На Алтае появится первое в России производство компонентов для АКБ 

08:09, 11 декабря 2018г, Экономика 2545


1
1

Из алтайского свинца сделаны даже источники питания, установленные на автомобилях «Аурус», что возят президента страны. Новоалтайский производитель свинцовых сплавов компания «Моквин» при поддержке властей организовала цивилизованный сбор отработанных аккумуляторных батарей (АКБ) и скоро будет первой в России выпускать полюсные наконечники для химических источников энергии.

Безопасность – прежде всего

Плавильщик металлов и сплавов Сергей Швецов следит, как жидкий свинец выливается в движущиеся на транспортере формы и тут же застывает, образуя так называемую чушку. Швецов в толстом костюме и респираторе. В плавильном цехе Сергей работает полгода. До этого прошел все этапы технологического процесса, начиная с разборки аккумуляторов.

«Здесь расплавленный свинец, щелочи, селитра, фосфор – вредные и пожароопасные химические вещества. С ними надо аккуратно работать, – объясняет плавильщик. – Конечно, трудно находиться 12 часов в респираторе и защитном костюме, но безопасность и здоровье – прежде всего».

По словам совладельца и директора компании Андрея Иваншина, основным условием при создании производства стало соответствие требованиям европейских экологических стандартов. «Мы к этому стремились, и это у нас получилось», – говорит руководитель «Моквина».

«Металлургическое предприятие построено по современным канонам. Мы серьезно думаем над правильной организацией рабочих мест, автоматизацией производства, что нас сильно отличает в лучшую сторону от других металлургических предприятий», – добавляет директор по развитию «Моквина» Тарас Транчук.

Действительно, весь технологический процесс выплавки металла управляется с помощью компьютера. А в ближайшее время это можно будет делать со смартфона, находясь в любом удобном месте. Сейчас одна алтайская фирма разрабатывает для «Моквина» мобильную версию системы контроля за состоянием оборудования.

В цехе организован 36-кратный воздухообмен, а очистка отходящих из печи газов происходит на рукавных фильтрах с эффективностью 99,9% по взвешенным веществам. Находящиеся в аккумуляторах летучие соединения серы связываются во время плавки в твердый сульфид железа,  который также улавливается на фильтре. По словам Транчука, в газах из заводской трубы в два раза меньше пыли, чем в городском воздухе.

Занимаясь переработкой аккумуляторов, на «Моквине» стараются создать безотходное производство. Вся уловленная на фильтрах пыль возвращается в металлургический процесс. Слитую с аккумуляторов серную кислоту продают Бийскому олеумному заводу, а корпусы батарей, которые состоят из морозостойкого полипропилена,  дробят и отправляют на переработку на другие предприятия. За месяц образуется 120 тонн такого пластика. Поэтому решено самостоятельно его переплавлять в другие изделия. В частности, отливать специальные контейнеры для безопасного хранения и перевозки старых АКБ. А пока, чтобы соответствовать экологическим нормам, такие контейнеры приходится заказывать в Израиле.

«Аккумобили»

За месяц предприятие перерабатывает около 2 тысяч аккумуляторов, являясь региональным оператором по сбору АКБ. По оценкам владельцев «Моквина», это 90% от всех утилизируемых на территории края автомобильных электрических батарей. Но хочется увеличить сырьевую базу, наладив сбор по всей территории Сибирского федерального округа, при этом организовав его цивилизованно, с соблюдением всех экологических норм.

Поэтому было решено закупить 12 цельнометаллических фургонов «Форд Транзит», установить в каждый из них тот самый израильский контейнер и программно-аппаратный комплекс по приему старых и продаже новых АКБ. Машины назвали «Аккумобилями», сам проект – «Семь шагов». В декабре он должен стартовать в Барнауле.

«Мы считаем, что нужен максимальный сервис, чтобы люди принесли батарею к нам, – объясняет Тарас Транчук. – Клиент может заменить у нас старый аккумулятор на новый или получить бесплатную услугу по диагностике его батареи, наш специалист проконсультируют, какой аккумулятор выбрать. Пока в России такого сервиса нет».

На приобретение и оснащение автомобилей специальным оборудованием Андрей Иваншин занял 40 млн руб. в банке. А финансовое поручительство на четверть этой суммы обеспечил Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства. Кстати, в профильном управлении Алтайского края говорят, что для приоритетных направлений деятельности в фонде могут дать поручительство до 70% от суммы кредита.

С заданными характеристиками

Тарас Транчук считает преимуществом «Моквина» перед конкурентами специализацию на производстве сплавов свинца. На предприятии умеют делать 48 точных сплавов свинца с медью, теллуром, кальцием, серебром, медью.

«Производители батарей два раза в год меняют состав аккумуляторных пластин. Они постоянно хотят из меньшего количества свинца получить больше электрической энергии и полностью убрать газовыделение. И мы под заданные характеристики можем придумать сплав. Такого в России не делает никто», – уверяет директор по развитию.

Для этого на предприятии создан инжиниринговый центр, приобретено хорошее аналитическое оборудование, способное расшифровывать химический состав и физическую структуру сплава.

Транчук постоянно находится на связи с европейскими производителями, которые являются законодателями моды, взаимодействует с питерскими учеными, посещает европейские предприятия для обмена опытом.

«Мы каждую неделю с Тарасом бываем в командировках на заводах, на специализированных выставках, впитываем новую информацию, а затем с нашими инженерами думаем, как воплотить технологические идеи в жизнь, – подтверждает Андрей Иваншин. – Импортное оборудование по переработке аккумуляторов стоит 2 миллиона евро. Мы придумали свое и сделали за 10 миллионов рублей».

Полюсные наконечники

Примером такого «впитывания информации» стало производство втулки полюсного наконечника аккумуляторов.

Пока все аккумуляторные заводы России покупают эти втулки в Германии. Немецкие производители потребляют 800 тонн свинца в месяц, обеспечивая втулками весь мир. Когда евро стал вдвое дороже, Иваншин понял, что дело это выгодное, но сделать втулку оказалось очень сложно. Изделие не должно содержать пор и трещин, поэтому отливать его придется в вакууме. Самой непростой загадкой стало, как сделать на наконечнике выступ, который обеспечивает герметичное соединение его с корпусом. Немцы не собирались делиться секретами, но наши друзья узнали, кто делает оборудование для этого завода, встретились с ними на выставке, посмотрели на станки, впитали информацию и разработали свою технологию производства.

Для нее уже закуплено немецкое и швейцарское оборудование стоимостью 1,2 млн евро. В его перечне будет горячекамерная машина литья под давлением с предварительным вакуумированием пресс-формы. Понадобится обрубной пресс, обрезающий изделие с точностью до микрона, шестикоординатный робот, обслуживающий литейный узел с циклом работы в 4 секунды.

Оборудование для производства втулки полюсного наконечника приедет в Новоалтайск в этом году, и за 2019-й предполагается сделать полную автоматизацию нового участка на уровне индустрии 4.0.

Сбыт продукции

В год «Моквин» производит 13 тысяч тонн вторичного свинца и его сплавов, реализуя продукцию на все аккумуляторные заводы страны. 

Причем свинец идет не только на аккумуляторы, но и для изоляции специальных электрических кабелей, производства дроби, коллиматоров рентгеновских аппаратов, систем физической защиты АЭС. Немцы из нашего свинца делают кровлю на исторических зданиях и витражи в католических церквях.

Сегодня 30% продукции предприятия уходит на экспорт в европейские страны, Южную Корею и Бразилию по прямым контрактам либо через биржевого брокера. Однако у руководства «Моквина» есть планы зарегистрироваться на Лондонской бирже металлов. Являясь признанным центром мировой торговли цветными металлами, она формирует мировую цену на свинец. Если производитель зарегистрировал на бирже свой продукт, то может страховаться от падения цены в будущем с помощью специальных контрактов с хедж-фондами. Во-вторых, появляется возможность постоянного сбыта продукции, так как металл разрешено отгружать на склад биржи не имея конечного покупателя.

Летом представители биржи проведут аудит новоалтайского предприятия, и к осени 2019 года должна состояться регистрация.

Удивляешься успехам и планам руководителей «Моквина». Сегодня это компания с миллиардными оборотами, а ведь только два года назад на ней полностью освоили выплавку свинца. А каких-нибудь 15 лет назад Андрей Иваншин и его отец Константин работали грузчиками по сбору аккумуляторов. Значит, можно в нашей стране заниматься бизнесом.

Фото: Ларисы ХИЩЕНКО 

Фоторепортаж
Блоги