Славянские мотивы и узоры

00:00, 15 июля 2011г, Культура 3009


Славянские мотивы и узоры Фото №1

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» - хотелось с гордостью воскликнуть вслед за поэтом, побывав на межрегиональных фольклорных фестивалях «Родники Алтая» и «Купальская ночь». Совершенно разных по формату, но одинаково вызывающих повышенный интерес не только у жителей Сибири.

Очищающие душу «Родники Алтая»

Участникам и зрителям XI межрегионального фестиваля русского народного творчества «Родники Алтая», который в третий раз проходил в живописной березовой роще на окраине Усть-Коксы, с погодой не повезло. То моросил, то лил как из ведра дождь. Но более 940 самодеятельных артистов со всей Сибири приехали не на солнышке загорать и живописными окрестностями любоваться.

На сцене масштабного фестиваля после выступления первоклассных исполнителей из Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, Хакасии и Республики Алтай девушки из детского фольклорного коллектива «Талица» (село Топольное Солонешенского района) поначалу заметно волновались. Но уже через минуту стройно выводили на разные голоса старинные напевы, по-народному слегка подтанцовывая, как на деревенских гуляньях.

Руководитель «Талицы» Елена Маркова рассказала:

- У нас в Топольном работает филиал районной школы искусств. В нем занимаются более тридцати человек. В Усть-Коксу приехали семеро школьников из старшей группы. Нам здесь все нравится.

- Даже дождь?

- У природы нет плохой погоды. Некоторые неудобства он, конечно, доставляет, ведь живем в палатках. Но мы уже третий раз на «Родниках Алтая», да и сами не степные жители, знаем, как переменчива погода в горах, поэтому подготовились.

- Приехали побеждать или просто себя показать и на других посмотреть?

- Скорее, последнее. Здесь есть чему поучиться, у многих очень высокий исполнительский уровень.

- У вас не такие броские и яркие, как у некоторых ансамблей и исполнителей, наряды, это от бедности или так и задумано?

- Мы пытаемся сохранить традиции Солонешенского района. Поэтому и костюмы шьем себе традиционные, в каких ходили наши предки, и песни старинные поем, как они пели, собираясь по разным поводам вместе, а не по-эстрадному. Может быть, с точки зрения некоторых зрителей это не так эффектно, но зато более достоверно.

- А сегодня еще можно встретить в жизни такое исполнение?

- Стихийно, пожалуй, уже нет. Но мы сами собираем молодежь на вечёрки, разучиваем народные игры и песни. Бывает, что нас просят спеть или провести фрагмент старинного обряда на свадьбах: на выкупе, на регистрации. Но чтобы полностью провести всю свадьбу по-старинному – такого уже нет. Но интерес к народным традициям понемногу возрождается. А мы со своей стороны делаем все, что в наших силах, чтобы этот процесс шел быстрее. И очень радуемся, когда видим, как на улице ребятишки играют в старинные игры, которым мы их научили…

Алтайский край на фестивале в Усть-Коксе также представляли коллективы «Полянка» и «Девишник» (с. Топольное), «Умка» (ДШИ г. Бийска), «Былина» и «Радуница» (Новоалтайск), ДШИ села Ая, АлтГАКИ из Барнаула, артель мастеров народных промыслов «Умельцы». Все получили благодарственные письма за подписью министра культуры Республики Алтай.

Огненная феерия «Купальской ночи»

«Родники Алтая» - фестиваль, на котором не просто выступают перед зрителями, но и соревнуются, получая за победу солидные награды, в этом году, например, баяны и гармони от сенатора Ралифа Сафина. Фестиваль «Купальская ночь», который неделю спустя прошел около села Турочак, имеет совсем другой формат. Это масштабное, высокого эмоционального накала действо, огненная феерия-реконструкция славянского празднества времен языческой Руси, без всяких византийских и иерусалимских примесей. Если сравнивать исполнительский уровень участников, то на «Родниках Алтая» в целом и в среднем он, пожалуй, повыше. Но по-режиссерски «Купальская ночь», несомненно, скроена и сшита эффектнее, концептуально – глубже, стилистически – безупречнее.

Ночь на Ивана Купалу, как и любимая народом Масленица, по времени фактически совпадает с позже утвержденными религиозно-светскими праздниками. Возможно, кому-то хотелось затушевать в сердцах и душах людей глубинную самобытную сущность. К счастью, не удалось. Ведь народ, как дерево, лишенное корней, в конце концов увянет, если каждое новое поколение будет относиться все более наплевательски к чаяниям, верованиям и делам своих пращуров.

Праздник любви и семейных ценностей по-славянски начался с шествия девушек с ветвями берёзы в руках. Как они ступали в наступавших сумерках - древнегреческие наяды и древнеримские вакханки отдыхают! Распущенные волосы спадают на плечи, венки, сплетенные из веточек берез и полевых цветов, нарядно-торжественные платья из белого льна с красно-золотым орнаментом на талии перехвачены длинными поясами...

Рассказывать о том, как все происходило, можно долго. Но это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть. В ничтожной степени пафос и красоту «Купальской ночи» отражает и представленный фоторяд. В газетный разворот не втиснуть сотни разноплановых снимков, поэтому многое осталось за кадром. В том числе одна из кульминаций – ритуал добывания огня. Сухое, заточенное, как карандаш, бревно, обвитое веревкой, стоит остриём в лунке другого – лежащего бревна. Восемь дюжих молодцев в славянских одеждах и лаптях из лыка, взявшись по четверо с одной и другой стороны, во всю силушку начинают тянуть веревку туда-обратно, вращая бревно как волчок. Минута – и от трения остриё бревна так накаляется, что положенная рядом пакля вспыхивает как порох. От этого рукотворного пламени зажгут многочисленные факелы и ритуальное колесо, которое перед полуночью скатят с горы в воду.

Материальный аспект

По пути на «Родники Алтая» и «Купальскую ночь» мы обогнали сотни машин с номерами сибирских краев и областей, а также Урала и даже Москвы. Они останавливались прицениться к ведерку полевой клубники, которой торговали жители близлежащих сел и деревень; купить алтайского меда - благо на обочине шоссе через каждые пятьсот-триста метров с утра до вечера дежурят около разнокалиберных емкостей на капотах автопасечники; у стационарных придорожных сувенирных лавок; у автозаправок и кафе, которых наконец-то стало с избытком. И соответственно оставляют в Алтайском крае и Республике Алтай кто небольшие, а кто и изрядные суммы. Если придорожный торговый люд исправно будет перечислять с них налоги, то это может существенно пополнить местные бюджеты. Именно поэтому во многих странах мира, активно развивая туризм, устраивают всевозможные фестивали, чтобы заманить побольше гостей. Причем все большую популярность в последние годы завоевывают именно фольклорные.

Многое делается и у нас в крае в этом направлении. А в идеале - все выходные в туристский сезон должны быть «зафестивалены». Чтобы «случайные» туристы всегда могли выбрать что-то по душе, а те, у кого к чему-то устойчивый интерес, специально планировали и приезжали ежегодно. Формула проста: чем их больше, тем нам лучше. Районов у нас много, исторических и географических изюминок хоть отбавляй. Понятно, что требуются немалые интеллектуально-творческие усилия и средства, чтобы провести фестиваль или иное туристско-привлекательное действо на таком высоком уровне, как в Турочаке. Но овчинка стоит выделки. Когда над зеркальной гладью искусственного пруда, специально построенного для славянского празднества, ровно в полночь грянул последний залп прощального салюта, восторг примерно десяти тысяч человек выплеснулся в купальную ночь стихийно-многоголосым ором: «Турочак, молодцы!» Значит, большинство орущих постараются приехать снова.

*   *   *

Марина Вялкова в 1989 году помогла мужу Василию Вялкову создать в Барнауле ансамбль «Ярманка». В 1990-м они переехали в Турочак, где продолжили фольклорно-просветительскую деятельность, создав в райцентре еще и детскую студию «Ярманочка». Они придумали и «Купальскую ночь». Василий Вялков участвовал и в организации республиканского фестиваля русской культуры «Родники Алтая», который сейчас проводится в Усть-Коксе.

9 января 2009 года Василий Вялков, видимо, не мог отказаться от рокового полета на вертолете с охотниками-браконьерами на борту. Обломки разбившегося Ми-8 были обнаружены 11 января. Василий Вялков, увы, оказался в числе погибших.

Как говорят знавшие его, он был всеобщим любимцем, талантом-самородком из маленькой деревушки Талон… Хрипловатый голос, лукавые-лучистые голубые глаза, заразительный смех… Он раздаривал себя направо и налево, никогда не оценивал людей по должности и социальному статусу, не кичился известностью. Был прост и доступен для всех, терпеть не мог конфликтов и интриг, умел сглаживать острые углы, всех объединять и мирить, но всегда имел собственную точку зрения… К нему тянулись как к неистощимому источнику юмора, энергии и доброты. Для него, прошедшего афганскую войну, были святы понятия «дом», «семья», «родина». Его гармонь умолкла навсегда, но дело – живо. Фестиваль «Купальская ночь» - лучшее тому подтверждение. Теперь это дело жизни его жены Марины.

Фоторепортаж