Особый рубеж

Он прошёл по Курскому выступу и навсегда остался в сердцах россиян

00:00, 13 сентября 2013г, Общество 2643


Особый рубеж Фото №1

Стезя журналиста краевой газеты не часто дает возможность побывать в командировках за пределами Алтая, да еще в таких, как поездка на празднование 70-летия победы на Курской дуге.

До того, несколько лет назад, довелось побывать в Оренбурге, когда там отмечали 50-летие начала освоения целинных и залежных земель. Тоже победа, хоть и не военная, но и не малая. Там среди людей, съехавшихся отметить это событие со всех концов России, в душе возникло острое чувство того, что каждый из нас, часто в суете-толкотне дней как-то забывая об этом, является пусть и маленькой, но неотъемлемой ее частицей. Каждого ее дня, и радостного, и горестного. Такое же чувство было и в Курске, куда съехались люди уже не только из 60 городов и регионов нашей страны, но и гости из Польши, Сербии, Германии, Белоруссии, Молдовы. Ветераны из Сумской, Харьковской, Черниговской и Донецкой областей Украины.

Москва – Феодосия

- Слушай, тут два ветерана с нами из Домодедово на вокзал ехали и сейчас в нашем поезде наверняка земляки из Сибири, – говорит руководитель небольшой алтайской делегации, председатель краевого комитета ветеранов войны и военной службы Николай Иванович Распопин. – Надо бы познакомиться.

На остановке в Туле с помощью любезных проводниц поезда Москва – Феодосия, везущего нас в Курск, отыскиваю вагон, где едут замеченные зорким глазом Николая Ивановича ветераны, и выясняется: действительно земляки-сибиряки из Омска – Золя Исаакович Черепаха и Василий Пименович Герасимов. Причем свое боевое крещение Золя Исаакович принял осенью 42-го, будучи командиром минометного взвода в ушедшей на фронт весной того же года из нашего степного Славгорода 312-й стрелковой дивизии. Позже воевал в 5-й гвардейской дивизии, дошел с ней до Эльбы. Сражался и под Курском, но в самом городе ему тогда побывать не довелось.

- На 60-летие и б5-летие битвы я был в Орле, а вот на 70-летие пригласили в Курск, – говорит ветеран.

Не бывал раньше в Курске и Василий Пименович Герасимов. В 43-м он оканчивал Омское военно-пехотное училище, и уже во время выпускных экзаменов в город за пополнением приехал комдив Леонтий Гуртьев (погиб 3 августа 1943 года в бою за Орёл. – Ред.). Ночью выпускники были подняты по тревоге и отправлены на фронт без присвоения звания. Василий Герасимов попал в 308-ю стрелковую Краснознаменную дивизию.

– Под Курском и немцы сражались упорно, – вспоминает он. – Не на жизнь, а на смерть. Сколько людей там полегло… В первом же бою мой товарищ по училищу погиб. А мне повезло. Мама потом говорила, что я в рубашке родился.

Земляки

Каждому члену нашей делегации вручили книгу «Курская битва. Огненное лето 43-го». Красочно изданный, богато иллюстрированный, с хорошим, мастерской рукой написанным текстом фолиант. И неожиданная встреча сразу с двумя земляками, точнее, их стихотворениями. Первое – ушедшего на фронт из Камня-на-Оби и подбившего под Курском семь «тигров» Героя Советского Союза Михаила Борисова:

Сорок третий

Горечью полынной

На меня пахнул издалека –

Черною

Обугленной равниной

Видится мне Курская дуга…

И родившегося в Косихе Роберта Рождественского:

А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы – и грохочет

над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны…

Выступая на торжественном собрании, губернатор Курской области Александр Михайлов говорит: «Сегодня в этом зале присутствуют живые легенды – участники Великой Отечественной войны, участники боев на Курской дуге. Я с радостью представляю их. Это наши гости, прибывшие из других регионов нашей страны, ближнего зарубежья» – и первым называет имя рубцовчанина Федора Никитовича Гаврина. Вот и в гостях, а словно дома.

- Меня бог миловал, – рассказывал позже Федор Никитович. – Ранило один раз, и то не особенно сильно. Обошлось без госпиталя, только в санбате побывал. Мина неподалеку рванула, посекло ноги ниже колен, обмотки, брюки порвало. В санбате положили на стол. Подходит дебелая такая санитарка, начинает скальпелем разрезать обмотки и штаны, они все в крови запеклись. А потом чувствую, и шкуру отдирает. А мне еще восемнадцати нет, пацан совсем. Заорал от боли, а она на меня матом: «Цыть, такой-сякой! Тут людям кишки вставляют, так терпят, а ты орешь!» – «Ух ты, – думаю, – тут еще и по шее можно получить. Надо бежать отсюда». А в Курской битве я участвовал с первого до последнего дня.

Когда закончились бои, наш полк отвели на переформировку, в строю стояло не более двух рот. Вот тогда мы воочию увидели, сколько же ребят потеряли. Такая тоска взяла за сердце, хоть в гроб ложись.

Куряне

Курск, в общем-то, небольшой город, посмотреть его толком не удалось. На просьбу показать Старый город наши сопровождающие – председатель комитета по тарифам и ценам администрации Курской области Алексей Карнаушко и его заместитель обаятельная Валентина Чурилина говорят, что его, считай, и не осталось. Поэтому запомнился современный центр города – весь в баннерах, посвященных победе в Курской битве, улица погибшей в 41-м летчицы Кати Зеленко, очень много полицейских в ослепительно-белых рубашках, преимущественно молодых людей и девушек. Старшина полиции Денис – фамилию не называет, очевидно, из соображений служебной тайны, – оказывается почти земляком, приехал сюда в середине 90-х еще мальчишкой из Северного Казахстана, угощает сигареткой, улыбается.

- Как настроение, хорошее?

- Конечно, хорошее, праздник ведь.

- Воевал у вас в семье кто-нибудь?

- Конечно, и дед, и прадед.

Ольга Михайловна Шпагина живет в Курске не так давно, приехала к детям из Узбекистана, но этот город в ее семье был памятным и раньше. Здесь в братской могиле погибших при освобождении Курска бойцов покоится прах родного брата ее мужа – красноармейца Шпагина.

- Место здесь хорошее – тихое, воздух легкий, – говорит она. – Я сюда часто прихожу.

Потомственная курянка Валентина Афанасьева Гостева пришла к монументу Славы отдать дань памяти павшим. Родителям ее довелось пережить войну, голод и бомбежки в Курске.

- Ветераны, приехавшие сюда, защищали мой родной город, и я хочу посмотреть на них и сказать спасибо, – сообщает нам.

У гостиницы

По утренней аллейке не спеша прогуливаются двое пожилых людей в высоких папахах с орденами и медалями на парадных пиджаках. Охотно соглашаются поговорить. С немалым удивлением узнаю, что одному из них – председателю совета ветеранов войны и труда в Гергебильском районе Дагестана Али Дадаевичу Магомедову в нынешнем году исполнилось 100 лет. Его товарищ Ибрагимпаша Султанович Садыков на десяток лет помоложе. Говорить по-русски оба до старости так хорошо не научились, но вот воевали за Россию отлично, с усердием.

Свою войну Али Магомедов начал в шесть часов утра 22 июня на западной границе. Два раза его часть попадала в окружение, но находила силы и мужество пробиться к своим. Воевал и здесь, под Курском, но особо помнится ему освобождение Киева уже в ноябре 43-го.

- Немцы в Сталинград шли с песнями, – говорит он. – А под Киевом уже «Гитлер капут!» кричали. В Курске я первый раз, хороший, чистый, аккуратный город. Замечательно нас встречают. Очень это приятно.

На пиджаке Ибрагимпаши Садыкова кроме прочих наград два ордена Славы, а это много значит. Рассказывает о том, как был командиром танкового десанта, как восхищался на войне стойкостью защитников города на Волге и потому не раз в атаке кричал: «За Сталинград!» 9 мая 1945 года, будучи тяжело раненным в Германии, Садыков Победу встречал в одном из новосибирских госпиталей.

Долго поговорить не удается – надо ехать на очередное торжественное мероприятие. У автобуса, увидев моложавую женщину с медалью «За отвагу», не удерживаюсь:

- Как вас зовут?

- Пастухова Мария Афанасьевна, – с улыбкой отвечает она. – Я из Ульяновска.

- Как такую медаль славную заслужили?

- А я свою роту спасла, – просто говорит Мария Афанасьевна. – Мы под Москвой стояли, я связисткой была, и ночью неожиданно немцы на нас вышли. Девчонки побежали бойцов будить-поднимать, а я слышу: фашисты идут по лесу, переговариваются…

- Не страшно было?

- Ни грамма. Мне семнадцать лет было, про страх и не думала как-то. Ничего не боялась. Подоспели наши, и забрали мы тех немцев в плен. За то и наградили. Так от Москвы до Курска и дошла с нашей 222-й авиационной бомбардировочной дивизией. В Белгороде была, в Полтаве, в Миргороде, в Харькове. Много наших городов пришлось освобождать. Но в войну в Курске не была. Наш полк под Прохоровкой стоял. Сейчас вот, слава богу, довелось побывать. Хороший город, очень он мне понравился, хоть и недолго мы тут. А вы откуда? – интересуется она.

- Из Алтайского края.

- У меня муж оттуда, замечательный человек. Во! – показывает она большой палец.

- Других не держим, – самодовольно улыбаюсь в ответ.

«Вольница»

Перед началом торжественного обеда, проводимого на открытом воздухе на базе управления МЧС, в ожидании приезда премьер-министра России Дмитрия Медведева в небольшой беседке отдыхают несколько мужчин в казачьей форме и женщина в национальном костюме.

- Фотографировать хотите? – интересуется, похоже, старший из них. – Тогда застегнуться нужно, чтобы все по форме было.

Это руководитель фольклорного ансамбля «Вольница» из Ростова-на-Дону Александр Венглевский.

- У нас в ансамбле не только казаки, есть и из других областей России ребята, – говорит он, узнав, что на Алтае тоже есть казаки и называются они чарышскими. – Но дух у всех казачий. Вашим от нас большой привет. Казаки всегда в России были на острие атак, и храбрости им было не занимать. И здесь, под Курском, наши земляки-донцы сражались. В ростовской делегации – участники этих боев Александр Артемьевич Кулаков и Борис Никитович Шокун.

Мы часто выступаем перед ветеранами, ведь это они отстояли нашу теперешнюю при всех трудностях светлую жизнь. Сегодня будем исполнять песню «Когда мы были на войне», которую многие считают казачьей, хотя она таковой и не является. Это песня Владимира Столярова на стихи Давида Самойлова. И две действительно казачьи песни – «Поезд уходит далеко» времен Первой мировой войны и «Мы, донские казаки».

К сожалению, послушать их выступление не довелось, нашим замечательным кураторам-спутникам удалось добыть микроавтобус для поездки на Прохоровское поле, место величайшего танкового сражения. Это далеко, в соседней Белгородской области, а до отправления нашего поезда в Москву времени остается не так уж много. Нужно спешить.

На сцене поет народный артист Белоруссии Николай Скориков, а мы вновь торопимся к автобусу.

От Прохоровки до Касмалы

Вечером 22 августа 1943 года части Красной армии ворвались в Харьков. Всю ночь в городе полыхал ожесточенный бой. 23 августа над Харьковом взвилось Красное Знамя, а ночью над Москвой засиял первый победный салют в ознаменование победы под Курском. А впереди, по словам Константина Симонова, «была еще целая война…».

И на следующий день под Харьковом группа разведчиков, среди которых был двадцатилетний уроженец Павловска гвардии старший сержант Андрей Ощепков, попала под пулеметный огонь, Андрей бросился на амбразуру вражеского дзота… Улица его имени есть в Павловске, в Харькове и в поселке Высоком – неподалеку от места, где он погиб, Андрею Ивановичу установлен памятник. Фамилия на нем, правда, написана по-украински «Ощепкiв». Ничего, мы поняли.

23 августа на Прохоровском поле, куда маленькую делегацию из Алтайского края доставили гостеприимные куряне, мы набирали в пластиковые бутылочки землю с навечно перепаханного поля страшного боя. Неподалеку застыли в строю давно уж не стрелявшие танки, мерно бил-гудел колокол, где-то на мемориале плакал ребенок. «Тут и взрослому слезы смахнуть не стыдно», – мелькнула мысль.

Землю, набранную на Прохоровском поле, автор этих строк привез в Павловск, а родственники героя и работники местного краеведческого музея отвезли ее в село Касмала. Там священник Александр (Трубачев) положил эту землю на могилу матери Героя Советского Союза Андрея Ощепкова Устиньи Емельяновны. Муж ее, отец Андрея Иван Емельянович, как и сын, погиб в огненном 43-м.

Справка «АП»
Курск – административный центр Курской области. Расположен в 500 км к югу от Москвы. Численность населения – 428 тысяч человек. Город воинской славы (с 27 апреля 2007 года), награждён орденом Отечественной войны I степени «за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, а также успехи в хозяйственном и культурном строительстве» (9 апреля 1980 года).
Один из культурных, религиозных центров России. Обладает крупным промышленным комплексом, научно-образовательными центрами. В 2012 году город отметил свое 980-летие.

Фоторепортаж