Пчела - это не только мёд

00:00, 05 апреля 2012г, Общество 2961


Пчела - это не только мёд Фото №1

Как мы уже сообщали («АП», 4 августа) в предпоследний день марта в АГАУ прошла II Международная научно-практическая конференция «Пчеловодство: ХХI век». В её работе участвовали пчеловоды-практики, специалисты, учёные из многих регионов нашей страны и Казахстана, был также специалист корпорации Honey and Queens Михаил Куцый (Канада, Торонто). Организаторы мероприятия - Минсельхоз, администрация Алтайского края, АГАУ и Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края.

- Пчеловодство - это не только подотрасль животноводства. В первую очередь это образ жизни многих десятков тысяч людей, - сказал, приветствуя собравшихся, заместитель губернатора края Александр Лукьянов. - В нашем регионе пчеловодство получило новый импульс с принятием краевого закона. И сегодня мы уже говорим о выводе этого направления на мировой уровень. Так, можно констатировать, что время, когда преобладал фляжный мёд, практически прошло. Пчеловоды и переработчики края занимают ведущие позиции в стране по производству и переработке пчелиного и трутневого молочка, пыльцы, трутневого расплода и других производных от пасек. Пчеловоды создают хорошо узнаваемые товарные бренды для того, чтобы покупатель был уверен в качестве продукции. Следуя по этому пути, мы в конечном итоге создадим в пчеловодстве современную рыночную структуру. Она поможет отсечь недобросовестных игроков.

О том, что современное пчеловодство - это не только мёд, но и множество иных продуктов, говорила Лилия Бурмистрова, заместитель директора НИИ пчеловодства Россельхозакадемии из г. Рыбное Рязанской области. Она обратила внимание на новый продукт - экстракт из пчёл расплода. Он содержит уникальный набор биологических веществ. И еще оратор, как и многие участники потом, подняла вопрос о стандартизации продукции пчеловодства. В настоящее время отсутствие стандартов, например, на мёд, позволяет недобросовестным коммерсантам под видом качественного продукта продавать всякую «бодягу». По мнению заместителя начальника ГУСХ Алтайского края Михаила Чмырёва, именно они сегодня и тормозят принятие закона «О пчеловодстве» на федеральном уровне. Следует заметить, со слов самих пчеловодов, что в нашем крае такой закон хорошо работает. Имея его, мы уже сегодня заложили фундамент технического перевооружения этой отрасли.

До революции на мёд кроме пищевого существовал и фармакологический стандарт. Сегодня же он отсутствует, хотя в народной медицине мёд и иную пчелопродукцию как применяли для лечения многих болезней, так с успехом и применяют. Существуют и сегодня отдельные подвижки в этом направлении. Например, недавно в Татарстане на основе перги разработали лечебный продукт. Ясно, что самим пчеловодам сделать это очень трудно, нужно объединяться с наукой.

Пробелы в федеральном и местном законодательствах по пчеловодству приводят к массовой гибели пчёл. Наступает так называемый пчелиный коллапс. В прошлом году в Астраханской и Волгоградской областях активно боролись с саранчой, а вместе с ней уничтожили всех пчёл. Пасечников просто не предупредили. Подобные случаи произошли и в Тюменской области, где воевали с колорадским жуком, а пострадали опять же пчёлы. Никто не понёс за это наказания, а пчеловодам не возместили убытки. Дело в том, что до сих пор по данному вопросу действует инструкция от 1989 года.

Серьёзная проблема - завоз пчёл из близлежащих к нам стран. Как пояснила заведующая лабораторией болезней пчёл ВНИИ ветеринарной энтомологии и арахнологии (Тюменская область) Тамара Домацкая, пчелосемьи из стран Азии завозят в Таджикистан и Узбекистан, а оттуда они попадают к нам. Эти пчёлы не приспособлены к нашему климату и быстро гибнут, но вместе с ними к нам успевают попадать болезни, которых ранее не отмечалось. Обычно такие пчеловоды шум поднимают, когда гибнет половина пчелосемей, а то и все. Приходится в срочном порядке принимать меры. А делать это сложно.

Более подробно о новых болезнях пчёл рассказала старший научный сотрудник этого ВНИИ Земфира Зинатуллина. Как она утверждает, пчёлам вредят не только болезни, но и методы их лечения. Назвать нынешние щадящими нельзя. Так что в ближайшее время следует разработать более приемлемые методы и способы. Институт ведёт огромную работу по всей стране, но необходимо более современное оборудование. Хотя бы равное тому, что находится в зарубежных лабораториях.

Пленарное заседание длилось до обеда. После перерыва делегаты, а их зарегистрировалось 158 человек, продолжили работу в пяти семинарах-«круглых столах». На них они рассматривали вопросы, связанные с системным подходом к развитию пчеловодства в различных регионах страны. Выступили представители Томской, Амурской, Липецкой и Тюменской областей.

На втором семинаре, где рассматривались вопросы технологии пчеловождения и медоносные ресурсы, кроме учёных выступили и пчёловоды-практики из Кемеровской области и Алтайского края.

Особое внимание было уделено воспроизводству и селекционно-племенной работе в пчеловодстве. На этом семинаре выступил президент Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков пчелопродукции России, заведующий кафедрой пчеловодства Российского аграрного университета сельскохозяйственной академии им. Тимирязева Альфир Маннапов. В университете работает современная лаборатория, где проводят работы по осеменению пчёл с использованием новейших технологий.

Делегаты конференции обсуждали также вопросы переработки мёда и другой пчелопродукции, ряд других важных проблем. В настоящее время в мире насчитывается 35 млн. пчелосемей. На Западе научились «выжимать» из пчёл все, что только можно. В результате наступил пчелиный коллапс и они массово стали гибнуть. Мы пока так интенсивно пчёл не используем. Но у нас они тоже гибнут - от бесхозяйственности и отсутствия многих правоустанавливающих документов. Нашу пчелу, которая может стать лучшей в мире, надо спасать. На этом особо заострили внимание делегаты II Международной конференции по пчеловодству.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж