Адрес: свалка, балаган справа

«АП» и судебные приставы организовали встречу матери с сыном после семи лет разлуки

00:00, 07 июня 2013г, Общество 2550


Адрес: свалка, балаган справа Фото №1

На полигоне твердых бытовых отходов Барнаула, а в простонародье – на городской свалке, нашли приют десятки бродяг. Здесь они дома: зарабатывают на пропитание, собирая пустые бутылки, железные банки и другой металл, здесь же находят продукты в утилизированных смердящих ямах, спят в самодельных балаганах и даже создают семейные пары. Мать двоих детей Наталья Орлова несколько лет жила на главной помойке и ни о чем не задумывалась, пока ей совершенно случайно не напомнили о брошенных детях…

Должок

В прошлой жизни Наталья Александровна проживала в селе Новороманово Калманского района. За пьянку ее лишили родительских прав. Младший сын Павел попал на попечение в хорошую семью, старший Илья – в детский дом № 4. О судьбе младшего она ничего не знает – тайна усыновления. Со старшим ребенком не виделась 7 лет, с тех пор как их разлучили, а Илье сейчас 14. Наталья говорит, что не смогла ужиться с собственной матерью, бежала в Барнаул, бродяжничала, а несколько лет назад в поисках лучшей жизни на постоянное место жительства перебралась… на свалку, где познакомилась с местным бомжом Эдуардом Каземировичем.

Из подручных материалов вместе они отстроили на помойке двухкомнатный балаган, в нем и живут. Никто, может быть, о бродяжке и не вспомнил бы, но нынешней зимой в лютый мороз, собирая металлолом на свалке, она сломала ногу и ключицу. Больше километра ползла по свалке до трассы, чтобы получить помощь. В больнице к ней пришли судебные приставы и предъявили счет по алиментам. Нерадивая мамаша оказалась должна своему ребенку 800 тысяч рублей!

На удивление, Наталья раскаялась, клятвенно пообещав отдать все до копейки. Понятно, что приставы отнеслись к ее словам с иронией, и напрасно. Выписавшись из больницы, женщина начала копить деньги и ежемесячно выплачивать по тысяче рублей. Невеликая сумма, но факт остается фактом. В Алтайском крае тысячи обеспеченных родителей-должников не выплачивают алименты детям. Многие достаточно богатые неплательщики время от времени бросают символические подачки в 100-200 рублей, и то только для того, чтобы уйти от уголовной ответственности.

- Наталья – другая, - говорит начальник отдела, старший судебный пристав Калманского района Оксана Дужникова. – Я вижу, что она одумалась, осознала свою вину. Исполнительное производство на нее заведено с 2008 года, около трех лет женщина находилась в розыске. До сих пор, к сожалению, злоупотребляет алкоголем, живет в невыносимых условиях, но это не мешает ей платить алименты. Наталья Александровна прекрасно понимает, что сына вернуть нельзя, но можно вернуть его расположение. В последний раз, когда я приезжала, она вынесла мне 20 сотовых телефонов, собранных на помойке. Просила передать их Илье...

Быт, работа и любовь

Отыскать Наталью на свалке удалось не сразу. Местный житель Андрей сказал, что вчера привезли «КамАЗ» просроченного пива – работа встала, все пьют. Компания аборигенов – человек десять – зачем-то спряталась за самой большой кучей бытовых отходов. «Сегодня хороший день, солнышко, – щурится Андрей. – А мы что, не люди? Можем и отдохнуть! А вы, вообще, лучше бы к нам позже приехали…»

Андрей говорит быстро, стараясь, пока идем, полностью выговориться. Ему 25 лет, сидел за разбойные нападения, есть собака, которую ему щенком подарил заезжий приятель и… «просил ее не жрать», за что Андрей на него страшно обиделся. Еще у него в Барнауле двухкомнатная квартира, в которой проживает мать, но туда бродяга ни ногой – боится, что по пути чего-нибудь натворит.

Наталья Александровна, заметив людей в форме, прячет бутылку с пивом и идет навстречу. Дико извиняется: «Если б знала, то оделась бы как на выход, гардероб у меня завидный, каждый день пополняется». Ценные вещи она хранит в балагане. Здесь все необходимое – диван-кровать, стол, шкаф и даже телевизор. Электричество в домик провел «золотые руки» Эдуард Каземирович. «В месяц наматывает примерно 300 рублей», – жалуется он.

В Барнауле, по статистике, на 100 мужчин приходится 170 женщин. На свалке, как выясняется, слабый пол в значительном и выигрышном меньшинстве. Тут такой расклад: если мужчине удалось завязать с местной дамой серьезные отношения, значит, рубаха-парень, уважаемый человек.

Эдуард Каземирович – единственный, кто преуспел. Он отставной военный (неопределенного, точнее, неопределяемого возраста) в звании капитана. После увольнения несколько лет работал в банке заместителем начальника службы безопасности. От былой офицерской выправки у него мало что осталось. Синий цвет лица, затравленный вид и стойкий запах алкоголя, но даже такой, не в форме, он нравится Наталье Александровне.

- Когда мы привезли Наташу из больницы, он нес её на руках от машины до самого балагана, – вспоминают приставы. – Крепкий, выходит, мужчина. Балаган собрал и утеплил за несколько дней. Еще эта пара содержит четырех собак. Щенков взяли с одной целью – чтобы те своим телом грели их в суровые зимние ночи.

Эдуард Каземирович изображает из себя хозяина. «Сегодня у нас небольшой беспорядок, эту дохлую собаку и вот эту кучу уберём после обеда…» Потом рассказывает, что попал на свалку, как и все здешние, совершенно случайно. Украли паспорт в такси. Есть сын, который живет во Владивостоке, он готов ему помочь с оформлением документов и деньгами на проезд, но Каземирыч отказывается, боится потерять лицо, поэтому врет, что в Барнауле устроился работать в строительную компанию, живет припеваючи и ни в чем не нуждается.

Главный аргумент в пользу помойки, естественно, Наталья Александровна. Она его любит, заботится, ухаживает: штопает носки, готовит еду, сердобольничает. Недавно они вместе посадили за балаганом картошку – несколько соток. О запасах овощей и других продуктов не задумываются. На помойку регулярно привозят грузовиками просроченную колбасу, ветчину, соки, трехлитровые банки с томатами и огурцами, бывает, выбрасывают свежее сало.

- Главное не материальные ценности, а понимание, – рассуждает Наталья. – Я жила с плохим человеком, который отсидел почти 30 лет. Золотые зубы, красавец, но он на меня поднимал руку. Его убили на свалке. Потом познакомилась с другим местным бродягой – его тоже убили. А Эдуард – то что надо: за мной ухаживал, цветов, правда, не дарил, но всегда ко мне относился по-доброму. А про водку даже не спрашивайте…

Наталья, Эдуард и компания работают с раннего утра – в 9.00 уже открывается пункт приема лома. Зимой – другой график, по погоде. От скуки и чтобы не замерзнуть, бродяги пьют горячительные напитки. Утром не все просыпаются.

- Замерзает много хороших людей, – рассказывает Наталья. – У нас своя стайка, можно сказать, что это рабочая бригада. Лично я, как женщина, занимаюсь сбором банок. Наш пункт приемки, что на свалке, принимает по 12 рублей за килограмм обычного металла. За четыре мешка сплющенных банок мне дают 100 рублей. Вот и считайте мою прибыль…

Встреча

На встречу с сыном Наталья Александровна переоделась в самую лучшую свою одежду – леопардовый костюм. Илья давно ее ждал. «Все дети мечтают увидеть маму, какой бы она ни была», – говорят сотрудники детского дома. Служба опеки уже возила мальчика на малую родину в Новороманово, ему показывали отчий дом. Там у него треть доли и… живая бабушка. Она, кстати, не смогла встретиться с внуком, из детского дома Илья потом написал ей письмо, но ответа так и не дождался.

Судебные приставы, надо отдать им должное, сделали все возможное, чтобы Наталья не только начала платить деньги ребенку, но и попробовала наладить нормальные отношения с сыном. Это полностью их инициатива. Администрация детского дома тоже отнеслась с пониманием и пошла навстречу. В коррекционной школе, куда мы приехали, Илью, как выяснилось, разве что на руках не носят. Он отличный парень, спортсмен, занимается в известной художественной студии «Фантазия». Ее руководитель Ирина Павловна Озолина, заметно сдерживая эмоции, рассказала мамаше:

- Это просто удивительный ребенок, настоящий талант. У него очень много работ. Посмотрите только, Илья срезал чагу с дерева, подсушил, залакировал и придумал композицию с жемчужной раковиной под названием «Везде жизнь». Работа выставлялась на краевом конкурсе и имела огромный успех. Он занимается у нас с первого класса, работает в любой технике и прекрасно понимает материал. Еще у него десятки картин, и, поверьте, вы можете гордиться своим сыном.

Наталья Александровна закрыла лицо руками, и как раз в этот момент в коридоре появился взволнованный Илья. Высокий красивый мальчишка растерялся, не знал, что сказать. Его явно ошарашил внешний вид матери. Мама смотрела мимо него – даже не узнала. И только после подсказки учителей крепко обняла мальчишку и заплакала. По дороге в детский дом они молча сидели рядом. За 15 минут Наталья задала сыну один вопрос: «Ничего, если я зайду к тебе в гости?» Он ответил: «Конечно, мама, только в следующий раз». Потом выскочил из машины и, не оборачиваясь, ушел. Наталья пообещала приставам, что обязательно вернется. Однажды она уже приезжала навестить сына, но, постояв несколько часов у детского дома, так и не осмелилась встретиться с ним…

 

От редакции: фамилия главной героини Натальи по понятным причинам изменена.

Фоторепортаж