СИМФОНИЧЕСКИЙ ИТОГ

00:00, 03 июня 2010г, Культура 2406


СИМФОНИЧЕСКИЙ ИТОГ Фото №1

31 мая краевая филармония закрыла 55-й симфонический сезон большим концертом с участием выдающегося виолончелиста Марка Дробинского (Франция) и народного артиста России скрипача Валерия Карчагина (Новосибирск). Программа включала увертюру из музыки Роберта Шумана к поэме Байрона "Манфред", двойной концерт Брамса, Пассакалию Генделя, Седьмую симфонию Бетховена, да к тому же целых три номера были сыграны оркестром на бис! В общем, от зала, заполненного до отказа, в этот вечер потребовалось некоторое мужество – оно, однако, было вознаграждено глубокомысленным исполнением столь разных по эмоциональному строю произведений.

Открыть вечер дирижер Владимир Рылов решил исполнением увертюры Шумана – в этом году мир отмечает двухсотлетие со дня рождения композитора. И, поскольку музыка написана к поэме Байрона "Манфред", Владимир Алексеевич прочел финал второго действия поэмы, описывающей терзания высокородного чернокнижника графа Манфреда, который винит себя в гибели своей возлюбленной Астарты. Синтез музыки и литературы, известным приверженцем которого является главный дирижер симфонического оркестра краевой филармонии, редко бывает более уместным, чем в этом случае. Проникшиеся эмоциональным чтением Владимира Рылова, зрители были готовы к тревожной и страстной музыке Шумана, а в требовательных звуках труб без труда угадали неизбежность роковой развязки этой истории.

Трехчастный концерт Иоганнеса Брамса для скрипки и виолончели с оркестром ля-минор в исполнении гостей – скрипача Валерия Карчагина и старинного друга нашей филармонии Марка Дробинского – прозвучал как философское высказывание двух превосходных музыкантов и оркестра. Солисты, кстати, давно знакомы: Марк Дробинский неоднократно выступал с новосибирским квартетом "Filarmonica", которым руководит Валерий Карчагин. Чуть глуховатый и как бы с легкой хрипотцой голос виолончели Дробинского составил восхитительный дуэт с пронзительной нежной скрипкой Карчагина.

Кстати, программки, выпущенные филармонией к концерту, содержали массу любопытной информации. Например, что вышеупомянутый концерт создавался композитором в тайной надежде на примирение со скрипачом Йозефом Иоахимом, поскольку несколькими годами ранее во время бракоразводного процесса друга Брамс принял сторону супруги Иоахима. Впрочем, несколько суровая глубокомысленная музыка заставила быстро позабыть о подобных скрытых мотивах и полностью обратиться в слух. А едва закончилась первая часть, как завороженная публика, позабыв о неписаном правиле не хлопать между частями одного произведения, разразилась аплодисментами, принятыми музыкантами с вежливой улыбкой.

Второе отделение концерта открылось Пассакалией из сюиты N 7 Георга Фридриха Генделя, исполнение которой было приурочено к 325-летию со дня рождения гения мировой музыки. Исполненная одной только струнной группой оркестра (в обработке Сергея Асламазяна), музыка покоряла чинной строгостью и изяществом печальной мелодии. А вот дальнейшая программа потребовала уже определенной стойкости: Седьмая симфония Бетховена, также имеющая забавную историю создания, пусть и считается "непостижимо прекрасной" и "изумительной", все же представляет собой внушительное четырехчастное полотно. И если первую часть оркестр под управлением Владимира Рылова играл со старательным акцентированием всех драматургических ходов, красноречивыми паузами (этакими многозначительными угасаниями музыки) и контрастным ускорением-замедлением темпа, то начиная с волшебной второй части эти "программные" моменты отступили перед вечной красотой мелодии. Пресловутая программка сообщила, что вторая часть симфонии приобрела статус "хита всех времен и народов", что доказывает ее появление в одной из композиций группы "Deep Purple". Думается, те, кто имел удовольствие слышать Аллегретто в исполнении нашего оркестра, ни в каких доказательствах уже не нуждались.

На бис публике были преподнесены чудные симфонические шлягеры – два Славянских танца Дворжака и один Венгерский – Брамса. Зажигательная, искристая, блистающая металлом тарелок и треугольников музыка позволила немного развеяться тем, кто был эмоционально утомлен Бетховеном (многие слушатели не дождались этого момента, с шумом рванув из зала – и зря!). Несмотря на статус несколько легкомысленных шлягеров, исполнены эти вещи были на высочайшем уровне.

 

Справка "АП"
Марк Дробинскийодин из ярчайших виолончелистов современности. Окончил Московскую консерваторию (класс Мстислава Ростроповича), преподавал в ГМПИ им. Гнесиных. Уехав из СССР в 1974 году, обосновался в Париже. Музыкант с одинаковым успехом интерпретирует классическую и современную музыку. Выступает на лучших сценах Франции, Италии, Германии и Америки, но в последние годы все чаще гастролирует по России. Композитор Софья Губайдулина считает Марка Дробинского одним из лучших представителей русской виолончельной школы: "Среди прочих достоинств он обладает потрясающим качеством: личным неподдельным интересом к любому новому музыкальному материалу".
Валерий Карчагин родился в Новосибирске в 1959 году. Окончил ГМПИ им. Гнесиных. С 1985 года – артист Новосибирского академического симфонического оркестра. С коллегами создал камерный коллектив, позже известный как квартет "Filarmonica". С 1998 года параллельно с концертной деятельностью Валерий Карчагин преподает в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Сотрудничает с различными оркестрами как солист, в его репертуаре концерты Баха, Вивальди, Моцарта, Брамса, Прокофьева и Шнитке.

Фоторепортаж