Большой секрет Джеймса Айткена

10:00, 14 февраля 2016г, Спорт 2855


1
1

В 1974 году в Лондоне вышла в свет небольшая книга «Операция «Ультра» опытнейшего английского разведчика Фредерика Уинтерботэма, впервые поведавшего миру самый охраняемый секрет Второй мировой.

Оказывается, еще в ее начале британские дешифровальщики взломали тайнопись немецкой шифровальной машины «Энигма»! Вот эта уникальная возможность прочтения на протяжении всех военных лет важнейших оперативных сообщений, которыми обменивались дипломаты, пехота, разведка, военно-воздушные и военно-морские силы Третьего рейха, и получила кодовое название «Ультра». Уинтерботэм процитировал, что сказал в конце Второй мировой главнокомандующий союзными войсками генерал Дуайт Эйзенхауэр (впоследствии президент США): «Ультра» внесла решающий вклад в борьбу западных союзников со странами оси».

В 1978-м сенсационную книгу издали на русском. Из нее следовало, что центром по взлому «Энигмы» стало уютное живописное местечко близ Лондона Блетчли-парк, куда с началом Второй мировой перебазировалась правительственная школа кодов и шифров – Government Code and Cypher Shool, сокращенно GC&CS. A рассказывая, как начиналось действо по взлому немецкой портативной шифровальной машины, Уинтерботэм счел нужным отметить, что в Блетчли-парк прибыли тогда и известные всей Европе шахматисты, в том числе математики по образованию мастера спорта Хью Александер (чемпион Англии 1938 года) и Стюарт Мильнер-Барри. И вот, почерпнув столь интригующие сведения в книге «Операция «Ультра», ведущий «Игротеки» стал дальше копать в этом направлении. С появлением Интернета появилась возможность вступить в переписку и с криптографическим музеем, расположенным ныне на территории Блетчли-парка, и с британскими национальными архивами, и, конечно, с зарубежными коллегами – историками шахмат и спецслужб.

Оказалось, что среди криптографов, расколовших «Энигму», было еще немало сильных шахматистов помимо двух вышеназванных. Например, Гарри Голомбек (будущий гроссмейстер!), шотландские мастера Джеймс Айткен и Энтони Перкинс... Остроумцы-дешифровщики, разместившиеся в Блетчли-парке, придумали другое значение аббревиатуры GC&CS-Golf, Cheese and Chess Society – Общество любителей гольфа, сыра и шахмат, а двухэтажную усадьбу парка окрестили для маскировки «Клубом стрелков капитана Ридли».

Судьбы «стрелков» – шахматистов после войны сложились по-разному. Голомбек стал шахматным обозревателем газеты «Таймс», автором многих книг, двухметроворостый представительный Мильнер-Барри – важной шишкой в британском Казначействе, Перкинс – сотрудником почтового министерства... Хью Александер первое послевоенное время работал в одной из гражданских фирм, но все же вернулся на криптографическую стезю в созданный на основе Блетчли-парка Центр правительственной связи. За этим вполне мирным названием маскировалась британская радиоэлектронная разведка (GCHQ), со временем разместившая свою штаб-квартиру в курортном городе Челтнеме (129 км от Лондона). И вот в GCHQ Александер, ставший во второй раз чемпионом Англии в 1956-м, долгие годы возглавлял важнейший дешифровальный отдел, кодировавшийся литерой «H».

Добавлю, что в русскоязычной «Википедии» (интернет-энциклопедия) персоналии практически всех британских шахматистов, служивших в Блетчли-парке или в радиоэлектронной разведке Соединенного Королевства, снабжены ссылками на очерки вашего покорного слуги, опубликованные в основном на популярном российском шахматном сайте chesspro.ru. Но для меня, уже много лет занимающегося этой сложной темой, и сегодня остается большим секретом послевоенная судьба Джеймса Айткена.

Вот что касается его биографии по 1945-й – тут вроде неясностей нет. Джеймс родился в небольшом поселке Северного Ланаркшира (одна из областей Шотландии), в школе учился блестяще, особенно ему давались языки – латынь и греческий, а также математика. Докторскую защитил в Глазго по Джорджу Бьюкенену – легендарному шотландскому ученому и гуманисту. А способности к точным наукам пригодились Джеймсу, когда он в начале войны оказался в Блетчли-парке, конкретно в коттедже № 6, взламывавшем «Энигму» немецких сухопутных войск и люфтваффе (воздушный флот Третьего рейха). В Блетчли Айткен был одним из особо ценимых сотрудников, разработавшим как минимум одну из систем дешифровки энигмовской тайнописи.

Уже после его смерти появились туманные сведения, что он жил в Челтнеме (где и умер в 1983-м) и являлся сотрудником Министерства иностранных дел. Это означало, что местом службы Джеймса как раз и была штаб-квартира радиоэлектронной разведки, поскольку она находится в ведении руководителя британского МИДа, но как бы и не является частью Форин-офиса (внешнеполитического ведомства Великобритании).

...Во Всемирных шахматных олимпиадах Англия и Шотландия выступают раздельно. И вот характерная деталь – на Олимпиаду 1956 года в Москву их шахматные дружины прибыли без своих лидеров Александера и Айткена. Значит, и шотландский мастер занимал какой-то важный пост в GCHQ, из-за чего и ему в этом таинственном ведомстве не разрешили тогда поездку за «железный занавес»! После ухода Александера на пенсию в 1971-м, возможно, его преемником на посту главы дешифровального отдела GCHQ как раз и стал Айткен. А может, он занимал в Челтнеме и более важную должность, ведь не случайно его служба там до сих пор тайна за семью печатями...

Новости партнеров
Фоторепортаж