Свидетельства времён

00:00, 25 февраля 2012г, Общество 3372


Свидетельства времён Фото №1

К истории можно относиться по-разному… О том, как можно и дОлжно, «Алтайская правда» расскажет на одном примере.

Правила и исключения

Те, кому «посчастливилось» увидеть то, что осталось от Павловского сереброплавильного завода, приходят в ужас. «Алтайская правда» в ушедшем году не раз рассказывала о печальной судьбе этого памятника промышленной архитектуры середины XVIII века. Индустриальный районный суд Барнаула обязал производственный кооператив «Треабилин», в собственности которого он оказался, провести ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение сохранности здания мельницы производственного корпуса Павловского сереброплавильного завода. Краевым судом в октябре минувшего года данное решение было оставлено в силе, а кассационная жалоба ПК «Треабилин» - без удовлетворения.

На сегодняшний день в крае имеется 4519 памятников истории и культуры: 128 из них - федерального значения, остальные - регионального. По поручению губернатора Александра Карлина с 2007 года проводился анализ состояния всех объектов культурного наследия на территории края, а также деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по их охране. Увы, результаты этого мониторинга были неутешительными: он показал, что значительная часть памятников, особенно археологии, находится в аварийном состоянии, вызванном воздействием природных и антропогенных (деятельность человека. – Прим. авт.) факторов. Результат воздействия этого последнего фактора в Бийске, как мы помним, в свое время прямо-таки ужаснул общественность: в ходе проверки краевое управление культуры и архивного дела зафиксировало факт утраты 11 объектов культурного наследия в городе!

Ровно год назад пресс-служба прокуратуры края сообщала об итогах проверки исполнения законодательства, направленного на защиту памятников истории и культуры региона. В частности, отмечался факт проведения сельскохозяйственных работ в Алейском, Волчихинском, Курьинском, Тюменцевском, Шипуновском и других районах на земельных участках, где находятся памятники археологии (курганы). Сообщалось и о том, что некоторые собственники проводят переоборудование зданий без разрешительных документов или неправильно эти здания эксплуатируют, вследствие чего объекты культурного наследия утрачивают свой первоначальный вид.

В 2011 году состоялось 28 судебных заседаний по 19 гражданским делам по вопросам сохранения объектов культурного наследия. К счастью, «Треабилин» скорее исключение из правил. Другие примеры судебной и административной практики по ОКН радуют. Например, история со зданием на проспекте Строителей, 22 в Барнауле, объектом культурного наследия краевого значения под названием «Дом жилой». Часть фасада, находящегося в собственности ООО «Вексель», в уровне первого этажа была зашита современными конструкциями, что исказило первоначальный облик здания-памятника. По предписанию управления края по культуре и архивному делу собственником был выполнен демонтаж современного вентилируемого фасада магазина, ремонт фасадов закончили в 2011-м.

Еще об одном радующем примере из судебной практики ушедшего года решили мы рассказать после поездки в Белокуриху.

 

В 2010 году утверждена концепция сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия на период до 2020 года. Она определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия региона. В документе также обозначены и основные проблемы в этой сфере - вопросы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и достопримечательных мест, а также реконструкции объектов и нового строительства в исторических центрах городов края.

 

Неизвестный герой

В Положении о курорте федерального значения Белокуриха, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 октября 1999 года, говорится, что «юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, пользующиеся природными лечебными ресурсами, земельными участками и другими природными ресурсами курорта, а также объектами его инфраструктуры, обязаны принимать в установленном порядке участие в реализации общекурортных мероприятий и мероприятий по развитию гидроминеральной базы курорта, охране природы и лечебных ресурсов».

О том, что в «старой радонке» проведен великолепный ремонт, мы знали еще до приезда в Белокуриху. Знакомые жители и гости города-курорта рассказывали о том, что было, и сравнивали с тем, что стало со зданием радонолечебницы № 1 1937 года постройки - объектом культурного наследия краевого значения. Собственником его является ООО «Риалт», заключившее охранное обязательство от 27.01.2006 № 4/2006. Решением Белокурихинского городского суда в марте прошлого года на ООО «Риалт» была возложена обязанность провести ремонтно-реставрационные работы фасада здания, устранив следы нарушения стен, карниза, цоколя; обработать огнезащитным составом деревянные конструкции кровли здания. Что собственник и исполнил, подтверждают корреспонденты «АП».

Алтайским филиалом ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» был разработан паспорт наружной отделки здания. В этом стандартном документе указаны общие требования. Например, подробно разъясняется, что необходимо сделать до начала работ по восстановлению фасада. Любого дилетанта заинтересовал бы список из девяти пунктов, первым из которых идет «проверить состояние штукатурки стен, удалив отслоившуюся». Помещен в паспорте и «фрагмент фасада в осях 1-12» - в цвете. Причем собственника обязали вернуть зданию именно первоначальный его «цвет», установленный путем исследования наслоений краски, как вы понимаете. В плане подробно были расписаны виды отделки для каждого элемента здания, номера колера и состав материала. Согласно этому документу в прошлом году и произвели ремонт здания, называемого в народе «старой радонкой». Выполнило работы барнаульское ООО «ЕнКо».

О том, что представляла радонолечебница из себя раньше, рассказала Елена Жилинская. Более тридцати лет Елена Петровна проработала на курорте, из них двадцать пять – заведующей утяжеленным кардиологическим отделением санатория «Белокуриха». Последние пятнадцать она - научный сотрудник городского музея имени С.И. Гуляева.

- Раньше это было прекрасное здание, - вспоминает Жилинская. – Но потом его переоборудовали: кабинеты гидротерапии, души оказались не в тех местах, где была хорошая изоляция, а в обычных помещениях. В левом и правом крыле здания находились два бассейна, там раньше была замечательная гидроизоляция. А потом… в одном из бассейнов даже баню устраивали! Я думаю, там, где гидроизоляции должной не имелось, могли и стены пострадать.

Возрожденный объект культурного наследия нынче замечательно выглядит снаружи. Но и внутри наведен порядок. Как водолечебница здание сегодня не используется, в каждом его кабинете расположились арендаторы, и охранник на входе любезно направит посетителей – в кабинеты врачей различной специализации, массажиста, в уютное кафе. Некоторые помещения используются как склады для товара. Также здесь гости города могут приобрести продукцию, полезную для здоровья, и сувениры.

Начальник отдела культурного наследия краевого управления по культуре и архивному делу Галина Кубрина рассказала, что владельцы «радонки» хотели было надстроить второй этаж здания, но делать этого нельзя по простой причине: ОКН должен быть сохранен в неизменном виде. И использовать его тоже нужно не вступая в противоречия с законом.

- Мы должны понимать, на какой земле стоит это здание, - отметила научный сотрудник музея имени Гуляева Елена Жилинская. - Это первая зона горно-санитарной охраны Белокурихинского месторождения минеральных вод. Здесь не должно быть никаких объектов, которые загрязняют окружающую среду и угрожают нашим источникам. Если в этой зоне существуют какие-то здания, они могут быть использованы только для лечебного процесса или там могут проводиться научные исследования наших источников, причем используемые при этом технологии не должны угрожать загрязнением.

Не однажды мы в Белокурихе обращались к ее жителям с вопросом: «Так кто же возродил радонолечебницу?» На что неизменно получали ответ: «Да мы и не знаем, кто хозяин, и не видели его никогда…» Пришлось заняться поиском. И вот что выяснилось.

Мы узнали, что ООО «Риалт» имеет кемеровскую прописку. Его «специализация» - покупка, продажа и сдача внаем недвижимого имущества и земельных участков. Директором ООО указывался Тимур Анверович Хасанов. На этом можно было бы и остановиться – ну выполнил человек решение суда, привел объект в порядок, но мы пошли дальше... по «Гуглу». И оказалось, что Тимур Хасанов – не только директор ООО, а и член Совета народных депутатов Кемеровской области, заместитель председателя комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов. Еще он - председатель правления некоммерческого партнерства «Объединение здравницы Кузбасса».

Но на этом мы не остановились, продолжили заочное знакомство. И очень много интересного о неизвестном герое почерпнули из Всемирной паутины. Например, узнали, что Хасанов «активно участвует в разработке социально значимых законопроектов, отстаивает интересы Юргинского района, своих избирателей». А если конкретно – помогает больницам, школам, библиотекам и социально незащищенным гражданам. Все его добрые дела трудно даже просто перечислить. Приведем лишь один пример: в Кемеровской области к 65-летию Победы, «используя личные финансовые возможности, каждый депутат перечислил денежные средства на нужды ветеранов войны и тружеников тыла». Из собранных 4 млн. 645 тысяч рублей более половины внес Тимур Хасанов! Стоит ли теперь удивляться тому, что нашу «радонку» не постигла судьба Павловского сереброплавильного?! И кто теперь посмеет сказать – заезжий варяг, мол, не хозяин… Сродни он нашему фермеру Данилову, подарившему родному селу школу искусств, а не руководителю «Треабилина».

Однако…

Теперь к возрожденному зданию водят экскурсии отдыхающих и курортников. И одним из пунктов таких экскурсий является городской музей имени Гуляева, расположенный как раз в одном из помещений старой радонолечебницы.

Да, это не оговорка – именно в одной (!) комнате разместились экспонаты музея. Но если вспомнить только имена выдающихся людей, чья судьба связана с Белокурихой, не хватило бы и газетной полосы. Замечательная книга Елены Жилинской «Белокуриха. Взгляд в прошлое. Размышления о будущем курорта» писалась не один год и насчитывает около двухсот страниц.

В музее собран материал о знаковой для Алтая фигуре – Степане Ивановиче Гуляеве, о жизни и деятельности легендарного министра среднего машиностроения Е.П. Славского, сыгравшего огромную роль в становлении «Большой Белокурихи». Главная экспозиция учреждения посвящена гидроминеральному месторождению термальных вод. Экскурсовод обязательно расскажет гостям о лесах, и они удивятся: оказывается, эта зеленая красота, окружающая город, – рукотворная! Удивятся и рассказу о том, что «Артек» в годы Великой Отечественной был эвакуирован в Белокуриху, а осенью 1942-го здесь побывал Константин Паустовский. В музее представлен интересный этнографический материал, есть экспозиция о научной работе на курорте. На белокурихинской земле проводили исследования такие выдающиеся деятели медицины и ученые с мировым именем, как академики В.П. Казначеев, Ю.П. Никитин, Ю.И. Бородин. Именем академика А.Л. Мясникова названа улица города. Он возглавлял научные исследования на курорте в 1934-1939 годах. Мясников - один из выдающихся русских врачей XX века, единственный в России удостоенный высшей награды Международного кардиологического общества - «Золотого стетоскопа». Его имя носит основанный им Институт кардиологии Академии медицинских наук.

В 2005 году музей, который в 1996 году создавался как музей ЗАО «Курорт Белокуриха», получил статус муниципального. В этом же году за большую просветительную работу и в связи с 200-летием С.И. Гуляева учреждению было присвоено имя ученого. При небольшом штате в три человека музеем ведется серьезная просветительная и научно-исследовательская работа по многим направлениям краеведения, осуществляется сбор материалов и экспонатов, разрабатываются и проводятся экскурсии.

Еще перед встречей в телефонном разговоре директор музея Тамара Батуева посетовала на ограниченность площади заведения. Корреспондентам «Алтайки» довелось присутствовать на экскурсии в музее. Кому-то из примерно двадцати посетителей удалось присесть на стулья, а кому-то на… экспонаты - кресла, имевшие место быть когда-то в кабинете главного врача санатория Евгения Чернявского. Другим же экскурсантам пришлось, как солдатам терракотовой армии, стоя слушать рассказ экскурсовода. Зато в тот морозный день гостям было тепло – в музее из-за невысокой температуры гостям предлагают… не раздеваться. В учреждении нет телефона, значит, нет и Интернета. Да и собственного сайта у музея тоже нет…

По роду работы автору этих строк приходилось бывать во многих музеях края. Признаюсь, не только городские, районные, но даже иные школьные музеи имеют площадь большую, нежели городской музей Белокурихи. А ведь, как мы помним, курорт этот – федерального значения. Потому и понятно удивление многих гостей музея: такая богатейшая история не может ютиться на стольких метрах площади!

Фоторепортаж