Народная программа для Барнаула

00:00, 02 августа 2012г, Экономика 3561


В краевом центре прошли общественные слушания. Главная их цель заключается в том, чтобы создать Народную программу развития города и после формирования нового состава городской думы приступить к ее реализации. Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор с главой администрации Барнаула Игорем Савинцевым. 

- Игорь Григорьевич, удалось ли добиться той цели, которую вы ставили, инициируя слушания?

- Главная цель проведения этих мероприятий заключалась в том, чтобы услышать максимально большее количество предложений, поступающих от барнаульцев. Да, в краевом центре работает свыше сорока различного рода долгосрочных городских и краевых программ. И все они в конечном счете разрабатываются чиновниками. Это не значит, что это плохие документы. Идет нормальная плановая работа, рассчитанная на годы. Но ведь есть целая масса точечных проблем, требующих быстрого разрешения. И их в первую очередь видят сами граждане.

К примеру, речь идет о ремонте тротуара в том или ином микрорайоне города. Вроде бы что там такого – два метра асфальта на пешеходной дорожке разрушилось? Но прошел дождь и на этом месте образовалась лужа. Ребенок, идущий в школу, обходит ее по проезжей части. А здесь уже и до трагедии недалеко. Да, в Барнауле есть программа безопасности движения, где прописана необходимость установки светофоров, обустройства пешеходных переходов. Но ремонт именно этого участка тротуара там не предусмотрен…

Вместе с тем народные слушания предполагали обсуждение не только мелких, точечных, но и общегородских проблем. И, естественно, нам нужно было найти логику их разрешения. Анализ поступивших предложений показывает, что около сорока процентов предложений, высказанных барнаульцами, касается обустройства детских спортивных площадок. Примерно такое же количество людей высказалось за устройство тротуаров. Еще одна тема – снос старых деревьев. Сегодня в краевом центре очень много перезревших тополей. Наверное, нужна будет отдельная программа, хотя этот процесс замены идет и сегодня. Ведь в городе ежегодно высаживается до восьми тысяч деревьев…

- То есть тополь будет «уходить» с барнаульских улиц и площадей?

- Да. Но, с другой стороны, экологи говорят о том, что тополь поглощает много углекислого газа и в больших количествах производит кислород. Для города, согласитесь, это очень важно. Нужно высаживать пирамидальные тополя, которые не дают пуха. Хотя в наших сибирских условиях они приживаются тяжело…

- Естественный вопрос: каким образом будет реализовываться Народная программа развития города?

- Реализация Народной программы будет идти, во-первых, за счет уже существующих целевых программ. А во-вторых, для реализации ее положений будут внесены необходимые изменения в городской бюджет. Народная программа начнет работу со следующего года. Финансовые возможности для этого есть.

Понятно, что за решением одного вопроса встает еще несколько. Вспомните, когда по инициативе партии «Единая Россия» началось асфальтирование внутридворовых территорий? В бюджете страны на эти цели были выделены средства. Но люди вполне резонно начали говорить: «Все это хорошо, но как быть с асфальтированием частного сектора, пригородных дорог?» Сегодня в границах городского округа расположено 25 поселков! И тогда городские депутаты при обсуждении бюджета сказали: давайте на эти цели выделим пусть и небольшую сумму, но процесс нужно начинать! В прошлом году на эти деньги было отремонтировано 20 дорог, а в текущем – уже 31! Возможно, в будущем году отремонтировать удастся даже больше, чем нынче.

Многие предложения барнаульцев лягут в основу Народной программы развития города… Вместе с тем администрации города нужны люди, которые бы помогали в решении самых злободневных вопросов. Да, в моем подчинении есть заместители, главы районов. Но формирование и распределение бюджета – право депутатского корпуса. Поэтому предлагаю инициативным людям, которые видят проблемы и знают пути их решения, становиться кандидатами в депутаты Барнаульской городской думы. Но для них интересы города должны быть выше личных, политических или корпоративных. А горожан призываю поддержать эти кандидатуры. Таких кандидатов готовы поддержать и мы, а в дальнейшем – плодотворно работать с избранными депутатами на общее благо.

- Вы отмечали, что на предложение по формированию Народной программы и «партии барнаульцев» из всех политических партий откликнулась только «Единая Россия». Какова будет ее роль в этом процессе?

- Примерно за месяц до начала народных слушаний я попросил депутатов краевого Законодательного Собрания поддержать администрацию города в решении ряда вопросов. Речь шла как о законодательной, так и о бюджетной поддержке.

Финансовая поддержка помогла бы ускорить строительство школ, детских садов, больниц на территории краевой столицы. А законодательная… ну вот смотрите: сегодня штраф за несанкционированную свалку – пятьсот рублей. Это в том случае, если нарушителя поймают, докажут, правильно запротоколируют… Понятно, что так эту проблему никогда не решить. Нужны соответствующие законодательные решения. И такого рода инициатив, требующих краевой законодательной поддержки, набралось достаточно. Но на ту встречу со мной пришли только депутаты «Единой России». Тогда состоялся деловой, обстоятельный разговор. А позднее эти депутаты высказались и о своей поддержке в реализации Народной программы Барнаула.

Но я еще раз хочу подчеркнуть, что мы хотим обсудить с барнаульцами те кандидатуры, что будут баллотироваться в депутаты городской думы. Через процедуру предварительного голосования мы хотим пропустить и ныне действующих депутатов, и тех, кто будет избираться впервые. А «Единая Россия» вполне может стать площадкой для выдвижения этих кандидатов на выборы в гордуму.

- А как у нас будут обстоять дела с выбором мэра?

- Я работал и в советское время, и сегодня. И по большому счету для меня нет разницы: выбран руководитель или назначен. Главное, чтобы он был профессионалом своего дела и добросовестно выполнял свои обязанности. Да, есть система прямых выборов главы населением. Но ведь и депутаты, которые избирают главу, тоже были в свое время избраны населением!

Я возглавляю администрацию Барнаула два года. И октябрьские выборы депутатов гордумы – это оценка и моей работы! Ведь им делать свой выбор – доверять мне дальше или нет.

- Недавно вы были в управляющей компании «Весенний», которая накопила задолженность перед ресурсопоставщиками. Таких компаний в городе, как известно, не менее 20-25 процентов. Почему мы их все уговариваем не нарушать законы? Может быть, пришло время вспомнить о наличии Уголовного кодекса? И, очевидно, инициатором здесь должна выступать мэрия…

- Встретиться с руководством «Весеннего» меня попросили люди на общественных слушаниях. Но все это, к сожалению, вопросы далеко не одной управляющей компании…

В Барнауле 84 управляющие компании. Городским властям очень не просто отслеживать их деятельность. Среди них есть достаточное количество тех, кто пришел на рынок, как говорится, подзаработать денег.

Не так давно законодатель внес определенные изменения, которые позволяют муниципалитетам более жестко контролировать работу управляющих компаний, не предоставляющих необходимую информацию, не рассчитывающихся с энергосбытовыми компаниями. Теперь город имеет право наложить штраф на управляющую компанию и на руководителя.

Ведь что вышло в управляющей компании «Весенний»? Жильцы перестали оплачивать счета, не получив перед этим услуг. Если жилец, заходя в подъезд, видит, что ремонта нет, а в квитанции обозначена сумма в графе «текущий ремонт», - он, естественно, отказывается платить за это. И он, я считаю, правильно поступает. Хотя достаточно фактов, когда люди просто не платят за оказанные услуги. И эта ситуация ставит управляющую компанию в непростые условия.

Поэтому в каждом отдельном случае нужно разбираться. Администрация города будет проводить ревизии по исполнению договорных отношений управляющими компаниями и контролировать правомерность повышения тарифов. Ведь тарифы «Кузбассэнерго» на отопление не увеличились, а в горэлектросети и по вывозу твердых бытовых отходов они даже немного уменьшились.

Сколько сегодня нас пугают «громадным ростом тарифов»? При этом в Барнауле объем платежей будет ниже заявленного повышения тарифов (в этом году предельный уровень повышения установлен в размере 12%). Важно проконтролировать управляющие компании, чтобы они самовольно не допускали завышений в квитанциях горожан. Хотя есть проблемы с теми домами, где не установлены общедомовые счетчики учета. Таких домов в Барнауле еще примерно 20 процентов. Там повышение тарифа будет значительным. Но социально незащищенные граждане, проживающие в них, имеют право на льготы. Городской бюджет будет компенсировать эту разницу. На эти цели предусмотрено 78 миллионов рублей. То есть житель, оплатив квитанцию, приходит в нашу соответствующую службу и получает компенсацию.

- Как складывается ситуация с обеспечением маленьких барнаульцев местами в детских садах? Реально ли вернуть под эти цели здания, которые сегодня используются для других целей? Как идет строительство новых дошкольных учреждений?

- То, что можно было вернуть, мы уже вернули… В прошлом году в число действующих введены детские сады на улицах Германа Титова, Антона Петрова. В 2013 году начнется капитальная реконструкция дошкольного учреждения по адресу: ул. Юрина, 307-а.

Вместе с тем ни один из муниципальных детских садов в Барнауле под иные цели передан не был. Перепрофилировались ведомственные детские сады. И, как вы понимаете, законодательно влиять на это муниципалитет не может. И там, где собственник добровольно передал нам эти здания, мы восстановили детские сады. К примеру, сегодня такое дошкольное учреждение нам возвращает «Почта России». На следующий год мы его введем в строй.

Очень непростая ситуация с обеспеченностью детскими садами складывается в пригородных поселках. Вместе с тем сегодня заканчивается работа над проектно-сметной документацией в поселках Спутник и Октябрьский. В будущем году будет введен в строй детский сад на сто мест в поселке Новомихайловка. Там в свое время здание недостроенного детского сада забрал за долги у учхоза «Пригородный» один из предпринимателей, организовав потом столярный цех. Я с ним встретился, и мы договорились: этому зданию будет сделана государственная оценка и город его приобретает. Тем более что на территории городского округа можно найти подходящее производственное помещение. И человек нас понял, ведь перевезти станки на другое место – не такая уж неразрешимая проблема…

Ежегодно мы вводим более тысячи новых мест в детских садах. В прошлом году было введено 1595 мест. Но эти цифры нужно анализировать. Смотрите, что происходит: за прошедшие три года мы ввели около четырех тысяч мест в садах. Так вот три года назад очередь была 7500 человек. А сегодня она уменьшилась по сравнению с этой цифрой на 380 мест. Откуда взялся такой рост, ведь у нас нет демографического бума? Миграция… есть, но тоже не столь великая.

Так что происходит? А очень просто: у людей появилась вера, что они реально могут получить места в детских садах для своих малышей! Ведь раньше как думали: а чего нам вставать в очередь, если она подойдет только к тому времени, когда ребенку нужно будет идти в школу? Вместе с тем сегодня по устройству старших дошколят проблем нет. Главная задача - как устроить всех тех, кому от 2 до 5 лет.

Сегодня в Барнауле возводится два больших детских сада на 330 мест. И здесь большую помощь нам оказали краевые власти в рамках губернаторской программы «75х75». Один детсад будет введен в эксплуатацию в ближайшие месяцы. Администрация края выделила 280 миллионов рублей, и на эти средства возводится детский сад в районе квартала 2034. Это новый микрорайон в районе улицы Попова. И город взял на себя обязательства ввести его в строй до первого января 2013 года. Еще один детский сад откроется в районе улицы Водопроводной на ВРЗ.

Я считаю, что ситуация с дошкольными образовательными учреждениями тоже должна быть отражена в Народной программе развития города.

- Каковы перспективы дорожного строительства в Барнауле? Есть ли возможность сократить дорожные пробки? Или это все находится на уровне давних разговоров: а вот хорошо было бы построить в районе железнодорожного вокзала мост… а еще лучше – тоннель?

- Про те тоннель или мост мы говорили еще в середине восьмидесятых годов прошлого века (улыбка)… Но сегодня я, как житель Барнаула, в таком варианте этот проект видеть бы не хотел. Мост должен пройти через мемориал – святое для каждого из нас место. Хорошо ли это – вопрос? Тоннель… это очень дорого. Поэтому стоит искать другие пути.

Нужно довести до логического конца решение по переносу трамвайного движения в районе Нового рынка. Мост построен для того, чтобы увести трамвайное движение на проспект Калинина. Это значительно увеличило бы пропускную способность автомобильного моста у Нового рынка.

Вторая задача, которая, наверное, решится уже в нынешнем году, - улучшение схемы движения в районе слияния Павловского тракта и улицы Советской Армии. Нужно сделать нормальный переезд через трамвайные пути и установить светофоры. Будет убран поворот с Советской Армии на Павловский тракт с разворотом для проезда на проспект Строителей. Посмотрите, какие автомобильные пробки там собираются! Светофоры решат эту проблему. Возможно, будет сделано реверсивное движение и по Павловскому тракту. Что это даст? К примеру, утром будет увеличено количество дорожных полос по пути в город, а вечером – из города.

Более грандиозный проект – строительство объездной дороги с нового моста по улице Мамонтова по правой стороне Барнаулки на Лесной тракт и на Власихинскую. Городу крайне нужен альтернативный Павловскому тракту путь. Он есть в генплане Барнаула. Цена его – более одного миллиарда рублей. Это вполне реальные деньги, хотя и не в один год. Ну а более далекая перспектива – объездная дорога, которая связала бы Павловский и Змеиногорский тракты. Для этого нужен мост через Обь в районе Научного городка. Такой проект позволил бы создавать логистические центры на периферии города, с тем чтобы грузовой транспорт не заходил в центр города.

- Планируется ли расширение территории города и городского округа в целом? Как в этой связи будет развиваться жилищное строительство?

- 681 500 человек проживает сегодня в городском округе согласно данным последней переписи населения. Около сорока тысяч живет в барнаульских поселках. Барнаул, я считаю, развивается. Хотя и не без вопросов. В последние два года появились проблемы в строительном комплексе. Мы о них знали, готовились. Лет семь назад в Барнауле вводилось в строй 250 000 квадратных метров жилья в год. В позапрошлом году мы ввели почти 390 000 квадратных метров. Для чего это сделано? Для обеспечения работы строителей нужны еще несколько отраслей, в которых трудится не одна тысяча человек. Поэтому строительная отрасль в непростые времена обеспечивала людей работой.

Но задел тех лет сегодня выработан. Для того чтобы построить дом, нужно выделить землю, изготовить проектно-сметную документацию, подвести сети, создать инфраструктуры. Возведение самого дома – это примерно третья часть от всей подготовительной работы… Такие площадки сегодня застроены. Но даже если бы к этому моменту была подготовлена вся необходимая документация, к новым площадкам не подведены инженерные сети. Но кому нужна сегодня кирпичная коробка без света, тепла и воды?

Поэтому при поддержке краевых властей мы вышли в Правительство РФ с просьбой помочь профинансировать строительство необходимой инфраструктуры. На эти цели нужно 4,5 миллиарда рублей. Это позволило бы городу развиваться в двух направлениях: от улицы Попова в сторону аэропорта и от улицы Сиреневой в сторону Власихинской. Причем эти микрорайоны будут возводиться сразу с торговыми центрами, кинотеатрами, образовательными и спортивными учреждениями. 

Новости