ТЮМЕНЦЕВСКИЙ ДЕСАНТ

В БАРНАУЛЕ ИДЁТ КРАЕВОЙ КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА". КОРРЕСПОНДЕНТЫ «АП» ВСТРЕТИЛИСЬ С ЧЕТЫРЬМЯ ПЕДАГОГАМИ ИЗ ТЮМЕНЦЕВСКОГО РАЙОНА, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ НА ЭТО ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ

00:00, 26 марта 2010г, Общество 4550


ТЮМЕНЦЕВСКИЙ ДЕСАНТ Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

26 января 1995 года бронетранспортер возвращался с поста передового боевого охранения. Группу пограничников возглавлял капитан Алексей Прилуцких. Бандиты его приняли за головную машину тыловой колонны и обрушили на бронетранспортер всю мощь удара.

Получив смертельные ранения, капитан Прилуцких совершил невероятное: организовал оборону, руководил боем и погрузкой раненых в БТР, а потом, оставив троих бойцов прикрывать отход, дал команду механику-водителю: "Заводи!"

Восемьсот метров, отделявших засаду от передней линии окопов опорного пункта, он преодолел минуты за полторы. Жизнь еще теплилась в капитане Прилуцких, когда он упал в руки старшего лейтенанта Сергея Махорина, выбежавшего встречать искалеченный БТР. Последними словами Алексея стала фраза: "Торопитесь... Там еще трое..."

Алексея Прилуцких в России и ближнем зарубежье помнят друзья-пограничники - и те, с кем он учился в Алма-Атинском высшем пограничном командном училище, и те, с кем он служил. Помнят его и на родине, в Березовке.

 

– Два выпускника нашей школы погибли в Чечне: Алексей Прилуцких и Леонид Рыжков, – говорит педагог-организатор Березовской средней школы Светлана Глыбочко. – С Алексеем я училась в одном классе… В декабре у нас проходят лыжные соревнования на приз Алексея Прилуцких, а на волейбольные памяти Леонида Рыжкова к нам приезжают команды из Барнаула и Камня-на-Оби. В краевом центре он работал участковым, а в Камне-на-Оби учился в педколледже.

У нас в школе не было такого, чтобы не существовало детской организации. Я начинала пионервожатой дружины имени Олега Кошевого, затем создали организацию «Город будущего» – на конкурсе «Учитель года-95» защищала эту программу. После нее пять лет существовала организация «Вместе». Затем ребята захотели поработать на тему патриотического воспитания. Это не значит, что у нас его не было – наоборот, мы решили его расширить. На конкурсе в этот раз я расскажу о нашей детской организации «Патриот».

Очень многие жители села участвовали в Великой Отечественной. Как сказала учитель истории, руководитель научного общества учащихся «Следопыт» Алла Артамонова, на фронтах погибло 160 человек из Березовского сельсовета. Школьники встречаются с ветеранами, ухаживают за мемориалом.

– Наша школа заняла первое место в районном конкурсе «Солдат достойная смена», мы выезжали в Топчиху на зональный. В воинской части были, солдатский обед попробовали. И ребятишкам экскурсия понравилась, и мне самой. Я в танк залезала! – смеется Светлана Глыбочко.

Много добрых дел на счету педагогов и учеников Березовской школы. Девочки вяжут замечательные вещи – яркие одежки, носочки-варежки. Их они отправят в Дом малютки на Неделю добра, которая уже шесть лет проводится по инициативе районной молодежной думы. Ученики начальных(!) классов разработали викторину о Великой Отечественной войне. Выставили ее на школьный сайт и получили массу откликов как от детей, так и от родителей, учителей. Воплощают в жизнь сейчас в школе идею создания военно-патриотического клуба.

Наследственное дело

 – Что подвигло вас участвовать в конкурсе «Учитель года»? – задаю первый вопрос учителю начальных классов Заводской школы Ларисе Иващенко.

– Сначала предложили участвовать в районном. Я посмотрела задания – люблю такие задания! – улыбается Лариса Юрьевна. – Написать эссе? Я обожаю это делать! Лекцию прочитать? Да это мой конек, прочитаю! И визитную карточку сделаю. Никаких ограничений, и оцениваются оригинальность, креативность – это как раз для меня. Я выполняла задания и получала от этого удовольствие! Но не рассчитывала, что дальше будет… После районного конкурса участвовала в окружном.

На краевом конкурсе хочу поставить для себя сверхцель: не конкурировать ни с кем, а постараться помочь всем, получить удовольствие через общение.

– Педагогика для вас – наследственное дело?

– Наследственное, – улыбается собеседница. – Мама моя тоже родилась в Заводском (старожилы родину по-прежнему называют «Конезавод»), в этой школе училась, в ней и всю жизнь проработала. Бабушка была учителем. И дочь моя говорит: «Ну, а кем я буду? Тоже учителем!»

Всегда считала, что мое призвание – психология. Когда оканчивала институт по специальности «Педагогика и психология», мне предлагали остаться в городе. Что вы, мне домой надо ехать! Так получилось, стала первым психологом в Тюменцевском районе. Работала в родной школе, потом в районо, в ЦДТ. Кроме этого у меня были учебные часы. Психологом проработала лет двенадцать, но ставку сократили – я стала учителем начальных классов. Выпустила один класс, сейчас у меня другой. Село наше хорошее, красивое. Конезавод выращивает орловских рысаков, и раньше средства вкладывались большие. Но сейчас нет средств, нет работы, и люди уезжают… В классе моем три девочки и мальчик…

– Есть где приложить психологу знания и умения?

– Дети ведь сплошь талантливы. Вот, например, одна девочка – математик, логик. Мне иногда кажется, что она не начального возраста, а подросткового, с критичным умом. Да все они удивляют меня!

– А чему-то вас учат?

– Постоянно. Их надо просто принимать такими, какие они есть. «Да, я такой! И хорошо, что я такой».

«Лариса Юрьевна – настоящий профессионал в своем деле. Она добрый, душевный, отзывчивый человек, всегда готова прийти на помощь любому. У нее очень много друзей. Лариса Юрьевна и стихи сочиняет, и замечательно рисует, и в самодеятельности участвует. Она несколько лет работает учителем, образование психолога ей очень помогает», – так говорит о нашей героине директор школы Ирина Клишина.

Заметим, школа в Заводском на хорошем счету в районе. Ее коллектив называют звездным по праву. В нем работают заслуженный учитель России, два победителя конкурса «Лучший учитель России», три отличника народного образования. Из 18 педагогов девять имеют высшую категорию.

Это нужно нам

Именно в «звездной школе» Заводского начинала свой трудовой путь Мария Мухина. Первый год трудовой биографии она отработала там. Год – это совсем немало, если учесть, что участнице краевого конкурса всего-то двадцать три от роду.

– Я не собиралась трудиться в школе после окончания педколледжа, – честно признается Мария. – Зарплата маленькая, да что я в деревне забыла?! Но каждое лето ездила в лагерь – на практику, для подработки. И вдруг поняла, что мне нравится работать с детьми! Поняла: я хочу в школу!

В Заводском была Мухина педагогом-организатором, вела внеурочную работу с учащимися 1-6 классов, участвовала в мероприятиях районного центра детского творчества. Туда ее и пригласили трудиться.

– Сейчас я учусь на историческом факультете Бийской педакадемии. В этом году стала руководителем направления «История и краеведение» в научном обществе учащихся.

Мы набираем детей со всего района. Ольга Шкляева, например, живет в Андроново, учится в Грязново и приезжает в Тюменцево ко мне на занятия! Всего в моей группе восемь ребят. Мы пишем с ними исследовательские работы. В прошлом году участвовали в окружном конкурсе – наша девочка получила диплом 2-й степени. В нынешнем году другая ученица выступила на краевом конкурсе «Озарение» – и вновь диплом 2-й степени. Сейчас готовимся к окружной конференции, послали работы на конкурс «Будущее Алтая». Ребята у меня молодцы!

– Насколько трудно заниматься научно-исследовательской работой в селе?

– А я не чувствую, что мне чего-то не хватает. Да, у нас есть определенные сложности, но мы можем получить необходимые консультации по Интернету, обязательно стараемся вывозить детей на конкурсы и встречи со специалистами.

– А средства?..

– Попечительский совет нам помогает. Я не задумываюсь о деньгах, когда случается ехать за свой счет. Если надо ребенку, который учится у меня, значит, это нужно ему, нужно мне – нужно нам. Я легкая на подъем.

Порой случаются интересные мероприятия, прошу: возьмите меня, я за свой счет поеду!

– Это называется «активная жизненная позиция»?

– Мне все интересно! Восемь разных учеников, разных тем – всех проконсультировать надо, кого-то «смотивировать», кого-то, наоборот, приостановить. Устанешь, напрыгаешься-набегаешься… Только домой соберешься, приходит ребенок: «Вы куда? Давайте работать!»

– Мария Анатольевна, вы с детства – заводила?

– Вовсе нет. Я была в детстве очень спокойной. Мама все смеялась: «Где посадишь, там и возьмешь». Но пришлось перестроиться, – смеется Маша. – Еще я поняла, что не приспособлена к жизни в городе. В городе я теряюсь, а в деревне я – как рыба в воде: активная, сама себе задаю ритм!

Понять голос ребенка

Алексей Власов разработал программу «Музыкальное развитие ребенка в детской вокальной студии» и подготовил к изданию сборник авторских песен «Я – солдат!». Ученики Власова являются победителями республиканских и международных конкурсов и фестивалей в городах Иваново, Туапсе, Сочи, Албена (Болгария).

Власов – автор трех поэтических сборников, член Союза писателей России. В год у него бывает до ста выступлений в крае на различных чтениях и мероприятиях писательской организации. За просветительскую деятельность Алексей Власов удостоен премии им. С. П. Титова.

– Алексей Валентинович, в крае и за его пределами известен оркестр русских народных инструментов под управлением Власова…

– … это отец мой, Валентин Матвеевич. Он – баянист, директор музыкальной школы. Мы отпраздновали ее 50-летие – она позже стала школой искусств, причем первой в регионе Сибири и Дальнего Востока. Отец открывал эту школу.

С детских лет помню баян… А мама была учителем русского языка и литературы – поэтому ее я вспоминаю все время с тетрадками. Звук перышка мне даже сейчас снится: классы-то были большие раньше, и она все время проверяла тетрадки.

– Чему можно научить на уроках музыки и нельзя – на других?

– Урок музыки – предмет эстетического цикла. В школе искусств работают с ребенком на результат, а вот в общеобразовательной пению уделяется на уроке лишь десять минут… Почему Япония такая культурная страна? Там 11 часов в неделю ведутся эстетические предметы. На первом месте музыка, изобразительное искусство и только потом математика! Увидел учитель рассвет необычный – идут смотреть рассвет всем классом вместо математики…

Самое главное, чему учат ребят такие уроки, – нравственности, духовности, гармоничному развитию личности.

Свои песни я проверяю на детях. Если восприняли нормально, оставляю. Нет – работаю дальше. Фальшь, лукавство невозможны: ребятишки все видят, все слышат. Все должно быть честно – тогда будут песню слушать.

– А как вы учите их петь?

– Я их не учу, я лишь направляю! Надо просто понять голос детский, найти песню, соответствующую ему. Главное – не зажимать голос, не прятать его. Многие педагоги, к сожалению, детские голоса прячут, «окультуривают» до такой степени, что они становятся недетскими. А мои мальчишки как выйдут, как споют – все звенит, все звучит. Меня спрашивают: «Как ты голоса такие делаешь?». Да просто не зажимаю, не порчу их.

– Что питает вас как поэта, композитора?

– Во-первых, то, что где родился – там и пригодился. Я год жил в Барнауле, работал в педучилище. Вернулся на родину, в Тюменцево. Когда меня в Союз писателей принимали, Владимир Свинцов сказал: «Конечно, желательно, чтобы все члены Союза писателей жили в Барнауле. Сильно хочешь здесь жить?» Нет, говорю. «Ну и правильно! А то мы сейчас пуповину у тебя отрежем, которой ты с родной землей связан, – и ты писать перестанешь, будешь, как все».

Фоторепортаж