Легендарный руководитель завода в Барнауле отметил 85-летие

18:18, 06 мая 2024г, Общество 699


Фото: Ирина Сидорова
Фото: Ирина Сидорова

Совсем недавно Анатолий Климов, легендарный руководитель производства Барнаульского станкостроительного завода, отметил 85-летие.

Поговорив с его коллегами и многочисленными благодарными учениками, понимаешь: о трудовых достижениях, технической уникальности ума, организаторских способностях и лучших человеческих качествах Анатолия Петровича надо рассказывать отдельно. В его юбилей – лишь немного о нем, отдавшем 63(!) года напряженной и добросовестной работы заводу.

В 40-й цех

– Про меня не надо в газету, у нас много замечательных людей! – так начался наш диалог.

– Согласны, отличных людей много, но вы у нас один, поэтому – надо! У молодежи должны быть достойные примеры.

– Я родился в Амурской области, в городе Сковородино. Прожил там 16 лет, проучился 9 классов. Отца в 1941 году призвали на фронт, а 6 марта 1944 года он погиб. Сестра Вера после школы выучилась на литератора. Мы с мамой в 1955 году переехали в Барнаул, она из этих мест. Школу я окончил здесь.

В армию брали тогда на 20-м году, и я решил: получу специальность, отслужу, потом пойду работать и учиться. Еще в 7 классе в железнодорожном депо увидел токарный станок: блестящий, чудо какой, и захотел стать токарем. Шел 1956 год, страна восстанавливалась после войны. Я обошел заводы и пришел на наш станкостроительный. Отдел кадров в бараке был, меня направили в 40-й цех учеником токаря. Через два месяца присвоили 4 разряд.

От редакции: с 17 лет Анатолий Климов работал здесь – начинал токарем, затем стал инженером-технологом, заместителем начальника цеха, начальником цеха, руководителем обширного и разнопланового производства всего станкостроительного завода.

За год не освоишь

– Интересный факт: 4 года 2 месяца вы служили в рядах Советской Армии. Расскажете?

– Отчего не рассказать. Осенним призывом 1958 года я был направлен на Балтийский флот. Попал на большой корабль (Прим. – знаменитый крейсер «Свердлов»). Получил воинскую специальность – «машинист-турбинист». Наша часть ВМФ СССР на Балтике была признана образцово-показательной. Воинская служба – это несложно. Турбины, котлы, генераторы, машинное отделение, рулевое обеспечение, управление боевой частью – все техническое многообразие крейсера надо было изучить, поэтому на флоте и служили в то время так долго, за год это не освоишь.

Были в Балтийске, в Кронштадте, заходили в Таллин, в Ригу. Кстати, в Кронштадте увидел выпускаемый нашим предприятием тогда малогабаритный трактор ТТ, по клейму его узнал – тогда ромбики крепили со знаком завода. На втором году службы мы были на учениях в Атлантическом океане. Приказом командира корабля за выполнение особо важного задания я был премирован отпуском на родину. К концу службы подал документы на обучение в институт, но начался Карибский кризис. В части была объявлена готовность № 1, отпуска и увольнение в запас отложили. Правда, это быстро урегулировалось, и я вернулся домой 29 декабря 1962 года. 3 января следующего года получил паспорт и вышел на работу.

Горы сдвигал

– Анатолий Петрович, где сложнее – на гражданской работе или в армии, и что было после службы?

– В любом деле надо себя настроить, особых сложностей тогда не возникнет. Мне всегда нравилось изучать новое, в армии – серьезная техника, на работе – новые задачи. По возвращении со службы на завод я продолжил работать токарем, обучался шесть лет на вечернем отделении Алтайского политехнического института на инженера-механика. Но считаю, что лучшее обучение – практика. Сложно там, где нет желания трудиться, в том числе над собой. А лучшая учеба на производстве – общение со специалистами и признание опыта поколений.

– Ваши коллеги говорят, что ежедневные планерки проводили часто прямо на производстве. Помнят, как, придя на завод пешком, вы целый день курсировали из цеха в цех, контролировали, направляли, помогали. Можно образно сказать, что работали не вы – работала ваша мощная энергетика, которая есть не у всех. Этот сгусток энергии горы сдвигал.

– Наверное, со стороны виднее. Но я тоже обучался в такие моменты. Семь совершенно различных направлений производства завода, которыми я руководил, включали два металлургических – литейное и кузнечное. Это было новым для меня. Не стеснялся спрашивать у литейщиков, формовщиков, заливщиков, модельщиков, кузнецов, и они понимали, что это не праздное любопытство, с удовольствием помогали и советовали. Сейчас станки другие, с ЧПУ много возможностей, размах технической мысли может многое.

Пресс к юбилею

По отзывам коллег, все направления завода развивались с личным участием Анатолия Петровича. Среди ранних примеров – разработка и производство станков деревообрабатывающих, настольно-сверлильных, шлифовальных, заточных, фрезерных и других. Далее – производство теплообменников на базе охладителей молока, становление которому было положено в конце 90-х годов прошлого столетия; создание первого, не имеющего аналогов в стране гидравлического пресса усилием 18 000 тонн модели ПГ-1800, позволившего расширить спектр пластин повышенной площади теплообмена, и многое другое.

– Я благодарен за возможность творчески работать моим руководителям и специалистам, которые были рядом. Виктор Яшкин всегда болел за завод, помогал внедрять разработанное нами. Сроки всегда давал сжатые, даже давил, но это правильно было, иначе не освоить новое. Тот пресс в 90-е мы запустили за год, в том числе три месяца ушло на создание проекта, как раз к моему 60-летию получилось. В рабочей группе были Ветров, Гусельников, Лавринец, Матиевский, Попов, Дегтярёв, Кисельников. Работали и в выходные, и вечерами.

Через 11 перевалов

– Ваши ученики говорят, что вы дома проектировали, на кухне за кульманом. Любить свою профессию до такой степени – редкость. Как отдыхали?

– В молодости любил в горы уходить. Брал путевки недели на три. Группы собирались со всех городов – из Москвы, Ленинграда, Волгограда, Самары. Один маршрут был через 11 перевалов, выходили к Телецкому озеру, сплавлялись по нему к Артыбашу, затем по Бии до Бийска, оттуда домой. На Белуху ходили с друзьями-учеными из новосибирского Академгородка. Когда женился, сыновья родились – ездили семьей отдыхать, весь Горный Алтай объехали, в другие города выезжали. В 2011 году с женой Валентиной ездили на мою родину. На поезде комфортно путешествовать: отдельное купе, выспался, много читал. Сковородино изменилось – новые дома, хорошие дороги, железнодорожный узел расширился, интересный музей. Вот сосны те же остались в тайге. Смотришь на сосну – шапка падает! Сейчас сыновья у меня уже взрослые, у каждого своя семья, внуки в гости ко мне приходят...

Много интересного рассказывает Анатолий Климов, и не только о технических прорывах, о жизни. Интересуется и отлично знает историю страны со времен императоров, историю своей малой родины, любознателен по природе. Грамотному и всесторонне развитому, ему не чужды здоровый юмор и оптимизм.

«Мы работали слаженно, не было интриг, за спиной не таились и козни друг другу не строили. Все добрые, хотя резковатые порой были, но многие через такое прошли! Пришедшие с войны как никто знали, что лучше мирной жизни ничего нет. Было легко общаться, работать, жить. Такой настрой и стремление трудиться и совершенствоваться надо сохранить и молодому поколению!» – говорит Анатолий Петрович.

Справка

Анатолий Климов – обладатель огромного количества наград за рационализаторство и изобретения. Есть среди них и орден «Знак Почёта», медаль «За доблестный труд», общесоюзные знаки отличия «Ударник пятилеток», «Победитель социалистических соревнований», «Почётный машиностроитель РФ».

Фоторепортаж