Туман и солнце

00:00, 18 августа 2012г, Культура 2295


Туман и солнце Фото №1

В Союзе художников открыли выставку, которая на самом деле представляет собой две персональные, приуроченные к круглым датам известных художников – Юлии Кикоть и Дениса Октября. Даже для зрителей, хорошо знающих творчество обоих, это прекрасная возможность рассмотреть их на контрасте и ее не стоит упускать, потому что более не схожих по стилю и темпераменту авторов сложно себе представить. Так вот, сейчас они делят один большой зал, причем четкой границы между их экспозициями нет. Но что приятно, оба автора от такого соседства только выигрывают. 

С первого взгляда ясно, что Юлия Кикоть тут отвечает за эмоции, огонь и солнце. Одни названия работ чего стоят: «Солнечный ветер», «Солярность» (эффектный символ солнца, составленный из золотых конских голов), «Солнечные блики», «Жара II», «Птица-жар» и так далее. И это не просто слова – сами картины словно сияют и излучают тепло.

А имя Дениса Октября давно и прочно ассоциируется у зрителей с таинственным цветным туманом: он клубится на его пейзажах, в нем же мерцают нежные натюрморты, сквозь него едва видны любимые художником птицы-рыбы. Это совершенно другой, замедленный внутренний ритм. Работы Октября кажутся отстраненными и очень рациональными (хотя в интервью автор и говорил, что ориентируется скорее на ощущения, чем на концептуальные построения). Отличает этого художника и способность вновь и вновь возвращаться к излюбленным сюжетам.

Именно по контрасту с работами Дениса Октября становится особенно заметно, что Юлии Кикоть хочется непрерывного творческого эксперимента: она и пейзажист, и портретист, и абстракционист, и даже анималист. Причем последнее, вообще-то, страшная редкость в местном искусстве, а в ее работах целый зверинец: кошки, собаки, носороги, лошади с прекрасными глазами… А уж остроумные работы Юлии, выполненные в технике батика, никогда не теряются и на коллективных выставках.

– Они абсолютно разные! Мы думали, что зрителям будет трудно, а самим авторам – неудобно, но оказалось – нет, все хорошо, – рассказал о своих сомнениях при подготовке экспозиции член правления Союза художников Алтая Юрий Кабанов. Эта выставка, по его мнению, наглядно доказывает, что главное в искусстве не столько быть в русле неких модных веяний, сколько оставаться честным с самим собой. Обоим авторам это вполне удается.

Например, Юлия Кикоть совершенно честна в своей любви к избыточной декоративности. И ладно бы батик, оставляющий ощущение прекрасной чрезмерности (например, ажурный «Алконост», удачно размещенный на фоне окна, или «Лето. Топлес», или «Весна-красна»). Но ведь и ее яркая живопись порой напоминает экзотическую расписную ткань, как «Арифметика цвета», или даже безумный гобелен, как натюрморт «Сиреневый воздух».

Впрочем, совершенно иное настроение у ее аскетичных работ, выполненных в смешанной технике и посвященных теме памяти (серии «Координаты жизни» и «Поколение»). Пожалуй, самая трогательная из них – «Воспоминание. Папины галстуки». Она и представляет собой своеобразный коллаж из разноцветных кусочков старых галстуков под стеклом…

– Удивляюсь все время Юлии! Столько лет отдано педагогической деятельности, но всегда она находила время для искусства, – говорит искусствовед Любовь Шамина. – Удивительная художница, которая уже обрела свое лицо, но продолжает творческие поиски.

К Денису Октябрю в Союзе художников, кажется, до сих пор относятся как к молодому автору (формально так и есть), но по отношению к художнику, который активно выставляется с середины 90-х и у которого столько почитателей и критиков, это даже как-то несправедливо. И на открытии этой выставки гости по инерции продолжали удивляться, как ему удалось выйти из тени своего отца – известного живописца Валерия Октября.

– Это романтик, философ и удивительно тонкий живописец, – так характеризует художника Любовь Шамина.

А еще он рассказчик, умеющий зашифровать скрытый сюжет в совершенно статичных на первый взгляд пейзажах, построенных на сложных отношениях серого, коричневого и охры. Таковы, например, «Поздняя осень», «Первый снег», «Окраина». Кстати, совершенно иной цвет – живой и сочный – в его горных пейзажах. А про глубокомысленный и при этом крайне эффектный триптих «Забытые истории», в котором автор всматривается в фактуру дерева и торчащие из досок щепки и гвозди, одна из зрительниц сказала, что «это даже не истории, а целый роман».

Впрочем, работы Дениса Октября принесли в этот зал не только прохладную зыбкую атмосферу сна, который населяют джазмены, венецианцы в карнавальных костюмах, рыбы с симпатичными личиками и огромные мотыльки с блестящими внимательными глазами (кажется, на картине «Насекомое» изображен именно мотылек). Есть здесь и реалистические портреты близких, цепляющие выверенной композицией и сочетанием отстраненности и психологической глубины.

Справка «АП»

Юлия Кикоть родилась в Барнауле. Окончила Новоалтайское художественное училище, работала в качестве дизайнера по художественному металлу, моделированию одежды, активно занималась станковыми видами изобразительного искусства – живописью, графикой (в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта). Пробует себя в росписи по шелку и монотипии. С 1996 года Юлия участвует в краевых, региональных и зарубежных выставках. Член Союза художников России с 2003 года.

Справка «АП»

Денис Октябрь родился в Новоалтайске в семье известного живописца Валерия Октября. Окончил педагогическое отделение Новоалтайского художественного училища. Работает в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, композиции, ню. Участник краевых, региональных и международных выставок с 1995 года. На Первом международном биеннале графики «БИН-2004» в Санкт-Петербурге получил премию в номинации «Станковая графика». Работы художника находятся в фондах сибирских музеев и частных собраниях в России и за рубежом. Член Союза художников России с 2001 года. 

Фоторепортаж