Кушать подано

Проект стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности

00:00, 13 апреля 2012г, Экономика 1809


Совет администрации края рассмотрел первый в регионе отраслевой план развития на длительную перспективу. Как заметил губернатор края Александр Карлин, в целом документ внятно выражает цель и определяет реалистичные подходы к ее реализации. 

Уже более двух лет действует Доктрина продовольственной безопасности России до 2020 года, определяющая пути развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Алтайская переработка имеет не только базовое значение для экономики края, но и для обеспечения продовольствием всей азиатской части страны. 70% всех производимых в крае продуктов питания вывозится за его пределы. Естественно, позиционируя регион как житницу Сибири, мы не может оставаться без документа, внятно фиксирующего цели и пути их достижения. Подобные региональные стратегии уже существуют в других субъектах Федерации, например, в соседней Кемеровской области.

Успехи и вызовы

С ключевым докладом, раскрывающим положение отрасли и пути ее развития, выступила Татьяна Зеленина, начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности. Она рассказала, что разработчиками была проведена оценка конкурентоспособности отрасли по отношению к другим регионам России. Анализ показал, что в последние годы пищевая и перерабатывающая промышленность края сохраняет лидерство в России по ряду позиций. В 2011 году отгружено продукции собственного производства на 66,7 млрд. руб. Удельный вес продуктов питания за последние 10 лет в среднем составил 32,7%. Притом что в среднем по России «пищёвка» занимает 11,5%.

Для дальнейшего роста объемов производства отрасли в регионе многое уже есть: сырьевая база, современные заводы, кадровый, научный потенциал, раскрученные бренды и многолетние традиции, вызывающие доверие потребителей. Однако имеется еще масса нерешенных проблем. А со вступлением России в Таможенный союз и ВТО для наших переработчиков появляются дополнительные угрозы в виде более дешевых импортных продуктов питания. Для того чтобы иметь сбыт, нужно активнее искать новые внешние рынки.

К вызовам, которые требуется преодолеть отрасли, разработчики относят и необеспеченность сельскохозяйственным сырьем необходимого качества; изношенность основных производственных фондов, особенно в мясной, овощеконсервной, хлебопекарной, дрожжевой подотраслях; неэффективное использование имеющихся производственных мощностей; низкий уровень диверсификации и инновационной активности предприятий, внедрения наукоемких технологий и продукции; низкую производительность труда, высокие издержки на производство продукции; высокую зависимость промышленности от конъюнктуры рынка; значительные транспортные издержки предприятий в связи с географической удаленностью Алтайского края от основных потребителей; низкий уровень «брендирования» продукции, регистрации интеллектуальной собственности на товарные знаки и места происхождения товара; недостаточную работу со СМИ по формированию имиджа и популяризации алтайского продовольствия как экологически чистого и натурального; недостаток собственных финансовых средств для развития, сопровождающийся проблемами в получении банковских кредитов; высокие процентные ставки, отсутствие залогового имущества у предприятий под кредитные ресурсы; нехватку инвестиционного ресурса для запуска стратегически важных проектов; ограниченные бюджетные возможности, не позволяющие стимулировать (финансировать) в необходимых объемах инвестиционную деятельность в отрасли.

Минусы – в плюсы

Обычно при написании стратегий авторы выявленные минусы предлагают обратить в плюсы: там, где недостаточно, – усилить, добавить. Не отошли от стандартной схемы разработчики и в этот раз. Хозяйствующим субъектам предлагается наладить комплексную глубокую переработку всего сельскохозяйственного сырья, производя из него новые конкурентоспособные продукты питания в соответствии с наилучшими  существующими технологиями, использовать интеграцию сельхозпредприятий и переработчиков, техническое перевооружение и т. д. Для расширения рынков сбыта – совершенствовать условия сбыта, сотрудничая с РЖД России и Федеральной службой по тарифам. Для формирования благоприятных условий развития отрасли – работать над преодолением административных барьеров; созданием смежных производств; развитием конкуренции; организацией новых и укреплением существующих отраслевых союзов.

Научное и кадровое обеспечение отрасли предполагается на основе наукоемких технологий, подготовки и стимулирования квалифицированного персонала, в том числе за счет повышения заработной платы.

Основные проекты и рубежи

Стратегия учитывает реализацию таких амбициозных проектов, как строительство завода по производству сухой клейковины, мальтозных сиропов, масла зародышей пшеницы в Ребрихе, завода по переработке зерна в биоэтанол в г. Славгороде, производство аскорбиновой кислоты в г. Новоалтайске.

В документе определены основные объемные показатели отрасли. Так, годовой надой молока в 2025 году должен составить 3,5 млн. тонн и возрасти по отношению к 2010 г. в 2,5 раза. При этом закупки молока у крестьян переработчиками возрастут втрое. Продолжатся укрупнение молочных предприятий и доведение их мощности до 400-500 тонн молока в сутки. Только при таких масштабах можно достичь конкурентоспособной себестоимости молока, считает Татьяна Зеленина.

Производство скота и птицы на убой планируется увеличить вдвое – до 400 тыс. тонн, а переработку - в 3,3 раза, до 300 тыс. тонн. Будущее этой подотрасли связывается с созданием в крае крупных свиноводческих комплексов и на их базе – современных мякокомбинатов. Речь идет о мегасвинарниках в Косихинском, Тальменском, Павловском, Ребрихинском районах и комплексе по выращиванию КРС ООО «Западное» в Ключевском районе. Разработчики считают, что мясопереработка очень привлекательна и для малого бизнеса, ориентированного на местный рынок.

Сверхважным для отрасли является решение проблем по утилизации биологических отходов. Строительство такого цеха и выработка экструдированных кормов в ООО «Промышленное» Бийского района позволят обеспечить сбор и переработку биоотходов предприятий из прилегающих районов. Интерес к этой теме появляется и у инвесторов.

В масложировой промышленности поставлена задача загрузить ныне созданные мощности сырьем и обеспечить сбыт продукции.

Перспективным направлением остается переработка плодовоовощной продукции. Строительство заводов по глубокой переработке облепихи и других ягод станет для края прорывом в области консервированной продукции. Это важно для селян с точки зрения диверсификации производства, отхода от зерновых культур.

В заключение Татьяна Зеленина сказала, что разработчики предложили достаточно амбициозные ориентиры, но она допускает некоторые отклонения с учетом реальных процессов в экономике. Поэтому прогнозы будут периодически уточняться.

Замечания и пожелания

Выступающая с содокладом замначальника Глав-экономики Вера Ельникова согласилась, что проект в целом отвечает задачам, обозначенным в стратегии социально-экономического развития края, однако высказала и замечания.

Она отметила, что Сибирь и Дальний Восток с 25 млн. жителей достаточно емкий рынок, который осваивается нами слабовато: процентов на сорок мы закрываем потребности Дальнего Востока в зернопродуктах и имеем скромные показатели по продуктам мясо-молочной переработки. Вера Ельникова констатировала высокий уровень конкуренции на этих рынках за счет импорта и собственного производства. Однако при расширении животноводческой отрасли сибиряки и дальневосточники столкнутся с дефицитом кормов, так как не смогут наращивать посевы. В Алтайском крае с земельными ресурсами дела гораздо лучше, что позволяет нам пользоваться этим конкурентным преимуществом. При этом необходимо постепенно отказываться от использования импортных добавок и премиксов, заменяя их собственными.

По мнению эксперта, в стратегии заложены скромные показатели роста инновационной продукции и их можно увеличить за счет расширения выпуска продуктов питания с заданными свойствами.

Не удовлетворена экономист темпами роста производительности труда. Они практически равны темпам роста отгруженной продукции, а значит, по мнению Веры Ельниковой, не предусматривается значительная интенсификация производства. Вместе с тем производительность труда в пищевой промышленности края составляет 70% от среднероссийской.

- Отсюда в отрасли зарплата ниже, чем в среднем по экономике края, отсюда невысокие рентабельность и закупочные цены на сырье, - сделала вывод выступающая.

Она считает, что для обеспечения заявленного объема производства в 1,8 раза запланированный рост инвестиций в 1,6 раза недостаточен:

- Мы не можем производить качественную продукцию для внешних потребителей на технологиях прошлого века.

Также, по мнению замначальника Главэкономики, необходимо доработать план мероприятий по реализации стратегии, усилив блок продвижения продукции реальными мероприятиями. Речь может идти об исследованиях товарных рынков Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии, мероприятиях по продовольственной тематике, усилению точечной работы с регионами России, испытывающими дефицит собственного продовольствия.

К индикаторам стратегии она рекомендовала добавить уровень заработной платы, долю экспорта продукции, количество предприятий, внедривших систему оценки качества.

Ряд пожеланий разработчикам высказал и Александр Карлин. В частности, губернатор предложил учесть в стратегии активное использование Завьяловского месторождения минеральной воды – единственного в регионе с лечебными свойствами. Зернопереработчикам он советовал заниматься не только мукой, но и хлебобулочными изделиями, печеньем, детским питанием на зерновой основе и другой продукцией, востребованной на внешних рынках. Молочникам же следует освоить выпуск сгущенки и продажу сыров в новой фасовке и упаковке.

Кроме того, Александр Карлин считает, что в стратегии надо больше уделить внимание рыбоводству, чтобы переработчики водных ресурсов использовали местное сырье.

Решено с учетом замечаний рассмотреть документ на очередном заседании совета администрации.

Факты

По выпуску муки Алтайский край занимает первое место в стране, крупы – второе, макарон – третье, животного масла и товарного меда – четвертое, мяса – тринадцатое, растительного масла – четырнадцатое, хлеба и хлебобулочных изделий – девятнадцатое, цельномолочной продукции – двадцать четвертое. Наш край является единственным регионом восточнее Урала, вырабатывающим свекловичный сахарный песок.  

Новости