Техосмотр по порядку

Новые правила прохождения ТО внесли некоторые сложности в процедуру

00:00, 19 апреля 2012г, Общество 1980


Техосмотр по порядку Фото №1

С 1 января в России действует новый закон об обязательном автогражданском страховании. Однако на данный момент, как отмечают автолюбители, он приносит больше неудобств, чем упрощает жизнь владельцев личного транспорта. В Алтайском крае нашли способ обойти это препятствие. Но насколько законны действия страховщиков, пока сказать трудно.  

Проверками в отношении Росгосстраха занялось региональное управление Федеральной антимонопольной службы. По словам его руководителя Степана Поспелова, в это ведомство поступила первая жалоба на действия региональных представителей ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр», осуществляющих технический осмотр транспортных средств и оформление полисов ОСАГО.

Жалоба поступила от барнаульского некоммерческого партнерства «ТехЭкспертСибирь» (НП «ТЭС»). В своем заявлении предприниматели просят «дать правовую оценку законности выписки талонов техосмотра страховыми агентами компании «Росгосстрах» по Алтайскому краю», указывая, что подозревают сговор между одной из крупнейших страховых компаний в стране и аккредитованным оператором технического контроля ЗАО «Техосмотр» (Москва) «с целью незаконного получения денежных средств за не оказанные фактически услуги по проведению техосмотра».

По заявлению Алтайское краевое УФАС России проводит проверку, готовятся запросы заинтересованным сторонам. «Мы изучим ситуацию на предмет ее соответствия антимонопольному законодательству, пока же сложно сказать что-либо конкретное, но вполне возможно, что собранные материалы по этому заявлению мы передадим в ФАС России, поскольку юридические лица, заключившие между собой соглашение, находятся в Москве, а также в связи с тем, что нарушение законодательства совершается на территории нескольких регионов», - пояснил Степан Поспелов.

В Алтайском филиале Росгосстраха предмета для подозрений не видят, поясняя, что ЗАО «Тех-
осмотр» - один из более чем 500 партнеров, с которыми подписаны договоры об информировании клиентов компании о возможности прохождения ТО на пунктах технического осмотра.

Директор филиала Росгосстраха Дмитрий Тюнин пояснил корреспонденту «АП» позицию компании:

- Мы заключили договоры с операторами технического осмотра, которые получили аккредитацию Российского союза автостраховщиков. Компания информирует клиентов о пунктах инструментального контроля, на которых они могут пройти ТО с максимальным комфортом и без траты лишнего времени. С целью разгрузки пунктов ТО, с которыми у нас подписаны договоры о сотрудничестве, мы предпринимаем действия в двух направлениях. Во-первых, предлагаем нашим партнерам организовывать пункты инструментального контроля для проведения техобслуживания в непосредственной близости к нашим офисам. В ряде случаев для того, чтобы обеспечить клиентам компании наиболее комфортные условия,  подписываются договоры аренды свободных площадей рядом с офисами и центрами урегулирования убытков нашей компании при наличии необходимых условий для проведения полноценного технического осмотра. Во-вторых, для удобства клиентов мы взяли на себя формальные действия по внесению в бланк талона ТО данных клиента, не связанных с проведением технического диагностирования транспортных средств. Согласно договорам о сотрудничестве с операторами Росгосстрах получает от них бланки талонов и выполняет предварительную документарную работу, оформляя договоры на проведение технического обслуживания и квитанцию на оплату, а также частично заполняя бланки для своих клиентов.

Те, кто не имеет на руках действующего талона и решит воспользоваться услугами партнера компании по техосмотру, информируются, услугами какого партнера клиент может воспользоваться. Сотрудник компании осуществляет первичное заполнение бланка талона и другой необходимой документации. Клиент ставит подпись под обязательством пройти полный технический осмотр у аккредитованного в РСА оператора ТО в удобное для него время (например, в течение суток), и полис ОСАГО вступает в действие с согласованного с клиентом времени. Таким образом, выдаваемый клиенту бланк талона является предзаполненным бланком. По итогам прохождения ТО будет заполнена диагностическая карта, эксперт полностью оформит талон. Как отмечает Дмитрий Тюнин, полис ОСАГО вступает в силу с оговоренного в нем времени и является действующим в соответствии с законом об ОСАГО. Таким образом Росгосстрах несет по нему все обязательства.

Вроде все верно, только есть один нюанс – по законодательству ОСАГО может быть выдан только после прохождения тех-осмотра. А кроме того, талон ТО в настоящее время не является обязательным документом для предъявления сотрудникам ДПС. А соответственно, многие водители предпочитают «забыть» об обязательстве – полис-то действующий.

Действия страховщиков алтайской компании не уникальны. Росгосстрах, занимающий около трети всего рынка автострахования, разработал схему, позволяющую получить страховку, по сути, без прохождения ТО для всех своих представительств.

Директор филиала компании «Росгосстрах» в Казани Фарид Хамадеев рассказывает:

- Наши агенты, когда узнают, что у водителя истек или истекает техосмотр, проводят предзаполнение документов и дают ему талон в рамках соглашения с ЗАО «Техосмотр», которому мы перечисляем 400 рублей с каждого клиента в счет оплаты процедуры прохождения ТО. На этом талоне нет подписей и печатей. Поставить их клиент должен уже на станции техосмотра.

Он подтвердил, что в Татарстане агенты продавали клиентам полисы ОСАГО, не дожидаясь, пока они предъявят доказательства успешного прохождения техосмотра. Все эти мероприятия, по словам Хамадеева, разработаны головным офисом и юридически обоснованы.

Однако в некоторых регионах, как и в Алтайском крае, проходят проверки надзорных органов. Их результаты - не в пользу страховщиков. В частности, прокуратура Нижегородской области сочла применяемую компанией «Росгосстрах» модель продажи полисов ОСАГО противоречащей законодательству. В связи с выявленными нарушениями руководителю тамошнего филиала объявлено предостережение.

«Указанные действия способствуют беспрепятственному допуску к участию в дорожном движении транспортных средств, не отвечающих требованию безопасности, что может стать причиной ДТП и повлечь причинение не только имущественного вреда, но и вреда жизни и здоровью других участников дорожного движения», - считает прокуратура.

Усугубляет и без того непростую ситуацию и нехватка пунктов техосмотра, особенно в регионах. Согласно базе Российского союза автостраховщиков на начало года было зарегистрировано «на бумаге» 2,4 тыс. пунктов ТО по всей стране, однако страховщики признают – их должно быть в 2,5-3 раза больше.

Одним словом, реформа прохождения ТО пока далека от совершенства. Однако и техосмотр, и страховка на данный момент – вещи необходимые по законодательству, и оформлять их нужно. Что касается порядка работы страховщиков, то, по мнению Дмитрия Тюнина, как раз для них сейчас и существуют различные неудобства. «Думаю, все решится, если примут поправки к закону о ТО и для прохождения инструментального контроля будет предоставлено 15 дней после заключения договора ОСАГО», – резюмировал он.  

Фоторепортаж