Интерес плюс способности

В высших учебных заведениях Алтайского края горячая пора – прием документов от абитуриентов

00:00, 25 июля 2012г, Общество 1730


Интерес плюс способности Фото №1

Для самих бывших школьников испытание тоже не из легких. Зачислят – не зачислят, конкурс на бюджетные места высокий… Пожалуй, меньше всего волнения в этой ситуации должны испытывать выпускники детских домов. По федеральному законодательству такие дети зачисляются в вузы и средние специальные учебные заведения на бюджетные места вне конкурса.

Вера и Надежда Сотниковы, выпускницы Волчихинского детского дома, в июле тоже подали документы в Алтайский государственный технический университет. Обе выбрали для учебы специальность «Менеджмент» на экономическом факультете.

Как рассказал проректор по учебной работе АлтГТУ Яков Овчинников, норма о внеконкурсном зачислении детей-сирот и оставшихся без попечения родителей действует уже давно, с момента принятия закона об образовании:

- В последние годы увеличилось количество внеконкурсников, зачисляемых в вузы. В прошлом году, например, было принято около 50 человек. Из них пятеро – дети-инвалиды. Остальные – ребята, оставшиеся без попечения родителей. В этом году порядок подачи заявления для претендента на внеконкурсное зачисление предусматривает возможность подачи документов только в одно учебное заведение. Мы ожидаем, что количество ребят-льготников окажется на уровне прошлого года.

Как и остальные студенты, учатся такие ребята по-разному. Кто-то относится к своим новым обязанностям серьезно, но, как отмечает Яков Овчинников, бывают случаи, когда студентов, поступивших на льготных условиях, приходится отчислять. Это и неудивительно. По словам начальника отдела специального образования опеки и попечительства Главного управления края по образованию и молодежной политике Ларисы Багиной, в последнее время все больше ребят поступают в детские дома в возрасте 14-17 лет, имея отрицательный социальный опыт. И основная задача психолога учреждения - за короткое пребывание в детском доме помочь подростку обрести цель в жизни и выпустить его с иными ориентирами. Однако это очень сложно.

Сегодня одним из лучших по уровню поступлений выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения является Волчихинский детский дом. Из 20 воспитанников, покинувших его стены за последние три года, девять стали студентами высших учебных заведений, десять – колледжей.

Как рассказывает директор детского дома Валентина Корнилова, при выборе будущей профессии ребята учитывают три фактора: интерес к специальности, свои способности и рынок труда. Это необходимо, чтобы воспитанник детского дома не только смог выучиться, но и затем устроиться на работу и содержать себя и свою будущую семью. Иногда (при сомнениях в том, что он сможет потянуть вуз) выпускнику предлагается вначале окончить колледж и уже в дальнейшем поступать в вуз.

В Алтайском крае с 2011 года действует краевая программа «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей». Она направлена на подготовку воспитанников детских домов к самостоятельной жизни, организацию социального, психолого-педагогического сопровождения, совершенствование региональной системы защиты имущественных прав выпускников и другие аспекты, влияющие на дальнейшую жизнь выпускников детских домов.

Как рассказывает Лариса Багина, в нынешнем году в рамках программы был проведен конкурс на лучший попечительский совет при интернатном учреждении. Теперь их основная задача не ограничивается финансовой помощью, члены совета должны увлечь ребят личным примером.

- Присутствие рядом социально ответственного взрослого просто необходимо подросткам. Он будет своего рода образцом для них, а кроме того, поможет адаптироваться в жизни за пределами детского дома. Например, студенты смогут проходить у него учебную практику или получить помощь в трудоустройстве и т.д., - говорит она.

Конечно, программа – не панацея для решения всех проблем. Тем не менее она позволяет упорядочить действия всех субъектов, которые участвуют в процессе социализации воспитанников детских домов. Ведь там задействованы и органы социальной защиты, и система здравоохранения, и многие другие структуры, способные оказать помощь выпускникам детдомов и интернатов.

Такое слаженное сотрудничество всех заинтересованных лиц помогает ребятам, оставшимся без попечения родителей, социализироваться в современном обществе. А это дает им уверенность в завтрашнем дне.

Фоторепортаж
Блоги