Сохранишь от хворей тело, окуная в прорубь смело

00:00, 10 февраля 2012г, Спорт 1754


Сохранишь от хворей тело, окуная в прорубь смело Фото №1

В конце января в латвийском городе Юрмале состоялся VIII чемпионат мира по аквайсу - плаванию в холодной воде. В соревнованиях участвовали 1206 «моржей» из 26 стран мира, в том числе впервые – из Индии, Австралии и даже африканской Ботсваны. Но нам он запомнится не рекордным числом участников, а тем, что российская команда – одна из самых многочисленных (около двухсот пловцов) – впервые всех заткнула за пояс, завоевав 31 золотую, 25 серебряных и 28 бронзовых медалей. Алтай на чемпионате мира представляли барнаульцы Марина Исаева и Олег Золотарёв.

Они отметили очень высокий уровень организации соревнований и подготовки спортсменов. В заплывах участвовало около двадцати мастеров спорта международного класса. Дистанции были разные: 25 метров финским брассом, при котором нельзя погружать в воду голову, за нарушение – плюс пять секунд к результату; 50 метров вольным стилем; эстафеты 4 по 25 метров вольным стилем, на одном из этапов обязательно плывёт женщина... Ну и самая трудная и престижная – 450 метров вольным стилем.

– Очень понравилось, что организовали электронный хронометраж, – поделился в редакции «АП» впечатлениями Олег Золотарёв. – Правда, споры всё равно были.

Но не много. Чтобы подать протест, надо заплатить 75 евро. Если ты окажешься прав, то тебе их вернут… А если зря побеспокоил своим недоверием судей, то эти денежки тю-тю… Участников было очень много. Восьмёрку финалистов определяли по результатам предварительных заплывов. Все они проплывали 50 метров меньше чем за полминуты. Для открытой холодной воды это очень хорошее время. Причем стартовали не с тумбочек, а находясь по шею в воде. И никаких кувырков при развороте: коснулся рукой стенки, потом ногами оттолкнулся.

После заплывов организаторы обеспечили всем желающим обогрев в трёх огромных бочках. Я впервые такое увидел. Это финны придумали. Конструктивно всё просто: печку, встроенную в бочку, в которую человек пять спокойно умещаются, топят дровами и она подогревает воду. Ещё были передвижные сауны на 6-7 человек. Температура в них примерно градусов семьдесят. Самое то. Все спортсмены это отметили как очень полезную новацию. Два года назад в Словении только после заплывов на 150 метров полагалась сауна с температурой 40-50 градусов, для согрева явно недостаточной. А в Юрмале для нас, марафонцев, проплывавших 450 метров, ещё дополнительно и сауну в близлежащем аквапарке предоставили с прекрасными раздевалками, душем. Там с комфортом можно было и отогреться, и отдохнуть.

- А зачем «моржам» греться?

- Как человека ни назови, у организма есть пределы тепловой нагрузки. На «полтиннике» (50 метров. – А.Г.) за минуту при температуре воды +0,5 градуса по Цельсию, конечно, не замерзнешь. А 450-метровку плывёшь больше пяти минут. Это серьезное испытание для организма. Ещё лет 15 назад считалось: больше трёх минут пробыл в «нулевой» воде – не жилец. Поэтому отогрев жизненно необходим. Хотя я в бочку залез только из интереса и долго в ней пробыть не смог – слишком горячая вода. Для меня, а кто-то плюхался с удовольствием.

– Может, просто непривычно? У нас-то из проруби на Оби вылез, крякнул: «Брррр!» – полотенцем тело растёр, вот тебе и весь «моржовый» сервис…

– Закалка сибирской прорубью, безусловно, полезна, но перед заплывом я, например, обязательно пробежку делаю, как следует мышцы разогреваю… Если к ледяной воде относиться с уважением, то можно в ней и двадцать минут плавать, и тридцать – наши «моржи» это доказали. А рекорд пребывания – почти час. Но прежде чем лезть в холодную воду, нужно хорошо к этому подготовиться. Тогда будет польза.

– На основании личного опыта утверждаете?

– Не только. В Барнауле в последние годы у рождественской купели настоящий бум. И незамерзающая прорубь под «пирамидой» на озере Пионерском никогда не пустует. Окунаются и трехлетние малыши, и те, кому за восемьдесят. И все говорят, что после ледяных купаний их простуда не берёт.

Наверное, есть люди, которым прорубь противопоказана, но я таких не знаю.

Настоящей героиней VIII чемпионата мира по аквайсу в очередной раз стала Марина Исаева. Миниатюрная, улыбчиво-обаятельная, она смогла прийти в редакцию только ближе к вечеру, после проведения занятий в АлтТГУ.

– Каковы впечатления от чемпионата?

– Это, конечно, грандиозный праздник для «моржей» и их болельщиков, но для меня было больше огорчений, чем радостей.

– А золотая медаль?!

– Так ведь только одна! У меня была бытовая травма, пришлось делать операцию. Как следует восстановиться не успела. Поэтому на коротких дистанциях во всю силу плыть ещё не могу. В финал на 25 метров финским брассом пробилась, но заняла только четвертое место. Это первое расстройство. Решила плыть все дистанции, какие есть. На одной стала шестой, на другой – восьмой… Опять огорчения. Лишь на самой последней и самой трудной – на 450 метров завоевала золотую медаль. Очень интересный был заплыв. Со старта скоростные спортсменки вырвались далеко вперёд. Но метров через сто сначала одну соперницу обошла, потом вторую, третью…

После травмы думала, что вообще плавать не буду. А оказалось, что я еще и побеждать могу. Хотя на этом чемпионате конкуренция стала более острой. В холодную воду приходит всё больше пловцов-профессионалов. Они «полтинник» плывут за 27 секунд! «Моржи», плавающие в проруби «для здоровья», такое время не покажут никогда.

- Приход «бассейновых» профессионалов в открытую холодную воду не отобьёт желание соревноваться с ними?

- У меня пока не отбивает. Хотя я прекрасно понимаю, что с каждым годом выиграть медаль, особенно на коротких дистанциях, будет всё труднее. Отбить охоту к любимому занятию нельзя.

– Но многие спортсмены перестают участвовать в соревнованиях, когда понимают, что шансов на победу нет…

– Тогда давайте сначала разберемся с терминами. Плавать для себя – это одно, а бороться за медали – совсем другое. Тут многое зависит от человека. Я вот проплыла одну дистанцию – четвёртая, другую – только шестая… Думаю: «Как же я вернусь совсем без медалей?» Поездка на чемпионат мира – дорогое удовольствие. Если я не показываю результат, то, получается, я и надежды родного технического университета, который мне помог, не оправдываю. Под меня и расписание подкорректировали, чтобы «окно» для поездки выкроить, и денег на регистрационный и стартовые взносы и проживание дали. Крайспортуправление финансовую поддержку оказало. Всем сотрудникам бассейна «Обь» ещё огромное спасибо! А когда для удовольствия в проруби – тут ни перед кем никакой ответственности. Хочу – и плаваю…

– Да уж, поездки нынче дороги, зато на экипировке можно сэкономить: шапочка да купальник…

– Это только кажется, что плавание - недорогой вид спорта. На самом деле профессиональный гидрокостюм, по сути, разового использования стоит больше тысячи долларов. У меня, понятно, такого нет и никогда не будет. Как и тренеров, врачей и ученых разного профиля, которые всё учитывают и рассчитывают, чтобы каждый гребок был максимально эффективным. Но пока будут силы для того, чтобы бороться за медали и не разочаровывать тех, кто мне помогает, буду выступать на соревнованиях. А для удовольствия – всегда. Когда лежала после операции, только и думала: «Скорее бы в воду, в прорубь!»

– А правда, что дистанция 450 метров на чемпионатах мира появилась благодаря вам?

– Приятно, что об этом кто-то помнит. Действительно, в 2000 году в Хельсинки на Первом чемпионате мира по плаванию в холодной воде, где все строго плыли финский брасс на коротких дистанциях, команды ещё должны были устроить какое-нибудь показательное выступление. Я взяла и заявила заплыв на 1000 метров. Организаторы были в шоке. Считали, что такое вообще невозможно. Торговались за каждый метр. В конце концов остановились на 800 метрах. Для меня это был первый чемпионат мира, я еще не набралась чемпионской солидности, стеснялась жутко… А ко мне подходит известный финский телевизионщик и спрашивает через переводчика: «Разрешите снимать вас на дистанции?» Я опешила от такой деликатности журналистской, не привыкшие же мы к этому. «Ради бога, снимайте!» - говорю.

Проплыла. Они засняли, потом интервью взяли. И – не поверите! – года через два мне по почте этот фильм прислали. Очень профессионально сделан. Качество изображения великолепное. Весь заплыв в несколько камер сняли: глаза, пальцы – всё хорошо видно. Интервью так смонтировали, что можно подумать, будто я каждый день на вопросы журналистов отвечаю…

А ведь было-то как? Во время интервью подумала: «Посмотреть бы, что у них получится?» И на клочке газеты написала свой домашний адрес русскими буквами. Всё равно что на деревню дедушке. Представляете мое удивление, когда через два года получила открытку из Финляндии?! К ней приклеена ксерокопия того клочка газеты с моими каракулями – это для российской почты - и текст для меня: «Сообщите, как вам передать фильм, когда вы приедете в Финляндию». И адрес электронной почты.

Я в ответ пишу что-то вроде: в связи с большой занятостью на работе поездку в Финляндию пока не планирую, если вас не затруднит, пришлите, пожалуйста, кассету по этому же адресу. И вскоре пришла посылка с чудесным фильмом! В Финляндии его показывали по многим каналам. И на первых полосах крупнейших финских газет про тот показательный заплыв как про мировую сенсацию рассказывали, портрет мой печатали…

А в 2002 году я уже тысячу метров на следующем чемпионате мира проплыла. Но тогда еще никакие медали за марафонские заплывы не давали. Потом марафоны стали официальными дистанциями, но у меня не было денег, чтобы на чемпионаты мира ездить. Если судить по результатам победителей на длинных дистанциях – я, не напрягаясь, быстрее проплыла бы. Стала собираться на чемпионат-2012, а тут травма…

– Сторонники «моржевания» говорят, что это не только закалка организма и польза для здоровья, но и удовольствие… Вы и при минус тридцати с удовольствием полезете в прорубь?

– Мы ныряли и поплавали и при минус сорока. Проблема не в том, как войти в воду, а как из нее выйти: мокрый купальник мгновенно замерзает, можно вместе с кожей его снять. Если захотите получить экстремальное удовольствие в 30-градусный мороз, купайтесь в проруби голышом. И не дай бог стать мокрой пяткой на лёд: обязательно приготовьте сухой коврик для ног. А если вам ещё нужно куда-то бежать, чтобы переодеться, то берегите свои мокрые конечности и округлости: при минус тридцати соприкосновение с любым предметом может вызвать ожог кожи.

– То есть можно проводить чемпионаты мира среди «моржей» и у нас на Алтае?

– Ну в тридцатиградусный мороз к нам, конечно, никто соревноваться не поедет. Но можно ведь соревнования и в более теплое время года устраивать, и не в естественном водоеме. В 2008-м в Лондоне, например, специально бассейн открытый на улице построили и воду в нем охлаждали. Потому что температура воздуха была плюс 10-15. И участники, и зрители ходили и загорали. Кстати, когда плывешь кролем, температура воздуха очень важна. Одно дело если рука из воды попадает в воздушные минус пятнадцать и замерзает, и совсем другое – если в плюс десять.

Только чемпионата по аквайсу в России долго не будет не из-за холода, а потому что организовывать некому: у нас даже единой общепризнанной федерации по плаванию в холодной воде нет, всё держится на энтузиазме.

– Значит, придётся опять ехать за медалями в Финляндию?

– Да я бы только и делала, что плавала…

– Но кто-то должен со студентами мучиться?

– Почему обязательно мучиться? Мне моя работа нравится, и студентов хороших много… Дело в другом. Не люблю я соревновательную суету, нервозность из-за каких-то 25-50 метров. Вот в чистом горном озере плавать – это да! На Алтае я уже чуть ли не все исплавала вдоль и поперёк. Ну и, понятно, на зарплату преподавателя не больно-то разъездишься по чемпионатам.

– А если на Олимпиаде в Сочи возьмут да и включат в программу аквайс?

– После травмы и операции я могу поехать в Сочи даже на Параолимпиаду (весело смеется чемпионка мира Марина Исаева).

 

Справка «АП»
Чемпионаты среди «моржей» придумали в Финляндии, где они проводятся с 1959 года. В этой же стране состоялся первый мировой чемпионат (2000 г.).

Фоторепортаж