Стратегия Горлова

Косихинский фермер строит в Налобихе мини-элеватор с подъездными железнодорожными путями

00:00, 14 июля 2012г, Общество 2806


Стратегия Горлова Фото №1

В этом году глава фермерского хозяйства из Косихи Сергей Горлов реализует колоссальную для своего хозяйства инвестиционную программу стоимостью более ста миллионов рублей: строит в Налобихе мини-элеватор на 24 тысячи тонн зерна с возможностью его сушки, подработки, компьютеризированного контроля хранения и отгрузки в железнодорожный и автомобильный транспорт.

Возможность для маневра

В Алтайском крае подобные элеваторы – в фермерских хозяйствах Алексея Григорьева в Тюменцевском и Николая Апасова в Усть-Пристанском районах. Причем только у Горлова элеватор будет с подъездными железнодорожными путями. Первая очередь уже нынешней осенью даст возможность переработать и хранить восемь тысяч тонн зерна. Для сравнения: в прошлом году фермер получил на своих полях 10 тысяч тонн зерна. После выхода на проектную мощность элеватор сможет принять зерна втрое больше. Программа рассчитана на окупаемость в течение десяти лет.

– Но уже в нынешнем году у нас появится возможность маневра на зерновом рынке, – убежден Сергей Викторович, – возможность ждать приемлемых цен на продукцию. Это – во-первых. Второе: мы создадим определенную конкуренцию элеваторам, что не сможет не повлиять на их ценовую политику в отношении других сельхозпроизводителей. Ну и, кроме того, мы готовы будем на взаимовыгодных условиях принимать и хранить зерно коллег по зерновому цеху.

Из коммерсантов - в фермеры

Начинавший в 1990-е годы с открытия киосков и магазинов, в «нулевых» Сергей Викторович оставил путь коммерсанта средней руки и занялся земледелием.

На вопрос: почему - шутит:

– Мне нельзя династию прерывать: отец – сельский механизатор, сын – агроном. Надо соответствовать.

Осенью прошлого года глава фермерского хозяйства был награжден дипломами администрации Алтайского края за достижение наивысших показателей среди фермерских хозяйств на производстве сахарной свеклы и за направление инвестиций на техническое и технологическое перевооружение в сельскохозяйственное производство.

Сейчас в хозяйстве Горлова около пяти тысяч гектаров пашни, на которых трудится 41 человек. Все девять лет фермерства Сергей Викторович убеждается, что сегодня сельскохозяйственное производство – это уже далеко не советские колхозы и совхозы, худо-бедно кормившие страну в силу необъятности плодородных российских земель и трудовых ресурсов на селе. Пришли новые технологии.

– Сегодня, например, практически 80 процентов сельхозпроизводителей отказались от отвальной вспашки, – говорит Сергей Горлов. – Если бы двадцать лет назад сказать свекловоду, как «Отче наш» заучившему требования к свекловичному полю (чистое, ровное, проборонованное до мелкокомковатой структуры), что сахарную свеклу можно сеять по стерне, он бы вас в лучшем случае высмеял! А сегодня сеют сахарный корень под стерню – и успешно.

Нулевая обработка почвы, точное земледелие и прочее требуют технического перевооружения. Легендарный трактор Т-4 – это как славная конница Буденного, когда-то незаменимая, но уступившая поле брани танкам.

Поощрение Таиландом

В хозяйстве Горлова – современная производительная техника, позволяющая обрабатывать и технические культуры. Это дает возможность обходиться меньшим числом работников.

– Чтобы молодежь оставалась в селе, нужна социальная составляющая: в первую очередь – зарплата, – говорит фермер Горлов. В его хозяйстве по итогам прошлого года она составила 14,5 тысячи рублей в месяц, а у механизаторов – более 20 тысяч рублей. - Не могу похвастаться, что все это мы можем в настоящее время обеспечить своим работающим, но, например, стало уже нормой, что после страды наши работники отдыхают в санатории «Барнаульский». А нынче шесть человек побывали в экзотическом Таиланде. Есть планы по обеспечению специалистов благоустроенным жильем. Ежегодно за счет хозяйства и с сохранением заработной платы механизаторы и специалисты учатся на курсах повышения квалификации, в частности, в Алтайском институте повышения квалификации руководителей и специалистов АПК.

Зерновой хаос на диком рынке

По словам Сергея Горлова, у сельского хозяйства сейчас другие параметры успешности, чем это было, скажем, двадцать лет назад. Урожайность сахарной свеклы 150-200 центнеров с гектара тогда считалась высокой. Сегодня современная техника и средства защиты без использования ручного труда позволяют получать гарантированные урожаи в два раза выше. Агроном хозяйства Михаил Горлов, сын фермера, жалуется, что за урожайность 370 (!) центнеров на круг отец его упрекает: можно было больше. Урожайность зерновых в 2011 году у Горлова составила 27 центнеров с гектара.

– Меня раздражают публикуемые сводки о ходе посевной, кормозаготовок, уборки, – говорит Сергей. – У нас в крае – семь климатических зон. Зачем я буду оглядываться, скажем, на хозяйства Кулундинской зоны при севе или уборке? Нам важны не проценты засеянных площадей и даже не валовый сбор, а конечный экономический результат с гектара пашни. Сколько было вложено в этот гектар семян, удобрений, ГСМ, заработной платы и какова отдача. Было время, руководители хозяйств припахивали к пашне земли сенокосов и выпасов, не показывая на картах севооборотов эти дополнительные посевные площади. Фактически засевали большую площадь, а отчитывались по плановой, таким образом «повышая» урожайность.

Фермер считает, что в настоящее время важнее не вырастить и убрать урожай, а реализовать.

– Это практически 50 процентов успеха или неуспеха работы на земле. Рынок зерна у нас дикий, непредсказуемый, определенные структуры зарабатывают огромные деньги на зерновом хаосе, - говорит Сергей Горлов. - У фермера – две беды: неурожайный год и урожайный. При неурожайном – нечего продавать, а при урожайном – по вменяемым ценам – некому. За последние годы затраты в производство выросли в три раза, а стоимость сельхозпродукции топчется на одном уровне. Владельцам наших элеваторов до проблем крестьян дела нет. Элеватор – монополист и диктует свои условия. Скидки на весах, на зачете, расценки за подработку, хранение… Посчитаешь – и приходишь к выводу, что лучше и не сеять.

Василий Каркавин

Фоторепортаж