ЧТО ЖДАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ОТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

00:00, 09 апреля 2010г, Экономика 2742


НА ТРОИХ Фото №1

С 1 июля вступает в действие Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Мы попытались разобраться, какие плюсы и минусы могут принести новые правила игры для участников внешнеэкономической деятельности Алтайского края.

Прошло без малого два десятилетия, как развалился СССР. Думается, западноевропейские политики тихонько хихикают над нами и активно ведут интеграционные процессы: создали единый таможенный, а затем и экономический союз. Так недалеко и до полного объединения.

Теперь и мы спохватились: пытаемся вернуть утерянное, но даже при наличии политической воли сделать это непросто, так как за девятнадцать лет каждая постсоветская республика успела сформировать свои законы, отличающиеся где-то буквой, а где-то и духом. И идти на уступки не хочется, поэтому правительственные комиссии пытаются к намеченному сроку успеть хотя бы что-то решить, а несогласованные моменты - потом. В результате будущий таможенный кодекс накопил уже свыше трех сотен отсылок к разного рода документам, начиная от межгосударственных соглашений и заканчивая ведомственными приказами различных национальных министерств и служб. Такое законодательство будет особенно сложно трактовать при судебных разбирательствах, говорят юристы.

Тем не менее переговорщики, держа в уме будущие выгоды, пытаются договориться.

Уже удалось унифицировать импортные пошлины на 11 тысяч товаров. В результате с 1 января в России повысилась плата за ввоз баранины, конины, мясных консервов, отдельных предметов одежды и обуви, зато снизилась на концентраты соков экзотических фруктов, пищевые продукты для детей, шерсть, ткани, лекарственные субстанции, комплектующие для обуви.

 

Придется договариваться

Но главная выгода в том, что убираются внутренние таможенные границы союза, что позволяет странам-участницам перемещать между ними груз беспошлинно и без задержек.

- Я жду выгоды от таможенного союза хотя бы потому, что возрастет скорость прохождения грузов через внутренние границы между Россией, Белоруссией и Казахстаном, – высказал свою точку зрения Александр Жилин, начальник управления Алтайского края по обеспечению междугородных и межрегиональных связей. - А чем быстрее грузы идут, тем дешевле их транспортировка. Когда в ЕС отменили внутренние границы, то средняя скорость перемещения грузов там возросла с 30 до 70 км/час.

Предполагается, что в рамках формирующегося таможенного союза грузы будут перемещаться по единым железнодорожным тарифам. Пока же до границы можно отправить вагон по внутрироссийским расценкам, а дальше – уже по международным, которые значительно выше. Поэтому участники внешнеэкономической деятельности, чтобы сэкономить, идут на ухищрения. Они открывают дочернюю фирму или находят партнера на границе, которому отправляют груз по внутрироссийскому тарифу. А тот уже оформляет экспортно-импортную сделку.

Товар везут до Рубцовска железной дорогой, потом автомобилями до станции Локоть, которая принадлежит Казахстанским железным дорогам. Это позволяет грузить в их вагоны и везти по их ценам, которые ниже российских, так как не включают затраты на возврат порожнего вагона.

Это, по большому счету, нездоровая ситуация, считает Александр Жилин. С одной стороны, недополучают прибыль Российская железная дорога и федеральный бюджет. С другой – экспортеру приходится нести затраты на содержание дочерней фирмы, перегружать товар на границе.

Существует и опасность реэкспорта. Если, например, обезличенный товар, такой как лес или металлолом, будет переоформляться в Казахстане, то таможенные пошлины идут в бюджет дружественной республики. Если же тарифы будут едиными, то нашим предпринимателям не будет смысла ловчить. Правда, для выравнивания тарифов железным дорогам России и Казахстана придется договариваться по поводу возврата и использования чужих вагонов.

- Для нас территория Казахстана является большим транспортным плечом к рынкам Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, - продолжает тему Сергей Клинов, генеральный директор фирмы «Алтайские мельницы». - Если при таможенном союзе удастся сократить затраты на перевозку российских грузов по территории Казахстана, то Алтайский край сможет увеличить поставки муки и других продуктов зернопереработки на рынки Средней Азии, одни из самых емких рынков потребления муки в мире.

Сергей Клинов предполагает, что Казахстан может установить понижающий коэффициент к железнодорожным тарифам на транзит российских зернопродуктов в Среднюю Азию, а Россия принять подобные меры в отношении транзита казахстанской продукции по своей территории. В этом, действительно, могут быть заинтересованы обе стороны – России нужен выход на рынки Средней Азии, а Казахстану - на российские порты и рынки черноморского бассейна. Например, Китай сделал для казахстанских грузов льготный ж/д тариф до своих портов. Тем самым Поднебесная зарабатывает на увеличении транзитного грузопотока, а Казахстан выходит на рынки Юго-Восточной Азии.

 

За тридевять земель

Видимо, провозглашение союза заметно отразится на работе таможен, расположенных на границах с Россией, Белоруссией и, что важно для нас, с Казахстаном. Пока она вызывает нарекание у партнеров.

- Меня не устраивает работа российской таможни, - откровенно говорит Юрий Швайченко, председатель ассоциации «Союз промышленников и предпринимателей» Восточно-Казахстанской области. - В советское время овощи из Усть-Каменогорска в Барнаул привезти не было проблем, а сейчас проблема. Я и без груза ее по полтора часа прохожу. И то же самое у нас. А если «скоропорт» везешь?

- Конечно, мы надеемся, что с созданием таможенного союза упростится порядок и сократится срок таможенного оформления грузов, - добавляет Сергей Клинов. - Сегодня, экспортер вынужден нести большую нагрузку (как денежную, так и временную) по оформлению сертификатов для таможни, многие из которых де-факто не востребованы покупателями. Внешняя торговля – деятельность комплексная и системная, но нестыковки в работе органов сертификации, таможни и железной дороги выливаются в простои вагонов и финансовые потери для экспортера.

- В будущем таможенные посты на алтайских границах расформируют, но пограничники останутся, - предупреждает Александр Дедуренко, замдиректора по внешнеэкономической деятельности ФГУП «Ростэк-Алтай». А у пограничников есть функции досмотра груза, которые они будут исполнять с большим интересом при наличии оперативной информации о присутствии в машине, например, наркотиков. Грузы будут проверять. А это потеря времени и денег.

Известно, что логистические услуги в Казахстане обходятся дешевле, нежели аналогичная работа их российских коллег. И можно предположить, что участникам рынка удастся снизить свои расходы, пользуясь казахскими таможенно-брокерскими услугами, складами и т.д.

- После объявления таможенного союза у участников ВЭД появляется право оформить таможенную декларацию не только в Барнауле, но и на внешних границах союза. И мы как брокеры можем лишиться части работы, - говорит Александр Дедуренко. - Но я сомневаюсь, что алтайские экспортеры поедут за тридевять земель оформлять декларацию. Им это проще сделать здесь.

Пострадают скорее местные импортеры. Им придется отправлять своих специалистов на внешние рубежи таможенного союза для оформления ввозных документов.

Между тем участники логистического рынка высказывают опасения в неготовности необходимой инфраструктуры в приграничных районах. А ее, особенно в условиях кризиса, быстро создать невозможно. Например, Александр Дедуренко говорит, что казахстанские таможенники не готовы на сегодняшний день перелопатить возросший объем работы.

- За остающееся до 1 июля время казахи не успеют, - считает он. - По-моему, нужен переходный период не менее двух лет, в течение которого можно уладить все проблемы. И то при условии строгого выполнения работ по утвержденному сторонами графику.

Александр Жилин тоже не исключает варианта, что переговорщики не успеют согласовать все разногласия до назначенного времени. Придется отложить, и в этом нет ничего страшного. Все-таки главная цель – чтобы экономика получила дополнительный импульс для роста, резюмирует эксперт.

- И не надо слушать пессимистов, которые видят в таможенном союзе одни минусы, - добавляет Юрий Швайченко.

Справка «АП»
Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
Обычно страны — участницы Таможенного союза (ТС) договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Фактически речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов.

Фоторепортаж
Блоги