Вездеход – везде ход

Может, бизнес и малый, зато шустрый и у станка стоять умеет

00:00, 02 августа 2011г, Экономика 3093


Вездеход – везде ход Фото №1

Так уж повелось - малое предпринимательство мы ассоциируем в основном с торговлей. Но есть люди, которые успешно создают в той сфере и промышленные предприятия. Пусть небольшие, но производящие реальную продукцию. И она пользуется устойчивым спросом. К ним относится «Алтайтрансмаш-сервис». На вопросы корреспондента «АП» отвечает генеральный директор компании, председатель общественного совета по развитию предпринимательства при главе администрации и совете депутатов Рубцовска Иван ТОМАШЕВИЧ. 

Непростое начало

- Иван Иванович, «Алтай-трансмаш-сервис» изначально был зарегистрирован в 1997 году. Основной вид деятельности: конструирование и производство гусеничных вездеходов. Осознавали вы и ваша команда всю сложность того времени и задач?

- Безусловно. К примеру, нехватка специалистов подтолкнула к идее задействовать конструкторов с других рубцовских предприятий. Естественно, в их время, свободное от основной работы. Создали рабочую группу, определили цели, сроки, и вот тогда началась уже настоящая…

- Работа?!

- Нет, проблема! Или даже несколько больших проблем… Ограниченность на производствах задач того времени приучила спецов двигаться в узких направлениях. Случалось, подбирали комплектующие в справочниках, и вроде бы реальные предприятия те детали выпускали. А на деле оказывалось, что заводы уже не существуют. Или вот еще казус. Конструкторы разрабатывают системы. По отдельности к узлам претензий нет, а вместе на одной машине не стыкуются!

- Выходит, производство сумело преодолеть подводные камни?

- Начали с освоения капремонта гусеничных вездеходов. Отрабатывали, а иногда и заново создавали технологии. Постоянный техпроцесс выявил слабину изделий, заставил по-новому взглянуть на саму конструкцию.

- Слышал, к тому периоду рабочая группа окончательно забуксовала в разборе ваших идей…

- Было такое. И мы приняли решение - набрать выпускников вузов конструкторских специальностей. Дабы, значит, поручить им довести задуманную машину до подробного чертежа. Особенно помогала возможность создавать на компьютере образцы трехмерной графики будущего вездехода. Но и тогда, и теперь видится более правильным все же поручать проект одним людям - от замысла до готового прототипа.

Новый подход

- Оправданна ли ставка лишь на молодежь?

- А это, кстати, еще один настораживающий факт, который сразу и обозначился! Новички, не ограниченные традициями больших предприятий, энергичные и дерзкие, сразу закатали рукава… И у них ничего не получилось! Нынешние выпускники вузов вроде и готовы одолеть любые поставленные задачи. Но! В основной массе просто не умеют творчески мыслить самостоятельно. Не учили! К тому же амбиции в плане зарплаты у них сравнимы с запросами профессионалов.

- Понимаю. А квалификация низкая… И все же выбор таки пал на молодых спецов.

- В то время на производстве уже сложился неплохой костяк талантливых молодых людей. Они своими руками доводили в цехе до ума то, что значилось в чертежах. Мы поговорили с парнями, внимательно выслушали. Некоторые выразили желание получить высшее образование по специальности. Но и пожаловались, мол, занятость и стоимость обучения ломают все планы. Тут и стало понятно: возможные простые пути уже пройдены, нужно пробовать другое. Приняли решение отправить на учебу перспективных ребят и помогать им. Практика показала – шаг правильный.

- Сколько добровольцев оказалось?

- Одно время у нас трудилось до восьми студентов-заочников. Мы оплачивали им обучение и сохраняли зарплату на время сессий. Во время учебного процесса даже создали условия для работы в любое удобное время. Конечно, если это совмещалось с производственной безопасностью.

Люди

- Вы гордитесь своим коллективом?

- Разумеется. Ведь мы вместе решили не одну проблему. Проще говоря, прошли испытание временем. К примеру, производственный процесс не может существовать без окружающего его социального климата.

- Это вы о квартирном вопросе?

- В том числе. Специальных госпрограмм тогда не существовало, а предприятие не располагало ведомственным жильем. С 2000 года в банках появилась услуга корпоративного кредита - под гарантию предприятия и под небольшой процент. Тогда-то мы и развернулись. Многие наши сотрудники получили возможность улучшить жилищные условия, приобрести автомобили и сложную бытовую технику.

- А насчет остального? В смысле, учитывается ли мнение рядового труженика в производственном процессе?

- Мы здесь даже специальный опрос провели. Запустили на заводе анкету – для определения факторов, улучшающих атмосферу взаимоотношений и повышающих производительность труда.

- Что получили?

- Интересные закономерности. Возьмем конкретный вопрос: «В чем вы испытываете неудовлетворенность от своего труда?» 60 процентов работников назвали финансовый фактор. А что касается повышения производительности… 30 процентов представителей коллектива связали ее с заменой техоснастки на более современную. 40 - говорили о повышении квалификации в учебных заведениях или на курсах. Всего 15 процентов снова вернулись к принципу «больше заплатят - больше сделаем».

- Я имею в виду конструктивные выводы и реальные действия.

- Прежде всего анкетирование заставило вспомнить хорошие традиции советского периода: график системы бездефектного труда, 13 и 14 зарплаты, нормирование и перевод основных рабочих на сдельно-премиальную систему оплаты.

- Эффект?

- Он не заставил себя ждать. Выработка на одного человека увеличилась на 30 процентов. Кроме прочего, мы подготовили приказ о стимулировании продолжительности работы на предприятии. Отпускные у нас теперь зависят не только от среднего заработка, но и от стажа.

- У некоторых руководителей-производственников подобные реформы распространяются не дальше заводской проходной.

- Честно говорю: у нас дело поставлено иначе. Корпоративная реорганизация позволила присмотреться не только к проблемам сотрудников, но и к заботам их семей. Кому-то помогли с трудоустройством, у кого-то детей в детские сады пристроили, третьих просто взяли на работу в свой коллектив…

Мал золотник, да дорог

- Давайте подведем некоторые итоги.

- Процессы конечной сертификации изделия, создание пром-образца заставили по-новому взглянуть на себя со стороны. Теперь мы не ремонтное производство, что дотягивает чужую технику до нужных параметров. Мы производим собственную!

- Все хорошо, да ведь и у конкурентов локотки острые?

- Нам нереально конкурировать с крупными предприятиями в объемах производства и сроками внедрения новых технологий. Однако есть ниши, где большие заводы долго раскачиваются, а чаще - просто игнорируют заказ из-за большого объема работы, но низкой ее рентабельности.

- Действительно, здесь у малого бизнеса неоспоримые преимущества.

- Верно. Это очень невысокие накладные расходы - один работник способен выполнять несколько функций. Плюс отсутствие лишних согласований с вышестоящим начальством. И главное - понимание: нельзя переложить свои неудачи на чужие плечи.

- Хлопотен ли поиск заказчиков?

- Для изучения рынка сбыта мы провели стандартную процедуру - опросили организации, эксплуатирующие подобную технику. Выяснилось: потребители хотят продукцию, полностью адаптированную к собственным условиям. И не только по техническим параметрам, но и по технологическому предназначению. В результате появился высокопродуктивный комплекс для обработки поверхностей, используемых для добычи мирабилита в компании «Кучук-сульфат» Благовещенского района.

- Насколько помню, новинка не единственная.

- Следующая разработка - специальный вездеход для прокладки снежных трасс на болоте по заказу «Сургутнефтегаза». Упомяну еще и наш топливозаправщик на гусеничном ходу. Кстати, его идея была подсказана прессой, когда та подняла проблемы «северного завоза» и дорогущей доставки топлива вертолетами.

- А в общем зачете?

- Сейчас «Алтайтрансмаш-сервис» выпускает 13 моделей вездеходов с различным оборудованием. Выигрышным стал и тот факт, что трудовые ресурсы с опытом работы в машиностроении оказались не востребованы на своих предприятиях, но создали костяк нашего.

- Иван Иванович, будущее просматривается?

- И просматривается, и реально планируется. В частности, перспективным считаем сотрудничество с такими же малыми предприятиями по технологическому переделу и конструированию. Ведь коллеги очень близки нам своей идеологией: отношением к собственности, методами управления и мотивации. Наконец, по механизмам взаимодействия с административными и государственными органами.

Валерий СЛОБОДЧИКОВ. 

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж