Алтайская Ева

00:00, 29 июля 2011г, Культура 2793


Алтайская Ева Фото №1

Выходит, что Алтай наряду с Африкой является колыбелью человечества, что вызывает необходимость пересмотра как библейских, так и научных представлений о происхождении людей. 

Расшифрован код генома

Как уже сообщала наша газета, вблизи Денисовой пещеры в Солонешенском районе в начале июля состоялся международный симпозиум, на котором ученые обсуждали результаты исследований археологических находок в пещерах Алтая. Здесь – в стационаре Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) собрались ведущие археологи, антропологи, палеонтологи и палеогенетики мира. И ни у кого из них не вызвали серьезных возражений выводы российских, немецких и американских генетиков, всколыхнувшие мировую науку о происхождении человека.

В конце прошлого года мир облетела сенсационная новость о том, что на юге Сибири обитал неизвестный ранее тип людей – денисовцы. Это стало ясно после ядерного и митохондриального ДНК-анализа ногтевой фаланги мизинца девочки, жившей на Алтае около 45 тысяч лет назад.

В течение первой половины текущего года под руководством Сванте Паабо, директора отделения эволюционной генетики Лейпцигского института имени Макса Планка, исследовался зуб, который, как оказалось, принадлежал юноше-денисовцу. А по словам заместителя директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаила Шунькова, геном денисовца извлечен еще из двух останков, обнаруженных в 2010 году в 11 слое Денисовой пещеры. Таким образом, на сегодняшний день уже четыре находки говорят о существовании ранее неизвестной популяции людей.

Я спрашивал одного из организаторов симпозиума, видного российского археолога академика Анатолия Деревянко, почему именно иностранные, а не отечественные специалисты расшифровали код гена древнего человека? Он дал понять, что в России для проведения подобной работы пока нет надлежащей аппаратуры. Ведь исследования древних находок требуют особой методики. И, как правило, чем древнее материал, тем труднее исследовать ДНК. А в Лейпцигском институте эволюционной антропологии имени Макса Планка занимаются этим с 1987 года.

Немецкие генетики пришли к выводу, что структура ДНК денисовца наполовину разнится с нашей, генетически он отстоял от нас еще дальше, чем неандерталец: у последнего с современным человеком насчитывается 202 геномных отличия, в то время как у денисовца их 385. Ученые установили, что только у одного населения народа мира – Меланезии, живущего на островах северо-восточнее Австралии, – имеются 4-6 процентов общих генетических черт с денисовцами, тогда как у всех остальных современных людей, кроме африканцев, от одного до четырех процентов генома неандертальцев.

Таинственный гоминид

В ходе международного симпозиума его участники пришли к выводам о том, что, судя по всему, денисовцы являлись родственниками неандертальцев, однако представляли собой отдельную популяцию, имевшую принципиальные отличия как от современного человека, так и от неандертальца. Об этом, в частности, говорил американский генетик Дэвид Райх из Гарвардской медицинской школы в Бостоне.

А Анатолий Деревянко в эксклюзивном интервью «Алтайской правде» подчеркнул, что у современного человека теперь нет общего предка. Ведь последние три десятилетия генетики всего мира считали, что «первобытный Адам» появился 80 тысяч – 2-2,5 миллиона лет назад в Африке, а все мы, ныне живущие на Земле, являемся его потомками.

Дискуссии же в ходе алтайского симпозиума позволяют предполагать, что человек современного анатомического типа сформировался из нескольких линий человека разумного (хомо сапиенс): африканской (африканиенсис), европейской (неандерталенсис), восточной и юго-восточной азиатской (ориенталенсис) и южно-сибирской и центрально-азиатской (алтаенсис). Особняком в систематике предков человечества стоят хоббиты с индонезийского острова Флорес. Эти первобытные люди карликового роста, проживавшие 18 тысяч лет назад, стали знаменитыми благодаря толкиновской эпопее «Властелин колец».

Таким образом, не исключено, что все эти гоминиды принимали участие в формировании человека разумного, то есть нас с вами.

Миграция – основа выживания

Больше того, во время симпозиума новосибирские ученые выдвинули так называемую мультирегиональную гипотезу об одновременном проживании на Алтае примерно в одно и то же время неандертальцев, денисовцев и людей современного анатомического типа. К таким выводам они пришли в ходе исследований митохондриальной ДНК трех находок последнего времени: окаменевшего фрагмента ногтевой фаланги мизинца и коренного зуба, обнаруженных в Денисовой пещере, а также кости из пещеры Страшная в Краснощековском районе. И если две первые находки принадлежали «ископаемым людям», то последняя, как установлено в результате генетического анализа, – человеку современного облика.

Раскопки в пещерах Алтая показали, что орудия труда той поры очень похожи, что позволяет предположить: сосуществование не было антагонистическим, происходила ассимиляция, то есть потеря этносом своих отличительных черт и их замена заимствованными у другого этноса.

Таким образом, мультирегиональная гипотеза происхождения человека подразумевает не только множественность волн миграции и ареалов проживания различных предков хомо сапиенса, но и параллельное их развитие на одних и тех же территориях.

Подобную точку зрения разделяет и соавтор открытия новосибирских ученых немецкий профессор Сванте Паабо, который в ходе симпозиума сформулировал гипотезу «капельного замещения» в формировании человечества. По представлению германского генетика, произошло несколько плавных волн миграции и слияний различных видов предка человека.

Директор Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко считает, что было два заселения Алтая первобытными людьми. Первое
произошло около 800-900 тысяч лет назад, когда на юг Сибири пришла волна миграции. Однако около 500 тысяч лет назад она исчезла, возможно, из-за похолодания или малочисленности популяции. А еще через 200 тысяч лет на Алтай и во всю Центральную Азию вновь пришли люди, как считается, с Ближнего Востока, о чем свидетельствует культурная близость с этим регионом.

Например, обнаружение всё в том же 11-м слое Денисовой пещеры двух фрагментов каменного браслета свидетельствует о том, что денисовец был более мастеровитым, чем неандерталец и другие предки современных людей.

Как рассказал мне Анатолий Деревянко, «при изготовлении браслета выявлены техники шлифования, пиления, полировки и сверления. Прежде считалось, что эти техники человек освоил 15-10 тысяч лет назад». Денисовец также умел делать одежду, обувь и другие предметы, относящиеся к быту и к искусству.

Объект мирового значения

Таким образом, алтайские пещеры, особенно Денисова, являются чрезвычайно важным памятником, который позволяет лучше понять предысторию человечества. Он имеет общечеловеческое, всемирное значение и внесен ЮНЕСКО в свод археологических объектов. Представьте себе, что не сходя с места здесь можно изучать все эпохи с древнейших времен.

Прежде чем посетить пещеру, мы встретились с Михаилом Шуньковым, заместителем директора Института археологии и этнографии СО РАН, многолетним руководителем раскопок в долине Ануя.

Он рассказал, что в 15 километрах от Денисовой пещеры при обследовании палеолитической стоянки Карама сделано еще одно сенсационное открытие. Оказалось, что это – древнейший археологический памятник на территории не только Сибири, но и Центральной Азии. Самые нижние отложения культурного слоя объекта датируются возрастом 900 тысяч лет, когда человек впервые появился на юге Сибири.

Напряженная работа над изучением находок, которой занимались и занимаются археологи, палеоботаники, палеозоологи, геологи, узкие специалисты, изучающие, например, древние почвы, позволила восстановить историю развития климата, ландшафта, растительного и животного мира на юге Алтая почти за миллион лет.

На вопрос, как могли выглядеть здесь тогда флора и фауна, Михаил Васильевич отметил, что в древности в долине Ануя была природа, похожая на ту, которая имеется сейчас на Северном Кавказе. Здесь произрастали даже северные виды бамбука. В составе лесов были вяз, клён, дуб, липа, граб, лещина, но вовсе не те виды, что характерны для настоящего времени. Широколиственные породы вымерли приблизительно 17-15 тысяч лет назад, в период последнего оледенения. С древних времен сохранились лишь крохотные островки реликтовых липовых рощ на границе с Кузбассом.

Для сообщества крупных млекопитающих этой эпохи характерны такие хищники, как рысь, гиена, пещерный и бурый медведь, красный волк, песец. Среди травоядных животных преобладали сибирский козел и косуля, реже встречались бизон, шерстистый носорог, марал, осел, лошадь, архар. Богатым был и птичий мир долины Ануя. Из 27 видов останков животных, обнаруженных в Денисовой пещере, восемь полностью вымерли, семнадцать других живут в настоящее время в Сибири, еще два встречаются южнее – в степных и горных областях Монголии и Китая, а один вид – севернее, в приполярных районах.

По словам Михаила Шунькова, специфика долины Ануя во все времена состояла в том, что здесь на небольшом участке сконцентрированы различные природные зоны. В сотне километрах от Денисовой пещеры начинается Предалтайское плато Западно-Сибирской равнины со своим животным миром и экологией. В 60 километрах южнее расположена Усть-Канская межгорная котловина с более жестким климатом и специфическим животным миром. В 10-20 километрах западнее можно наблюдать типичную тайгу, где поныне обитают медведь, кабан и рысь. Древний человек умело использовал природную специфику данной местности. Если в степной зоне выбор при колебании температур был невелик, то здесь при похолодании гоминид мог уйти в более теплое место, совершать внутренние миграции.

Свидетельства минувших эпох

Нам повезло встретить в стационаре СО РАН старого знакомого, известного бийского историка Сергея Исупова, который много лет в качестве сотрудника Института археологии и этнографии участвует в раскопках в Денисовой пещере. Он любезно согласился быть нашим гидом. Прежде всего показал лаборатории стационара, где тщательно обрабатываются исходные материалы, добытые в глубинах горы. И если для неспециалиста это – камешки и косточки, то для археологов и палеогенетиков – богатейший материал о жизни древних людей.

Сама пещера для непосвященного – это просто горная полость, к которой ведут крутые деревянные мостки. А когда-то, в седой древности, у подножия ответвления Большого Ануйского хребта плескались воды пресного мелководного моря. Об этом археологам рассказали известняки, сформированные из продуктов жизнедеятельности придонных организмов. Около 300 тысяч лет назад русло Ануя было на 28 метров выше и располагалось у подошвенной части скальника. Река выбивала своими водами промоины в мягком известняке – так образовывались карстовые полости. Когда русло Ануя стало опускаться вниз, появившуюся пещеру облюбовали хищные звери. Первобытные люди тоже использовали ее в качестве убежища, но, видимо, не жили в ней постоянно. Привлекательной для человека она становится лишь в холодные периоды, о чем свидетельствуют встречающиеся в нижних культурных слоях костяные орудия и обожженные кости.

Рядом с Денисовой пещерой проходит древняя дорога. Она впервые упоминается в китайских имперских хрониках в III веке до нашей эры как «торговый путь в Юэйджи». Последний термин мог означать местные скифо-сибирские племена. А III век до нашей эры – это как раз расцвет на Алтае знаменитой пазырыкской культуры. Еще до появления Чуйской тропы торная дорога вдоль русла Ануя видела конницу скифов и тюрков, тумены Чингис-хана, по ней ходили китайцы.

В российских источниках о ней впервые упоминает тобольский воевода Петр Годунов в 1676 году в «Генеральном чертеже всея Сибири». В одном из вариантов карты были росписи – сопроводительные записки к топографическим документам и стратегически важным точкам. В частности, по поводу плавежной переправы у слияния Бии и Катуни он написал, что «сим местом калмыки черные ходят в торговые гости в Мунгальскую степь и в Катайское царство. А от слияния сих рек до Мунгальских степей и Катайского царства ходу конем два месяца».

Позже дорогой из Китая в Центральную Азию ходили сначала русские драгуны, затем фискальные чиновники, за ними – миссионеры, крестившие алтайцев в православную веру. Расположенное в четырех километрах от Денисовой пещеры село Черный Ануй – как раз бывший миссионерский стан.

Сергей Исупов обнаружил, что первым упомянул полость в горе как возможный археологический памятник священник Стефан Ландышев: «Пещера сия по удобству местоположения своего вполне могла служить обиталищем древних троглодитов». И угадал…

Мимо пещеры проходили и первые туристические маршруты с Белокурихинских горячих радоновых источников в Черный Ануй, на кумысную ферму, где лечили туберкулез. На внутренних стенах пещеры поныне сохранились подписи, свидетельствующие о том, что ее посещали европейские, уральские и сибирские Вани и Мани в 1908, 1909, 1911, 1913 и другие годы.

По кержацкой легенде свое название пещера получила в честь отшельника-старообрядца Дионисия, жившего здесь в XVIII веке. Но как мы теперь знаем, люди жили здесь за многие тысячелетия до него. Согласно другой версии местной легенды недалеко от пещеры были пастбища пастуха Дениса, укрывавшегося в ней во время непогоды. Алтайцы же называют пещеру Аю-Таш или Кан-таш – медвежий или шаманский камень.

Не сенсация, а результат

За три десятилетия работы в пещере, площадь которой составляет 270 метров, а длина 110 метров, в 22 культурных слоях найдено свыше пятидесяти тысяч артефактов – осколков бронзовых, костяных и каменных орудий, керамика, фрагменты украшений. Это – богатейшая информация о доисторических эпохах в хронологическом диапазоне не менее 280 тысяч лет.

Однако, по оценке Сергея Исупова, археологи за три десятилетия, что называется, пальчиком колупнули. Интересных находок множество, но, возможно, самые сенсационные скрыты в пустотах. Пока исследовано четыре объекта – предвходовая площадка, центральный зал, устьевая часть южной галереи и раскоп в восточной галерее. То, что раскопано, могло служить хозяйственным целям, а «залы», кладовые и погребения могли располагаться глубже. Кое-где в стенках имеются щели: подносишь зажженную свечку – огонь дрожит. Значит, внутри полость. Геофизики из Москвы и Японии с помощью специальных датчиков прозвонили ее и пришли к выводу, что за «пробкой» имеются пустоты объемом от полутора до трех тысяч кубометров.

Любая беседа с участниками раскопок, как правило, заканчивается тем, что они ожидают новых находок. И академик Деревянко уверен в этом. Он заявил также, что расшифровка генома денисовца позволила говорить об открытии сибиряками американского континента уже не как о гипотезе, а как о строгом научном факте. Причем это произошло не 12-13 тысяч лет назад, как считалось раньше, а около 20 тысяч лет. «Американские индейцы антропологически и этнографически – сибиряки, в этом не приходится сомневаться», - считает Анатолий Пантелеевич. Однако он подчеркнул, что ученые ориентированы не на сенсацию, а на объективный результат. Было бы здорово, по его мнению, найти, например, череп денисовца, что позволило бы реконструировать его облик. 

Фоторепортаж