Выдающийся результат

На прошлой неделе в Барнауле чествовали участников престижных молодежных научных конкурсов «Шаг в будущее» и «Старт в науку», а также всех тех, кто помог талантливым и целеустремленным детям добиться успеха

00:00, 16 апреля 2013г, Общество 1736


Выдающийся результат Фото №1

Напомним, все 13 участников Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» вернулись с дипломами, причем в этот раз алтайские школьники привезли еще и две малые научные медали в отдельных дисциплинах. Что касается Международного конкурса «Старт в науку», который прошел на базе Московского физико-технического института, то из десяти членов делегации дипломы МФТИ завоевали четверо, остальным вручили свидетельства участников.

– На самом деле сравнивать наши нынешние результаты, например, с прошлогодними сложно, – говорит руководитель делегации, заведующая научно-методическим отделом краевого центра научно-технической работы (АКЦИТР) Тамара Кузюра. – Да, в прошлом году с конкурса «Шаг в будущее» мы привезли большую научную медаль, и, как и сейчас, все наши участники получили дипломы. Но дети разные, темы работ новые – сравнения бессмысленны. С уверенностью можно говорить только о том, что уровень подготовки у нас стабильно высокий.

Тамара Анатольевна говорит, что успех некоторых школьников был предсказуем. Так, одиннадцатиклассник из Михайловского лицея Виталий Цыгановский не один год разрабатывал технологию защиты пилотов от ослепления лазером – и в результате удостоился малой научной медали и диплома победителя в профессиональной номинации «Лучшая работа в области радиоэлектроники и лазерной техники». А вот победа второй медалистки, Марины Тархановой из барнаульской гимназии № 40 скорее сюрприз.

– Мы были уверены, что она сможет завоевать диплом первой степени, но малая научная медаль да еще в фундаментальной математике – это очень здорово! – говорит Тамара Кузюра. – Экспертов, оценивавших работы, впечатлило само выступление Марины. Мы ведь каждый год возим на федеральные конкурсы работы подопечных профессора АлтГПА Юрия Мальцева. Но для медали мало сильной работы, нужно иметь харизму. Презентация проекта должна пройти на высшем уровне, и, поверьте, бывают такие сильные выступления, что детям аплодируют.

На чествовании, кстати, не забыли никого из тех, кто помогал будущим победителям и лауреатам: специальные грамоты вручали и представителям краевых вузов, которые выступают в качестве консультантов при подготовке научных работ, и школьным учителям. По сложившейся традиции благодарили даже родителей – за то, что воспитали одаренных детей. Те в свою очередь говорили слова признательности методистам АКЦИТР, которые выступают координаторами программы «Будущее Алтая», подбирают талантливым детям талантливых наставников и помогают привести исследования в соответствие с жесткими требованиями федеральных конкурсов.

– В этом году у нас выдающиеся результаты, – сказал проректор по научной работе АГАУ Геннадий Морковкин. – Наша делегация была встречена настолько позитивно, что все в итоге получили определенные награды и ни одна из представленных работ на всероссийском уровне не была отклонена, хотя обычно отсеивается примерно 10 процентов. Я хочу поблагодарить методистов АКЦИТР за этот глобальный труд по отбору одаренных детей и продвижению Алтайского края на всероссийский уровень.

Корреспонденты «АП» поздравили с победой медалистку Марину Тарханову и расспросили ее о теме работы и впечатлениях от поездки.

– Я готовила работу с моим учителем математики Еленой Демьяновной Щербининой и доктором физико-математических наук Юрием Николаевичем Мальцевым, а называется она «О некоторых замечательных отрезках в треугольнике».

– Звучит красиво!

– Результаты у нас не менее красивые! – уверенно говорит Марина, и мы понимаем, что она просто не могла не покорить жюри. – Мы нашли одну задачу в канадском математическом журнале, там рассматривались некоторые отрезки в треугольнике. И они нас очень заинтересовали, так как о них мало что известно – кроме этой задачи, мы практически ничего не нашли в научной литературе. Нам захотелось расширить этот раздел геометрии, и мы вывели новые неравенства для этих отрезков через основные параметры треугольника.

– В Москве вы участвовали не только в работе научной конференции…

– Да, и на конференции я почти не волновалась, все-таки у меня уже есть некоторый опыт таких выступлений. А вот участие в выставке научных работ было совершенно новым. У меня был стендовый доклад, распечатки, а члены жюри, ученые и просто студенты подходили и задавали вопросы. Мне особенно понравилось общаться со студентами – вопреки общему мнению в «Бауманке» учатся вовсе не «ботаники», а очень живые и веселые ребята. Ну и члены жюри смогли меня удивить. Например, один преподаватель МИЭМ положил передо мной задачи своего сына-школьника и попросил найти те, где могли бы помочь полученные мною результаты.

– Как вы думаете, чем полезно участие в этом конкурсе?

– Это прежде всего огромный опыт общения с людьми науки. Я очень благодарна организаторам конкурса за возможность представить мою работу на таком высоком уровне и познакомиться с московскими вузами. И еще я поняла, что математика действительно мое и я не хочу сворачивать с этого пути.

– Вы ведь учитесь в 10 классе, значит, есть время написать еще одну работу?

– Мы с научным руководителем даже выбрали тему, и она тоже связана с геометрией треугольника.

Еще один победитель – дипломант I степени конкурса «Старт в науку» Виктория Бухтоярова, одиннадцатиклассница Сростинской средней школы Егорьевского района. Ее работа была посвящена информационным технологиям в образовании: она разработала программу для визуализации физических опытов. Программа, кстати, уже используется на уроках некоторыми учителями физики в школах Егорьевского района.

– Конечно, я волновалась на защите проекта, но за полгода подготовки к конкурсу я получила такое количество ценной информации, что, кажется, могла бы ответить на любой вопрос жюри, – призналась Виктория. – А самым сложным моментом для меня стала церемония награждения. Мы ведь проделали большую работу, и, конечно, я надеялась на хороший результат. Но вот уже назвали имена тех, кто завоевал дипломы третьей, второй степени, а меня среди них нет (смеется). Когда объявили, что у меня диплом первой степени, я была в восторге! А на самом конкурсе я была одним из тех участников, кто постоянно задавал вопросы другим конкурсантам. Там были очень интересные проекты – меня поразил один семиклассник, который написал достаточно сложную программу, причем я освоила эту технологию только в десятом классе!

Если школьникам программа «Будущее Алтая» дает опыт исследовательской работы и публичных выступлений, то их наставникам – в основном моральное удовлетворение.

– Эти победы подтверждают, что я в деревне учу не хуже, чем в городских школах, – говорит Виктор Зырянов, учитель истории и обществознания Шипуновской средней школы им. Луначарского.

Его ученица Дарья Цишевская с бизнес-проектом открытия частного детского сада в селе завоевала на конкурсе «Шаг в будущее» диплом второй степени. Причем ее идеей уже заинтересовались шипуновские предприниматели: в проекте одиннадцатиклассницы все просчитано, осталось только реализовать. В программе «Будущее Алтая» Виктор Зырянов с учениками участвует уже тринадцатый год, но до сих пор его подопечные завоевывали призы по краеведению, этнографии, истории и социологии. А вот готовить с ученицей работу по экономике ему, историку, было непросто.

– Существуют экономические тонкости, до которых надо додуматься, и я очень благодарен доценту кафедры экономики и организации производства АлтГТУ Нине Горловой, которая была нашим экспертом. Если бы не она, работа не состоялась бы в таком виде.

– Вы выбрали очень актуальную тему.

– Да, с детскими садами сейчас везде есть проблемы. Другое дело, что москвичам сложно было понять нашу специфику. Например, для нас плата за детский сад в 11 тысяч рублей – это огромные деньги, а у них это вызывает улыбку. Так что мы переводили всё в цифры рентабельности.

Виктор Зырянов вспоминает другую свою выпускницу – Ирину Кочкину, которая отличилась со своей научной работой в 2005 году. Результаты позволили ей вне конкурса поступить в Новосибирский государственный университет, потом она стала лучшей студенткой Новосибирской области. А заканчивая НГУ, Ира защищала работу, которой начала заниматься еще в школе. «И когда мы потом с ней виделись, она благодарила меня за то, что основы научных исследований, которым в университете учат на первом курсе, мы с ней изучили уже в школе», – говорит педагог.

Фоторепортаж