Достойная своего деда внучка

09:00, 13 декабря 2015г, Спорт 3824


1
1

Женские шахматы всегда были в тени шахмат мужских. И потому сейчас фактически забыты имена лучших советских шахматисток довоенной поры, в том числе и двукратной чемпионки СССР (в 1934 и 1936 годах) Ольги Семеновой-Тян-Шанской (1911-1970), уроженки Санкт-Петербурга, внучки знаменитого русского географа и исследователя Петра Семенова-Тян-Шанского. В городе на Неве она и прожила многие годы – до своей безвременной кончины в 1970-м в 59 лет. Мужем Ольги Измайловны был выдающийся составитель шахматных этюдов заслуженный мастер спорта Владимир Корольков, также становившийся чемпионом СССР.

В середине 80-х ведущий «Игротеки» наведался в Петербург (тогда – Ленинград), чтобы собрать материалы для вышедшей вскоре во всесоюзном издательстве «Физкультура и спорт» небольшой книги о шахматных клубах страны. Остановился я в Питере у товарища и коллеги Константина Черепанова, бывшего барнаульца, кандидата в мастера по шахматам. Он работал на легендарном Кировском заводе, вел в заводской многотиражке шахматный отдел и давно был знаком с Корольковым, ветераном-кировцем (Костя и знаменитый этюдист когда-то вместе играли за свою заводскую команду в городских чемпионатах). Друг-земляк пообещал сводить меня в гости к Владимиру Александровичу, но выяснилось, что ветеран в тяжелом состоянии после перенесенного инфаркта... Встреча не состоялась, в 1987-м Королькова не стало (нет уже в живых и Кости, безвременно ушедшего из жизни два года назад после тяжелой болезни).

Недавно питерские коллеги сообщили мне интернет-адрес сына Королькова и Ольги Семеновой-Тян-Шанской – Александра Семенова-Тян-Шанского, кандидата технических наук, и я тут же связался с ним по электронной почте. Прежде всего не преминул сообщить, что живу неподалеку от уютной аллеи с памятником-бюстом Петру Петровичу Семенову-Тян-Шанскому, прозвавшему мой родной город Сибирскими Афинами... И, конечно же, я попросил представителя славного российского рода рассказать о родителях, оставивших такой яркий след в истории отечественных шахмат.

– Александр Владимирович, видел ли Петр Петрович свою внучку, ставшую впоследствии лучшей советской шахматисткой?

– Разумеется, видел, как и многих других своих внуков – не менее 12, а всего их было 16. У Петра Петровича было 8 детей, четверо имели потомство. У старшего сына было семеро детей и т. д. Мой дедушка Измаил Петрович в 1915-1916 годах построил большой дом с метеорологической станцией в своем имении в деревне Петровке Тамбовской губернии. Туда вся семья поехала летом 1917-го и решила там остаться. И жили там с разными приключениями, вели  крестьянскую жизнь, все четверо детей получили домашнее образование. Прожили в Петровке до начала коллективизации, их оттуда вытеснили как бывших помещиков, и семья вернулась в Ленинград.

Мои родители, скорее всего, познакомились благодаря шахматам, поженились, полагаю, в 1937-1938-м. В 1939-м родилась моя сестра Надежда, я родился в 1945-м.

До возвращения в 1929-м в Ленинград мама нигде не училась, в институты ее не принимали из-за дворянского происхождения. Она отлично владела английским и французским, неплохо – немецким, научилась этому в семье. Окончила полиграфический техникум на Васильевском острове и работала корректором в Гослитиздате (впоследствии издательство «Художественная литература»). Мама активно играла много лет и после войны, на моей памяти много ездила на турниры и сборы. Играла по крайней мере до 1955 года. У нее была миеломная болезнь, тогда – смертельная, теперь ее вроде бы лечат...

– Мне довелось читать, что шахматам вашу маму научили Измаил Петрович, и ее братья, вероятно, хорошие шахматисты...

– Никакой возможности установить, в какую силу играли мои дяди и дедушка, у меня нет...

– Не могу не спросить: сам Петр Петрович в каких отношениях был с древнейшей игрой?

– Прадед в шахматы не играл. Иногда, как это было принято, играл с домашними в карты (вист).

– А вы в шахматы играете?

– Нет, родители ни меня, ни сестру не научили, о чем мы очень жалеем. Разумеется, оба мы давно пенсионеры.

17 лет назад мы с женой организовали первый в России частный приют для одиноких пожилых женщин в нашем родовом доме. Еще занимаемся его сохранением, а в этом доме, на 8-й линии Васильевского острова, живут потомки троих детей Петра Петровича. В его мемориальной квартире – Вениаминовичи, в другой – Дмитриевичи, в третьей – Измайловичи (это мы). Обороняемся от вандализма, в основном государственного...

В мемориальной квартире Петра Петровича осталось много чего, в том числе и библиотека. Приезжайте к нам и на месте все увидите!

Спасибо, уважаемый Александр Владимирович, за приглашение мне, старожилу Барнаула, старинного сибирского города, в котором чтили, чтят и, уверен, всегда будут чтить память о Петре Петровиче Семенове-Тян-Шанском, великом ученом, основателе российской экономической географии...

Фоторепортаж