«Хочется, чтобы каждый был победителем»
В минувшую пятницу стало известно имя «Учителя года Алтая-2013»
00:00, 26 марта 2013г, Общество 2095
Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА
Финальные конкурсные испытания, урок со взрослыми и публичная лекция завершились к обеду. А ближе к вечеру на торжественной церемонии награждения представители краевых властей, учительского сообщества и высшей школы чествовали участников и лауреатов, еще не отошедших от соревновательного волнения, в зале филармонии.
Открывая торжество, губернатор Александр Карлин подчеркнул, что краевой конкурс, который проводится уже в 23 раз, – яркое событие в истории всего края. По словам главы региона, символично, что в этом году он проходит под девизом «В труде учителя слава Алтайского края», поскольку эти слова наилучшим образом описывают идеологию модернизации образования: ее результатом является новая школа Алтая, в которой ведущая роль отводится именно учителю. Он должен быть не просто предметником, а добрым наставником, носителем знаний, культуры и гуманистических ценностей и идеалов. При этом губернатор напомнил о словах президента: школа сегодня должна успевать за своими учениками и за развитием общества, а в идеале должна идти впереди.
– Современная система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя, – подчеркнул губернатор. – Такие кадры нам нужно беречь и поддерживать. Именно этому и способствует наш традиционный, уникальный в своем роде конкурс «Учитель года Алтая»: он с самого начала был направлен на выявление талантливых педагогов и повышение престижа учительской профессии. Изменилась миссия победителя, который в течение всего года передает собственный опыт, в том числе во время выездных мероприятий в сельские районы.
«Задача учителя – формировать человеческую личность, а задача власти – повышать престиж учительского труда», – подытожил свое выступление Александр Карлин.
Дипломы участников очного этапа «Учителя года» конкурсантам вручали ректор Алтайской государственной академии образования (Бийск) Валерия Никишаева и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. По словам Петра Григорьевича, когда в его газете 23 года назад был придуман этот конкурс, никто не мог себе представить, что он будет существовать так долго. Главное, считает Петр Положевец, 99,98 % бывших лауреатов и победителей «Учителя года» остались в системе образования. И это показатель того, что в конкурсе участвуют люди, преданные школе и любящие детей всей душой.
– Есть одна этическая неловкость: нам всегда хочется, чтобы победитель был не один, – признался Петр Григорьевич. – Чтобы все победители муниципальных конкурсов, а в Москве – представители регионов получали главный приз – «Большого пеликана» – и представляли все учительство России. Вы не поверите, как трудно выбирать лучшего на всероссийском конкурсе: разница в сотые балла! И еще мне очень хочется, чтобы тот, кто сегодня получит звание учителя года Алтая, приехал в октябре на московский финал и увез обязательно домой «пеликана». Не важно какого – маленького, среднего или большого. Но пусть «пеликан» перелетает за Урал!
Вице-губернатор, начальник Главного управления по образованию и молодежной политике Юрий Денисов, награждавший пятерку лауреатов, поблагодарил клуб «Учитель года Алтая» и его руководителя Аллу Абросимову за приглашение Петра Положевца. А ректор АлтГПА Ирина Лазаренко (именно академию окончили в свое время больше половины участников конкурса) напомнила присутствующим слова просветителя Василия Штильке: «Да поставит себе каждый из нас главной заботой заботу о школе». Конкурсантов также поздравляли Юрий Абдуллаев (от крайкома профсоюза работников образования), ректор АКИПКРО Олег Ощепков, а также многочисленные спонсоры конкурса.
Вновь поднявшись на сцену, чтобы назвать имя лучшего учителя края, Александр Карлин пошутил, что впервые за 40 лет работы огласит документ, содержание которого он не знает. А его фразу «лучший учитель года Алтая – Лисин Алексей Анатольевич» буквально заглушили аплодисменты: за самого молодого участника – учителя информатики болели не только в барнаульском лицее № 124. Теперь помимо премии в размере 300 тысяч рублей и путевки в санаторий ему предстоит выражать интересы учителей края. Кроме того, Алексей Лисин выступит в качестве члена Большого жюри конкурса «Учитель года Алтая-2014».
– Я много чего думал, но правда не ожидал! – сказал растроганный победитель. – У меня буря эмоций, от конкурса еще не отошел. Хочу поблагодарить организаторов, и спасибо участникам, которые меня поддерживали и до сих пор поддерживают. Я вас люблю, вы самые лучшие!
* * *
«На моих уроках всегда есть место творчеству»
Корреспонденты «АП» поговорили с Алексеем Лисиным об участии и победе в конкурсе
– Не было предчувствия, что вы все-таки победите?
– Я сначала предполагал, а потом даже побаивался этих мыслей… Сегодня были решающие испытания. Урок со взрослыми достаточно ровно прошел. А потом была публичная лекция, на которой мне задавали много вопросов и я по глазам жюри увидел, что вроде бы неплохо на них отвечал. Тема лекции – моя педагогическая философия, так что я рассказывал о своем небольшом пока педагогическом опыте, о том, почему я пришел в профессию, почему не уйду из нее.
– Как вы относитесь к самой идее конкурсов профессионального мастерства?
– Абсолютно положительно, здесь приобретается огромный опыт, можно увидеть конкретное применение каких-то знаний и технологий, распространить свой опыт. Вот в этом году у нас подобралась очень хорошая группа, все 24 человека, и я искренне благодарен своим коллегам! Был на многих уроках, и они совершенно непохожие, хотя случалось, что и тема совпадала.
– Какое испытание стало самым сложным?
– Каждое задание было сложным по-своему. Самое первое, где мы представляли свой педагогический опыт, потому что мы этим не занимаемся в нашей повседневной жизни. Урок сложен тем, что мы на нем впервые видели своих учеников, не представляли себе, что они знают и понравимся ли мы им вообще. Мне повезло, класс был хороший. Я не все успел, но ребятам, кажется, понравилось. А что касается «разговора с учащимися», то мы не знали заранее, какую тему выберут дети.
– В чем суть методики, которую вы защищали на первом этапе?
– Сквозной принцип – применение деятельностного подхода через различные технологии и методики (ролевые игры, проблемное обучение). Его можно применять на любом уроке, и информатика не исключение, потому что компьютер – это только средство. Так что на моих уроках всегда есть место творчеству.
– Кто вас поддерживал?
– По-моему, все! Естественно, семья, близкие, моя девушка, администрация лицея № 124, другие участники конкурса. А организаторы поддерживали всех нас.
– Мы знаем, что вы решили продолжать учебу…
– Да, я учусь на первом курсе магистратуры в АлтГПА. Не секрет ведь, что ты можешь учить, только если сам постоянно учишься!