«Все флаг видели?»

Бронзовый призёр Олимпиады рассказал о цене медали, чудо-тренере Гамбе и группе поддержки в Лондоне

00:00, 08 августа 2012г, Спорт 1953


«Все флаг видели?» Фото №1

«АП» во вчерашнем номере сообщила, что в воскресенье прямо с Олимпиады вернулась спортивная гордость Барнаула – дзюдоист Иван Нифонтов. В аэропорту его встретили с почётом, а на следующий день он вместе с мамой Верой Васильевной дал пресс-конференцию, на которую пришёл в олимпийской форме. Пообщаться с чемпионом мира и Европы, а теперь и призёром Олимпийских игр собрались практически все СМИ города, шутка ли – впервые в истории алтайского дзюдо в копилку края поступила олимпийская медаль!  

«На второй день сорвал голос»

– Иван, какие впечатления у вас остались от первой в вашей карьере Олимпиады?

– Я, конечно, очень рад своей медали. Кто знает, что мне пришлось пережить за последнее время, понимают, насколько она дорога для меня. Приходилось преодолевать серьезные преграды, чтобы завоевать её. В январе у меня была травма, потребовалось даже хирургическое вмешательство. После операции участие в Олимпиаде было под большим вопросом. Но Гамба (итальянский тренер сборной России по дзюдо. – Прим. «АП») поверил в меня и включил в состав команды. И я не мог его подвести.

– Лондон посмотрели?

– Нет, времени почти не было. Пока ехали по городу, смотрели по сторонам. Красиво. Когда выходили немного погулять, то встречали местных жителей, которые просили нас с ними сфотографироваться, вообще относились очень доброжелательно ко всем олимпийцам. Всю неделю были на соревнованиях по дзюдо. Вместе переживали, радовались друг за друга. Я голос сорвал уже на второй день.

– Можно ли сравнить чемпионат мира с Олимпиадой?

– Олимпиада – это такие же соревнования, в которых я уже участвовал. Ничего нового я не увидел. И на чемпионате мира, и на Олимпийских играх я настраивался только на победу. И хотя выиграть «золото» не удалось, я был безумно рад бронзовой медали.

– В чём секрет успеха Эцио Гамбы, с которым связывают триумф отечественного мужского дзюдо?

– На самом деле, он предложил такую тренировочную систему, в рамках которой мы 300 дней в году проводим на сборах. Нагрузка стала намного выше, чем была раньше. Работаем с акцентом на физподготовку, потому что, как показала Олимпиада, исход многих встреч приходится решать лишь в дополнительное время, а для этого нужна большая выносливость.

До прихода Гамбы все борцы говорили, как следует с русскими бороться: «Нужно продержаться три минуты, а потом они устанут и сами упадут. Не надо даже ничего делать». А сейчас мы функционально готовы лучше и соперники уже не знают, как с нами бороться. Вообще Эцио очень тонкий психолог, на каждом собрании внушает нам: «Вы – лучшие, вы можете выиграть».

– На каком языке с ним общаетесь?

– Он уже немного понимает по-русски. Но когда что-то объясняет на тренировке, то призывает на помощь переводчика. А вообще он знает английский, итальянский и французский.

– Не хотите пригласить его на Алтай?

– Я звал его на свадьбу, и он уже собирался, но потом серьёзно заболел и не смог приехать.

«Хочу взять у корейца реванш»

– Что итальянец говорил вам перед полуфинальной встречей с корейцем?

– Да ничего особенного. В этой ситуации слов-то и не нужно было. Все знали, какова цена победы в этой схватке.

– Не сыграла ли роль затянувшаяся пауза, когда пришлось долгое время ждать окончания первого полуфинала?

– Нет. Вы знаете, на разных соревнованиях такое бывает. Хоть час ждать, хоть десять минут, надо всё равно настраиваться на победу. На самом деле, соперник был очень сильный, что и показывают его результаты на последних соревнованиях. Но ничего, я буду тренироваться, чтобы в будущем наконец-то взять у него реванш.

– Поддержка, которая исходила в этот день из Барнаула, как-то ощущалась?

– Конечно, знаю, что многие болели за меня и это меня очень вдохновляло.

– А в Лондоне было много наших земляков?

– Все флаг видели? (Смеётся.) Там был тренер Игорь Вотяков (несколько раз он попадал в кадр вместе с российским триколором с надписью «Барнаул». – Прим. «АП») и двое моих одноклубников. Встретились с ними после награждения, поздравили друг друга. В следующие дни тоже встречались с ними на соревнованиях, вместе смотрели выступления наших спортсменов. Ещё говорили, что на трибунах присутствовал наш земляк – знаменитый борец Владимир Шкалов, но он улетел на следующий день и встретиться с ним не удалось.

– Телезрители видели, что за вас приехал поболеть президент страны…

– Он приехал в предпоследний день, когда боролся Тагир Хайбулаев. Всех, кто уже выступил, посадили с ним рядом. После финальной схватки, когда Тагир выиграл, Владимир Владимирович всех поздравил, порадовался вместе с нами.

– Некоторым дзюдоистам дали за победу 30 миллионов рублей. Вы сколько получите?

– Не знаю ещё. Меня вообще не интересовал этот вопрос.

– Где будете хранить медаль?

– Дома у меня есть небольшой уголок в серванте, где они хранятся. После чемпионата мира, когда я переехал в отдельную квартиру, все новые медали у себя храню, а старые остались у мамы.

– Как собираетесь провести заслуженный отдых?

– Хотелось бы съездить на море, но пока не знаю, получится ли. Эцио не сказал, сколько он нам даст времени для отдыха. Уже 10 августа мы встречаемся в Сочи, куда нас пригласил Владимир Владимирович Путин. Там будут проходить какие-то бои по смешанным единоборствам. Не знаю, правда, в каком формате это будет проходить – может, Эцио и нашу команду выставит на турнире?

 ***

– Вера Васильевна, а вы в какой момент выступления сына переживали больше всего? – вопрос к маме Ивана.

– Мы собрались у старшего сына. В одной комнате – родственники, друзья Вани. Все были в напряжении, переживая за него. Когда он проиграл схватку корейцу, я минуты три испытывала какой-то ужас, настолько была уверена, что он выиграет «золото». А потом начали все вместе болеть за «бронзу». И когда Ваня сделал последний бросок, то весь дом затрясся от криков и возгласов. Соседи даже приходили, спрашивали: «Почему у Васи сегодня так шумно?»

 P.S. По итогам Олимпийских игр бронзовую медаль завоевал ещё один алтайский спортсмен – пловец Андрей Гречин. Интервью с ним читайте в одном из ближайших номеров «АП». Также в Лондоне выступает барнаулец Сергей Шубенков – единственный представитель страны в барьерном беге на 110 метров. Вчера, когда номер уже был подписан в печать, он участвовал в предварительных соревнованиях.  

Фоторепортаж