Лечение через… футбол!

«Динамо-Алтай» второй год подряд выигрывает неофициальный чемпионат мира среди клубных команд

00:00, 30 мая 2012г, Спорт 2396


Лечение через… футбол! Фото №1

Успех этой команды налицо – в прошлом сезоне динамовцы заявили о себе серией внушительных побед на различных по рангу соревнованиях. Они выиграли чемпионат России, Кубок МВД, Кубок президента и Всемирной лиги чемпионов. Недавно в Москве пополнили свою копилку ещё одним Кубком чемпионов. Призы завоевывать приятно, но не в них дело. «Недельку, – признаются футболисты, – проведёшь дома – и опять играть тянет…»

Для тех, кто имеет смутное представление о футболе ампутантов, поясню, что в команде все, кроме вратаря, с одной ногой, у голкипера нет руки. Но эти люди в жалости не нуждаются. Наоборот, они своим примером показывают: инвалидность – не повод отказываться от полноценной жизни.

В одном из предыдущих номеров мы сообщали о победе «Динамо-Алтая» в Кубке лиги чемпионов, который также называют неофициальным чемпионатом мира среди клубных команд. Теперь хотелось бы рассказать о тех, кто составляет костяк команды: их чувствах, отношении к себе и любви к футболу.

Кто есть кто

Леонид Кинякин, 56 лет (19 из них в футболе на костылях), начальник команды и самый возрастной игрок в России: «Благодаря футболу у нас сейчас есть друзья по всей стране. Можно смело приехать в любой регион и жить там, пока из дома не затребуют, – смеётся Леонид Германович. – Для нас главное – не кубки и медали, а общение. До футбола я три года сидел дома, нянчился с малолетним сыном. Пока жена однажды не сказала: «Что ты сидишь, сходи на футбол» (увидела по телевизору, как в Барнауле инвалиды играют на костылях. – Прим. «АП»). Теперь жена всё время повторяет: «Лучше бы тогда я этого не говорила. Мужа дома нет, все время разъезжает по тренировкам и соревнованиям» (смеётся).

Александр Исаенко, 51 год. Один из основателей команды: «Сейчас есть у кого учиться. А мы в своё время начинали с чистого листа. Ничего не было, приходилось скидываться, ездить на турниры. Помню, в начале девяностых у нас свой магазинчик был. Тащили на себе баулы с соревнований, продавали и ездили дальше».

Игорь Жилин, 32 года. Капитан динамовцев. Игрок сборной России, четырёхкратный чемпион мира. Обладатель самого сильного удара в команде! «На последнем турнире в Москве один из французских игроков хотел принять мяч Жилина на голову. И упал в коматозном состоянии, – рассказывает Александр Исаенко. – А во Владикавказе есть вратарь, который всякий раз просит своего защитника встать напротив мяча, когда Жилин бьет по воротам, боится его удара!» Игорь потерял ногу в детстве, когда ему было десять месяцев. Ногу облили кипятком, получил ожог, пошло заражение.

Константин Астапенко, 37 лет (из них 16 – в инвалидном футболе). Единственный легионер в команде. В разговоре с «АП» участия не принимал – уехал на побывку в родное Кемерово. Вместе с Жилиным входит в национальную сборную, является четырёхкратным чемпионом мира. Ногу потерял в 93-м году на кемеровской шахте – под транспортный конвейер попал.

Кто хочет – тот живёт

Познакомившись со спортсменами, я поймал себя на мысли, что они подрывают все существующие стереотипы по отношению к инвалидам. Все они – состоявшиеся люди, у многих семьи и работа. Благодаря футболу некоторые смогли объездить полмира.

Леонид Кинякин: - Кто мог подумать, что я съезжу в Бразилию, в Рио-де-Жанейро? Побываю на стадионе и увижу, как болеют бразильцы? Игорь вообще искатался… В декабре ездил со сборной в Эмираты на показательный турнир.

– Вам, наверное, часто поступают предложения сменить клуб?

Леонид Кинякин: - Жилина уже несколько лет уговаривают перейти в Нижний Новгород.

Игорь Жилин: - Я отыграл в «Динамо» 16 лет. И не вижу смысла переходить куда бы то ни было. У меня здесь семья, двое детей. Недавно вот получил квартиру от краевой администрации.

– Молодёжь сегодня охотно идёт в вашу команду?

Леонид Кинякин: - С пополнением есть сложности. Молодёжь боится трудностей, за компьютером-то сидеть проще. Мы же тренируемся почти как здоровые футболисты. Столько же времени проводим на поле, выполняем такие же упражнения на ускорение, удары по воротам, всё как в любой профессиональной команде. И тренер у нас Сергей Квасов – бывший игрок барнаульского «Динамо».

– Но вы проводите какие-то беседы с молодыми, убеждаете, что можно жить без комплексов и с физическими недостатками?

Александр Исаенко: - Беседа одна-единственная: если есть желание играть, приходи, мы тебе поможем.

Леонид Кинякин: - Это раньше мы с ними нянчились. Привезём его, нарядим, на костыли поставим, а он раз – на следующий день потерялся. И костыли ушли, и форма. И таких у нас было человек десять, если не больше.

Александр Исаенко: - Многие придут, потренируются, побегают в костылях, руки начинают болеть. На следующий день к нему приезжаешь: «Поехали». - «Нет, – говорит, – руки болят».

Леонид Кинякин: - Когда помоложе были, мы все больницы прослеживали. Как только узнавали, что человек без ноги остался, сразу к нему приезжали. Помню, семь лет назад зашли к Серёге Копылову, он на мотоцикле в аварию попал. Начали ему говорить: «Мы знаем, что ты бывший спортсмен!» Рассказали, что есть такой футбол ампутантов, что сами без ноги. Задрали брючины и показали свои протезы. И парень ожил сразу, понял, что, оказывается, можно продолжать жить. И при этом достаточно красиво. Не стал впадать ни в депрессию, ни в алкоголь, как это часто бывает.

– А случается, что кого-то из ребят не пускают в инвалидный футбол родители?

Леонид Кинякин: - Бывает и такое. Ходил к нам один перспективный парень, а потом перестал. Позвонил маме, она сказала, что не будет он больше играть, мол, нога болит. Что ж, может, и правда где-то травмировал. Я вот на одном турнире ногу подвихнул, так еле ходил. Начал бегать – и вскоре боль прошла. У нас все лечение только через футбол!

Игорь Жилин: - У нас нет особого травматизма, как считают многие. Родителям скорее психологически тяжело отпускать от себя ребёнка, оставшегося с одной ногой. В итоге дети замыкаются в себе, у них не происходит никакого движения в жизни.

– А есть игроки, которые пострадали в результате боевых действий?

Александр Исаенко: - Раньше были. Но мы всё-таки далековато от таких мест. Вот в Грозном есть молодая команда: почти все ребята в детстве играли с миной и подорвались. Очень шустрые парни, бегают как олени. В Узбекистане каждый второй футболист - ампутант – участник локальных конфликтов.

Справка «АП»
Клуб «Динамо-Алтай» – лучшая команда края по итогам 2011 года (по версии крайспортуправления). Является старейшим в России клубом футболистов-ампутантов, в следующем году ему исполнится 20 лет. В текущем чемпионате барнаульцы пока идут на втором месте, отставая от лидера – «Нижегородца» – всего на одно очко.

Фоторепортаж