ЧУК или ГУК?

Кому передать пенсионные накопления

00:00, 08 июня 2012г, Общество 2209


ЧУК или ГУК? Фото №1

Начиная с 2005 года, когда в Барнауле появились представительства негосударственных пенсионных фондов, им удалось рекрутировать в свои ряды более 115 тысяч жителей края, причем половина из этого числа приходится на прошлый год. В нынешнем году НПФ надеются привлечь более ста тысяч застрахованных. Между тем финансовые результаты управления накопительной частью пенсий НПФ
в прошлом году оказались весьма скромными. Так стоит ли доверять частникам?

Итоги года

Если зайти на сайт Федеральной службы по контролю за финансовыми рынками (ФСФР) и познакомиться с доходами от инвестирования негосударственными пенсионными фондами накопительной части пенсий в 2010 году по адресу: http://www.ffms.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/svedeniya/2010, то они впечатляют. Некоторым компаниям удалось получить до 20% от величины чистых активов (своего имущества). Но если перейти к аналогичным показателям 2011 года, то цифры оказываются в сто, а то и в тысячу раз меньше.

Где же доходы? Не удалось собрать их с управляющих компаний (УК)? Заходим на сайт Пенсионного фонда России и интересуемся, какую доходность пенсионным накоплениям обеспечили УК. И что же мы видим? Для большинства ЧУК итоги оказались печальными. За год 22 портфеля пенсионных накоплений из 58 показали отрицательную доходность. При этом по ряду портфелей потери превысили 17%. Финансовые результаты большинства частных управляющих компаний, сумевших войти в плюс, оказались значительно хуже, чем у ВЭБа, чей доход от инвестиций по расширенному портфелю пенсионных накоплений составил 5,47%, а по портфелю госбумаг – 5,9%.

- Отрицательный результат большинства частных управляющих компаний по прошлому году главным образом связан с резким снижением на рынке акций, - уверен Сергей Сулимов, начальник отдела развития продуктов управления активами финансовой группы «БрокерКредитСервис». – Трудно говорить о высокой доходности, когда индекс ММВБ за год просел на 17%, а РТС – более чем на 22%.

А руководитель регионального отделения ФСФР по Сибирскому федеральному округу Евгений Снегирев добавляет, что к отрицательному финансовому результату порой приводит «неправильная» и «недобросовестная» стратегия инвестирования средств пенсионных накоплений управляющими компаниями, направленная лишь на получение вознаграждения от доверительного управления.

И все же двум ЧУК в прошлом году удалось обогнать ВЭБ. Лидером по уровню доходности пенсионных накоплений стала УК «Солид Менеджмент» с доходностью 7,69%. Вот как объясняет причины успеха эксперт по пенсионным накоплениям компании Сергей Звенигородский:

- Краеугольный камень нашей методики - управление риском портфеля («бетой портфеля к рынку»), благодаря которому и достигается положительный результат. В течение прошлого года доля акций в пенсионном портфеле «Солид Менеджмент» варьировалась от 5 до 50%. Стратегия активного изменения соотношения акций к облигациям и депозитам оправдала себя и позволила добиться высоких результатов. На результатах сказались и сбывшиеся аналитические ожидания, а также правильная оценка рисков.

Как же ВЭБу удалось показать достойную доходность? Помнится, над его стратегией вложений частники еще недавно смеялись, переманивая будущих пенсионеров в свой лагерь.

- У ВЭБа спектр вложений более консервативный, - объясняет Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент». – В условиях высокой изменчивости, ослабления финансовых рынков такие активы, как гособлигации, играют роль защитных вложений.

В самом ВЭБе согашаются, что на падающем рынке консервативные портфели показывают лучшие результаты, чем рискованные. Пресс-служба Внешэкономбанка напоминает, что кроме как в государственные ценные бумаги с 2009 года ВЭБ в рамках расширенного портфеля имеет право вкладывать в корпоративные, ипотечные облигации, банковские депозиты. При этом портфель все равно формируется консервативный, требования к надежности облигаций жестче, чем у ЧУК. Свою роль сыграла в прошлом году работа по диверсификации портфеля. Для этого приобретают финансовые инструменты, не влияющие друг на друга, а еще лучше меняющие свою доходность в противоположные стороны под действием рынка. Такой портфель более устойчивый к рискам, но и менее доходный.

Синица в руке или журавль в небе

Надо отметить, что в начале этого года ситуация на российском фондовом рынке заметно улучшилась, а с ней и результаты работы частных управляющих компаний. По итогам первого квартала показатели доходности большинства ЧУК отражаются двухзначными цифрами. Расширенный инвестиционный портфель ВЭБа тоже вырос почти вдвое по сравнению с прошлым годом. Сергей Сулимов объясняет позитивные итоги Внешэкономбанка результатом «отскока» облигаций после очень плохого для всего долгового рынка конца прошлого года. При этом он ссылается на признания ВЭБа, что доходность повысилась за счет переоценки облигаций федерального займа. Кроме того, в портфеле за квартал на 16% выросла доля корпоративных облигаций. Это также хорошо сказалось на доходности.

Как дальше будет развиваться ситуация на российском фондовом рынке, предугадать сложно. Он зависит от настроений в экономике, а они сегодня не самые радужные. И хотелось бы понять, какие аргументы заставят более ста тысяч жителей края перевести свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ?

Сергей Звенигородский на это отвечает:

- Те же, что и раньше…Для одних это будет повышение прозрачности правил работы пенсионных средств и выплаты накопительной части пенсии с июля этого года. Для других - первым сознательным или бессознательным реальным решением в жизни на фондовом рынке, поскольку граждане оказались инвесторами, ничего об этом не зная и не желая даже разбираться. Как и раньше, основным вопросом будет доверие к пенсионной системе вообще и понятные правила прироста и выплаты пенсии.

- Неужели вы не пытаетесь отговорить «отщепенцев», которые решили податься из ВЭБа в негосударственные фонды? - интересуюсь у Натальи Стакиной, начальника отдела организации учета процесса инвестирования Отделения ПФР по Алтайскому краю.

- Наша главная задача - объяснить населению, что выбор управляющего пенсионного накопления есть у каждого и уже сейчас. Гражданин сам выбирает: кто будет инвестировать и приумножать его пенсионные средства. В своей профессиональной деятельности специалисты пенсионных фондов не имеют право оказывать давление на выбор гражданина. Если он решил перевести свои накопления в частную управляющую компанию или негосударственный фонд, мы обязаны исполнить его волю.

Для тех, кто еще не определился, Сергей Сулимов приводит такую информацию для размышления:

- Средняя доходность ВЭБа в 2009-2011 гг. составила порядка 7% годовых. Его консервативные инвестиции позволяют компенсировать инфляцию, а также иметь более ровную динамику накоплений по сравнению с частными УК. Это позволяет будущим пенсионерам рассчитывать на стабильный результат в перспективе - менее доходный, но более надежный. Частные УК больше зависят от движений фондового рынка, но при этом на горизонте нескольких лет демонстрируют более привлекательную динамику. К примеру, среднегодовая доходность пенсионных накоплений в Сбербанке за эти же три года 2009-2011 составила около 13%. Вместе с тем на коротких периодах у частных УК доходность может быть отрицательной, а на временных интервалах в 10-20 лет они с большей вероятностью покажут положительную доходность, которая превзойдет доходность ВЭБа. Именно поэтому тем, кому до пенсии осталось 2-3 года, перевод средств под частное управление в большинстве случаев нецелесообразен и в какой-то мере рискован.

Нет простых решений

Между тем не надо забывать, что мы живем в эпоху перемен и правительство постоянно думает, как сделать будущую старость граждан обеспеченной. А как получится на самом деле – неизвестно. Например, Минтруда и Минсоцразвития предлагают перевести накопительный компонент из обязательной системы пенсионного страхования в добровольное, выстроив систему мотивации. Минфин же поддерживает дальнейшее развитие накопительной составляющей. Есть еще предложения Минэкономразвития. И вот надо найти консенсус между этими позициями – взвешенное, устраивающее государство и общество решение.

Пенсионная система не имеет простых решений, считают эксперты. Это очень длинные и сбалансированные процессы. И какое-то движение с одной стороны неизбежно вызывает реакцию с другой. И, кстати, проблемы с пенсионной системой во всем мире: увеличивается продолжительность жизни, уменьшается количество работающих по отношению к пенсионерам. Над урегулированием дисбаланса бьются лучшие экономисты, и пока выход не найден.

В развитых странах пенсия не опускается ниже 40% от заработка, но она формируется из разных источников. Как правило, первая часть - это трудовая пенсия из обязательных отчислений, вторая – пенсия от работодателя, которая может носить как обязательный, так и добровольный характер. И третья – самостоятельные накопления человека, которые он делает через пенсионную систему благодаря каким-то стимулам и налоговым преференциям. В России одним из таких стимулов стала программа государственного софинансирования пенсий, стартовавшая четыре года назад и заканчивающаяся в октябре 2013 года. Правда, пока в нее вступило 10% от работающего населения, а взносы регулярно платит еще меньше.

*   *   *

Четыре варианта

Напомним, что за большую часть трудящихся работодатель уплачивает взносы в Пенсионный фонд в размере 22% от заработной платы.

 

Для тех, кто с 1967 года и моложе, шесть процентных пунктов из этой суммы откладывают в отдельную «кучку», с которой можно экспериментировать, то есть вкладывать в различные финансовые инструменты, чтобы к выходу на пенсию она существенно увеличилась. Остальные 16 процентных пунктов идут в общий котел на выплаты нынешним пенсионерам. Тех, кто 1966 года рождения и старше, лишили такой привилегии, все их 22% идут на текущее потребление Пенсионного фонда. Правда, у «взрослых» на пенсионном счете имеется несколько тысяч рублей, перечисляемых с 2002 по 2004 год работодателем на накопительную часть, пока действовали старые правила.

Пенсионные накопления также формируются, если гражданин вступил в программу государственного софинансирования пенсии и у владельцев сертификатов на материнский капитал, направленных на эти цели.

Напомним также, что государство предоставило гражданам несколько вариантов распоряжения накопительной частью страховых взносов. Первый – ничего не предпринимать. В этом случае Пенсионный фонд России (ПФР) направляет эти средства во Внешэкономбанк. Это государственная управляющая компания (ГУК), которая купит на них облигации или положит на банковский депозит, сформировав так называемый расширенный портфель государственных ценных бумаг, и будет с них получать доход для ПФР, оставляя несколько процентов себе за труды. Кроме того ВЭБ формирует инвестиционный портфель государственных ценных бумаг. И гражданин, не склонный к риску, может написать заявление, чтобы его накопления использовали в рамках этого портфеля.

Если захотелось испытать судьбу, как это уже сделали 16 млн. застрахованных россиян, то есть два варианта. Первый. Остаться в ПФР, но поручить передать взносы в одну из частных управляющих компаний, которая больше нравится. Чтобы сделать осознанный выбор, следует познакомиться с результатами их работы на сайтах ПФР, рейтинговых агентств или самих компаний. Второй вариант – перейти в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). В этом случае он будет полностью отвечать за вашу будущую пенсию и принимать решение, каким ЧУК и в каких долях доверить вашу накопительную часть. Со всеми подробностями, как это сделать, можно познакомиться опять же на сайте ПФР.

Фоторепортаж