Зачем перекрывать кислород?

Из патофизиологов они пошли в предприниматели

00:00, 14 января 2011г, Общество 3797


Зачем перекрывать кислород? Фото №1

В настоящее время в России нет административных барьеров для создания и развития научно-технического бизнеса. Такого мнения придерживается Николай Якушев, директор по инновациям НПК «Карбоник». И действительно, этой компании, организованной учеными Алтайского медуниверситета, за три года удалось сделать немало. Её продукцию знают потребители в городах-миллионниках, а президент страны Дмитрий Медведев пригласил барнаульцев в резиденты иннограда Сколково.

Старт

Медицинский дыхательный прибор «Карбоник», являющийся сегодня основной продукцией одноименной фирмы, был разработан на кафедре патофизиологии АГМУ группой ученых во главе с профессором Владимиром Куликовым.

Следствием многочисленных экспериментов на лабораторных животных, а потом и людях стали более десятка патентов, отражающих технологическую сущность прибора, заключение Минздрава на медицинскую технологию, положительные отзывы практикующих врачей и пациентов, которым барнаульские ученые спасли жизнь.

Но, как признается один из участников этой группы Николай Якушев, у них не было задачи до бесконечно вести научные исследования. Хотелось коммерциализовать идею и заработать денег. Понятно, что для ее реализации не обойтись без привлечения сторонних финансовых ресурсов, а, как выяснилось, лучше это делать зарегистрировав юридическое лицо. Поэтому в 2007 году была организована научно-производственная компания «Карбоник».

Рассматривали различные варианты получения стартового капитала: во-первых, кредит, но банки требовали залог; во-вторых, частные инвестиции, но предпринимателей, желающих вложить деньги в чужое рискованное дело, мало, а если такие и находятся, то обычно требуют за свои деньги полный контроль над бизнесом.

Финансовые ресурсы для раскрутки нашлись, когда коллеги из Алтайского технического университета поделились успешным опытом сотрудничества с федеральным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Там есть несколько программ, в частности - «Старт», которая позволяет получить в течение трех лет пять миллионов рублей.

- При оформлении документов, запрашиваемых фондом, проблем не возникло, - вспоминает Николай Якушев. - Но мы столкнулись со скепсисом его работников. Москвичи не верили, что какие-то ребята из Барнаула придумали метод лечения, до которого в мире никто недодумался.

Однако все требования фонда были выполнены, и финансирование пошло. На первый год НПК «Карбоник» выделили 750 тысяч рублей для изготовления экспериментального образца и макета промышленного варианта прибора.

Прототип уже имелся, но непрезентабельный и из металла. Хотелось его воспроизвести в пластмассе, чтобы облегчить и удешевить. Но в приборе порядка пятисот тончайших каналов, сделать их в пластмассе весьма не просто. Требовалась особая пресс-форма. Начали искать предприятия, способные ее изготовить. Связывались с руководством завода «Ротор», с Барнаульским радиозаводом, с бердским - «Вега». Всюду готовы были выполнить заказ, но выкатывали за работу баснословные суммы. В конце концов с помощью Интернета нашли фирму, которая согласилась все сделать с высоким качеством и в 2,5 раза дешевле, чем запросили на «Роторе». Новые партнеры из Уральского центра технологической оснастки помогли разработать технологическую документацию и выполнили макет пресс-формы и сам прибор. Договорились, что уральцы будут постоянно лить для «Карбоника» комплектующие, а барнаульцы - собирать дыхательный аппарат. Для этого наняли двух сборщиков, технолога и контролера. Таким образом удалось избежать больших затрат на создание производственного участка, закупку термопластавтоматов и прочего, а с другой стороны – обеспечить контроль качества и безопасности изделия. Ведь прибор – медицинского назначения, требующий соблюдения норм Минздравразвития.

 

Продажи

Производство и продажи пошли с 12 января 2009 года. Несмотря на мировой экономический кризис, на сегодня реализовано более 10 тысяч приборов.

Николай Якушев вспоминает, с чего началась реализация их продукции:

- Мы получили уведомление о том, что в Минздраве положительно решен вопрос о выдаче нам регистрационного удостоверения на медицинский прибор, и окрыленные поехали в Москву на выставку «Здравоохранение-2009». Там выкупили за 50 тысяч стенд и стали ждать покупателей.

Надо сказать, что на московской выставке представлена самая большая экспозиция медицинской техники в России. И если на алтайской «Человек. Экология. Здоровье» среди посетителей много бабушек и дедушек, то в столице – преимущественно главные врачи, дилеры, медпредставители, которые ищут инновационные приборы и технологии.

На выставке Якушев завязал деловые контакты с сетью аптек в крупных городах страны. Через нее и начались первые продажи. Затем обзавелись собственными торговыми представителями в Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Москве, Челябинске. Они устроены в «Карбонике» и представляют интересы алтайского предприятия в своем регионе: ищут новых клиентов, работают со старыми. За это имеют оклад и проценты с продаж.

Успехи

В конце мая 2009 года краевое управление по поддержке предпринимательства предложило принять участие в форуме «Дни малого и среднего бизнеса в России». И руководство НПК «Карбоник» с другими предпринимателями из края отправилось в Москву.

- Не ожидали, что организаторы поведут себя жестко, придирчиво, - говорит Якушев. - Но нервотрепка была ненапрасной. Оказалось, что мы ввязались в конкурс русских инноваций и в итоге получили золотую медаль за лучший инновационный медицинский продукт 2009 года.

Затем был конкурс инновационных технологий «Сибирь-2009». Там выиграли серебряную медаль. Вошли в реестр приоритетных инновационных направлений Алтайского края.

Кроме программы «Старт» «Карбоник» легко выиграл конкурс в рамках программы «Умник» и получил соответствующее финансирование. Фирма воспользовалась льготным налогообложением, которое утвердили краевые депутаты для инновационных малых предприятий. Вместо 15 процентов от прибыли они весь 2010 год платили только пять.

НПК «Карбоник» пока не брал коммерческие кредиты, хватает средств, выделенных государством по программе «Старт». Недавно выиграли безвозмездный грант на 300 тысяч рублей в конкурсе, проводимом управлением по поддержке предпринимательства.

- Свободных средств немного, но мы держимся на плаву, надо будет - возьмем кредит. Это не проблема. До миллиона рублей по льготным процентам можно взять по программам краевого управления по поддержке предпринимательства, - говорит директор по инновациям НПК «Карбоник».

В управлении фирме готовы погасить 2/3 ставки рефинансирования, если она решится на банковский кредит.

 

Проблемы

Назвал Якушев и проблемы:

- Рынок плохо воспринимает новинки. Продукт должен быть известным потребителю и желанным. А реклама – вещь дорогая, особенно для малого предприятия.

Вторая проблема – трудно выводить на рынок монопродукт. Всегда нужно предлагать целую гамму. Понимая это, в фирме не зациклились на одном приборе, а вели работу в других направлениях. В частности, сотрудничество с Бийским технологическим институтом привело к созданию нового прибора для рассасывания тромбов в сосудах с помощью ультразвуковых колебаний. Никто этого еще в мире не сделал.

НПК «Карбоник» вошел в состав Алтайского биофармкластера и в сотрудничестве с одним из его предприятий организовал производство соли для ванн с добавками экстрактов, БАДов.

- Когда мы выходили на московский рынок, нам один умный человек сказал, что с одной продукцией выходят либо очень богатые люди, либо дураки, – вспоминает Николай Якушев.

И действительно, одно дело – предлагать дыхательный прибор, а другое - целый набор продукции: соль для ванн, соль для гемодиализа, ультразвуковой прибор. Если на рынке спад продаж по одному товару, то рост – по другому. А диверсификация деятельности позволяет снизить коммерческие риски.

Беспокоит Якушева и кадровая проблема:

- У нас в работе около десятка новых проектов, а менеджеров – всего четыре. Они не успевают. Требуются специалисты, ориентирующиеся на инновационном рынке, понимающие, как продвинуть проект. Способные – если попался камень на пути, не тупо упираться в него, а ловко обойти. Но найти таких людей непросто.

Инновационному менеджменту толком у нас не учат, преподаватели, как правило, люди в возрасте, не имеющие успешного опыта внедрения наукоемкой продукции. Уж лучше взять, что называется, человека с улицы, у которого голова не забита устаревшей теорией, и обучить в деле.

Сколково

Минувшим летом Николаю Якушеву позвонили домой и сообщили, что через два дня в рамках молодежного инновационного форума «Селигер» состоится выставка шестидесяти лучших инновационных проектов России. В число участников вошел НПК «Карбоник». Выставку посетит президент Медведев.

- Я срочно собрался и отправился туда, прихватив три прибора. Все было организовано более чем серьезно, - делится впечатлениями директор по инновациям НПК «Карбоник».
- К каждому стенду подходил президент. Затем Дмитрий Анатольевич объявил, что все участники этого мероприятия получат прописку в иннограде Сколково.

Якушев более двух часов заполнял анкеты, в которых указывал, сколько фирме потребуется для работы сотрудников, лабораторных, офисных, складских площадей, какое оборудование, какое необходимо жилье: коттедж, квартира и т. д.

Фирмы, которые попадают в «Сколково», на пять лет освобождаются от налогов и арендной платы при условии выпуска принципиально нового продукта. Жилье для сотрудников также предоставляется бесплатно.

Уже решено, что от «Карбоника» в Сколково поедет пять человек. За отведенную пятилетку необходимо пройти весь цикл научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создать производство и выйти на самоокупаемость. Но условия еще будут уточняться с каждой фирмой в индивидуальном порядке. По планам инноград примет своих жителей через два года.

В «Карбонике» уже знают, какой прибор они предложат. Он будет, как нынешний, создавать дефицит кислорода и избыточную концентрацию углекислого газа, но принципиально по-другому. Его размеры будут в несколько раз меньше, а эффективность – в полтора-два раза выше.

Можно сказать, создателям «Карбоника» повезло. Их путь в наукоемкий бизнес не выглядит таким тернистым, как у других. Сам же Якушев считает, что в настоящее время вообще нет преград для создания и развития инновационной фирмы. Более того, государство активно помогает таким предпринимателям. Нужно только не ждать, когда тебе принесут деньги на блюдечке с голубой каемочкой, а упорно работать.

Фоторепортаж