончил духовную семинарию, после чего поступил в тамошний университет на юрфак.

Студентом был – не из «ударников», настолько погрузился в шахматы. Достиг 1-й категории (по нынешнему никак не ниже мастера ФИДЕ).

…Во второй половине 1930-х по призыву «Комсомол – на Дальний Восток!» в Хабаровск отправилась выпускница Московского института физической культуры уроженка Барнаула Татьяна Бородкина. Там она вышла замуж за главного бухгалтера Уссурийской железной дороги Петра Кламбоцкого. В 1938-м его арестуют, как бы не одновременно и с проживавшим тогда в Хабаровске Николаем Дулебовым. Не исключено, что их взяли по одному и тому же сфабрикованному делу.

Петра расстреляли (Татьяна Ивановна вернется с крохой-дочуркой на руках в Барнаул, где позднее станет одним из руководителей Алтая спортивного), а Николаю повезло, через год его выпустили.

После смерти «вождя народов» Петра Кламбоцкого реабилитировали. Николай Дулебов, освободившись, вскоре переехал в Иркутск, где еще и в 1950-е, будучи уже в годах, здорово играл в местных турнирах (дату его смерти выяснить пока не удалось).

Фоторепортаж