Чудики кедровые, чудаки - живые

00:00, 21 июля 2011г, Культура 2418


Чудики кедровые, чудаки - живые Фото №1

…- И где здесь найти Алешу Бесконвойного? – спрашиваю я у народного мастера Алтайского края Сергея Мозгового…

- Ты рассказы Шукшина читал? – улыбается в ответ мастер. – Ну, а если так – иди и смотри! А не увидишь сам: так и быть, покажу!

– И то правда! - рассуждаю про себя. – Главное ведь осмотреться, вспоминать канву шукшинских рассказов… Но где тут разберешься, когда на небольшой площадке - пятнадцать команд, в которых трудятся двадцать мастеров – резчиков по дереву, собравшихся сюда со всей России. Смотреть на их труд – одно удовольствие. Остается только идти и вглядываться в каждую скульптуру. Чем мы и занялись…

15 июля в Сростках в рамках Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» в сквере у главного здания музея-заповедника состоялось открытие I фестиваля деревянной скульптуры «Шукшинские чудики» по мотивам произведений нашего земляка. Материал, из которого изготавливаются скульптуры, – алтайский кедр.

Кедр наряду с липой, пожалуй, самый мягкий, пластичный древесный материал из тех, что произрастают в России. Кроме того, кедр – большое дерево. И это значит, что делать из него скульптуры можно почти что монументальные.

Свои сюжеты скульпторы придумывали заранее. При этом перед ними ставится задача – не просто создать один персонаж, а раскрыть мир образов Василия Шукшина. Многие из участников фестиваля предложили сразу несколько вариантов скульптур – на выбор устроителей этого мероприятия. Сейчас в Сростках идет кропотливая творческая работа над образами Егора Прокудина, Степана Разина, Алеши Бесконвойного. А еще – образ Катуни, петухи из знаменитого произведения нашего великого земляка «До третьих петухов», фигурная композиция из рассказа «Мой зять украл машину дров»… Кстати, для одного из персонажей кто-то из деревенских принес большой гвоздь: старинный, четырехгранный. Его шукшинский персонаж будет держать в руке – как и положено по сюжету. Это ли не народное признание фестиваля деревянных скульптур?

Среди участников – команда мастеров из села Богородское: народный мастер России, преподаватель художественно-промышленного училища Геннадий Рунов, мастера Владимир Алманов и Евгений Птицын.

В числе участников фестиваля – большая команда мастеров из Барнаула. Это Иван и Сергей Мозговые, Максим Красулин, Евгений Токарев и Вячеслав Бедилов, Александр Куртуков и Николай Мозгунов, Сергей Клинцов. Иван Локтюхин представляет Хабаровск, Наталья Белобородова – Пермь, Минибулат Абудрахимов – Ульяновск. Александр Кныш, известный скульптор, и Сергей Кныш приехали на фестиваль из Москвы. Бийск представляют Николай Порубов и Эльвира Андрияшкина. Сергей Зайцев живет в селе Полеводка Бийского района.

Но и сростинская земля не оскудела талантами. В день открытия фестиваля к его устроителям подошел местный житель Геннадий Ашхаруа и попросил записать его в ряды соревнующихся. Ну как же было не взять такого человека? И он, получив свой «надел» - отруб ствола, начал ваять фигуру своего соседа.

Осматривая скульптуру за скульптурой, вижу наконец мужика с ведрами в руках, в телогрейке, солдатских галифе и сибирских пимах. Похоже, он и есть Алеша Бесконвойный, персонаж одноименного шукшинского рассказа. «Узнали? – спрашивает автор скульптуры Минибулат Абудрахимов. - У себя в Ульяновске я в основном занимаюсь изготовлением ледяных скульптур. А что касается дерева – то больше люблю «банную» тематику. Но понятно, что произведение Василия Макаровича совсем не про баню… Мне хотелось бы сделать Алешу Бесконвойного с коромыслом, несущего воду. Помните, как в рассказе: несет воду своей, особенной походкой, бабы над ним смеются, а он ни капли не расплещет… Но так как это парковая скульптура, пришлось дать ему ведра в руки…

Да, действительно, рассказ совсем не про банальную помывку в бане, а, скорее всего, про омовение души простого русского мужика. И про ту отдушину, которая должна быть у любого человека. И много про чего еще, что словами и не обскажешь. Но антураж-то банный! Помните, как у Василия Макаровича: «В субботу он топил баню. Все. Больше ничего. Накалял баню, мылся и начинал париться. Парился как ненормальный, как паровоз, по пять часов парился! С отдыхом, конечно, с перекуром... Но все равно это же какой надо иметь организм! Конский?

В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел. Он даже не умывался, а шел сразу во двор - колоть дрова.

У него была своя наука - как топить баню. Например, дрова в баню шли только березовые: они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением...»

Удастся ли мастеру из Ульяновска передать этот неподражаемый шукшинский колорит – судить зрителям.

Подведение итогов фестиваля и награждение победителей состоятся 23 июля. Об этом рассказал инициатор фестиваля – алтайский скульптор Александр Парфенов. Призеров определит общее собрание мастеров. Наградой станет инструмент – современные бензопилы. Каждому мастеру, чье творение отвечает критериям фестиваля, будет выплачена определенная стипендия – вне зависимости от того, какое место он
займет, одному будет вручен и приз зрительских симпатий. Эту награду голосованием определят участники Шукшинского фестиваля.

Обойдя рабочую площадку по кругу, снова возвращаюсь к месту работы Сергея Мозгового. Он создает Егора Прокудина из фильма «Калина красная». По сути дела – это Василий Макарович, ведь именно он сыграл эту роль в кино. Поэтому работа более чем ответственная и излишней суеты не терпит.

Алтайский кедр – дерево «благородных кровей». Но и у него есть свои «болячки» - трещины по стволу, сучки. Все это приходится учитывать мастерам, а иногда и менять композицию всей скульптуры. Тот же Сергей Мозговой рассказал, что пришлось в срочном порядке менять позу его Егора Прокудина. Посредине доставшегося для обработки ствола была природная трещина. Но ведь на то и существует художник, чтобы находить выход из сложившейся ситуации. Поэтому на лице одного из персонажей – бабки – сучок превратился в колоритную бородавку. А на ее сарафане затемнения от сучков выглядят как горошины на ткани. Ну, а когда совсем уж это выпадает из общей композиции, то сучок приходится высверливать и заделывать получившееся отверстие однородной древесиной.

По завершении фестиваля роща в Сростках превратится в своеобразный музей под открытым небом. Фигуры будут окрашены и обработаны антисептиком и водоотталкивающим лаком. И если это делать с должной периодичностью – жизнь скульптур продлится лет до тридцати. Но для этого под каждой фигурой нужно отлить специальные бетонные подушки, а чтобы всякий желающий мог прийти и увидеть все, в роще будут устроены дорожки и установлены скамейки.

- Знаешь, если в период создания рассказов Шукшиным эти персонажи кому-то казались чудиками, то теперь таковыми, наверное, считают нас, - улыбается Сергей Мозговой. – Наверное, наша жизнь и понятия не совсем соотносятся с сегодняшними реалиями, когда борьба за финансовый достаток заменяет многие духовные вещи. Многим из тех, кто приехал сюда, можно было просто сидеть в своих мастерских и считать деньги за выполненные заказы. Но ведь задушевный разговор на берегу Катуни, пение под гармошку очищают душу. Наверное, за этой первозданной чистотой многие и едут сюда. Поэтому пусть стоят здесь и наши деревянные чудики.

 

Справка «АП»
Богородский промысел – это изготовление резных игрушек и скульптур из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является село Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области). Отличают этот стиль резьбы четкая компоновка фигуры и особая чистота отделки. Сказывается школа, которой уже триста лет!

*   *   *

Справка «АП»
Сибирский кедр, вечнозелёное дерево, достигающее 35–44 метров в высоту и 1,8 метра в диаметре ствола. Продолжительность жизни 800–850 лет. На Алтае верхняя граница распространения кедра лежит на высоте 1900–2000 метров над уровнем моря.

Фоторепортаж