Почему стоит посмотреть фильм «Позывной «Пассажир»

18:40, 05 мая 2024г, Культура 1582


Почему стоит посмотреть фильм «Позывной «Пассажир» Фото №1

Как одна поездка на Донбасс может полностью изменить жизнь человека? Главный герой фильма Ильи Казанкова «Позывной «Пассажир» долгое время не замечал разгоравшийся на востоке Украины конфликт, но когда во­очию увидел гибель мирных людей, то больше не смог оставаться в стороне.

Потеря потерь

Картина рассказывает о событиях 2015 года. Николай Рябинин (Антон Шагин) – талантливый и успешный московский писатель, который наслаждается праздной жизнью, постоянно тусуется на вечеринках в ночных клубах и совсем не интересуется политикой. Однажды он узнает от родителей, что его родной брат находится на Донбассе. Связь с родственником потеряна, никаких вестей нет, поэтому главный герой отправляется в неспокойный регион, чтобы разыскать брата.

Эта история составляет сюжетную основу фильма. Самое странное, что далее сценаристы ее никак не раскрывают – они обращаются к братским отношениям всего в нескольких сценах. Скомканное изложение нужно только для того, чтобы забросить зрителя на Донбасс. Далее почти весь фильм – это описание военного и мирного быта ополченцев.

Постоянные бомбардировки и налеты украинских военных, жертвы среди людей, взаимоотношения между своими и врагами, любовная линия и детская наив­ность – в кинокартине есть буквально все, что можно было бы собрать и построить вокруг конфликта. Но всей истории не хватает монолитности, продуманности сюжета. Да, центральный посыл фильма весьма ясен и патриотичен – зрителю показывают зверства войны, которые объясняют, почему все-таки Россия начала СВО. Но при этом художественное обрамление всей картины не вызывает эмоций, не дает картинке сложиться. С этой же задачей намного лучше справился бы документальный фильм, снятый в реальных населенных пунктах Донбасса, показывающий настоящее положение вещей.

В результате вся драматургия картины строится на жестоких сценах, где постоянно умирают люди, зрителя перекидывают из одной бойни в другую. В таких условиях главные герои не успевают раскрыться – мотивация их поступков, диалоги и отношения не выглядят убедительно.

Митька всех переиграл

Авторы попытались показать ополченцев с самых разных сторон. Так, комбат с позывным «Курок» (Виталий Кищенко) – выпускник Киевского высшего общевойскового командного училища, которого в отличие от однокурсника Михаила Грицая, командующего подразделением ВСУ, честь и чувство долга заставили оказаться по другую сторону баррикад. «Наш родной язык – русский, на котором мы учились, росли, взрослели. Запретили нам этот язык, растоптали его, исковеркали. Нет, Миша, разные книжки мы читали и по-разному видим», – с такими словами обращается комбат к бывшему товарищу. И до последнего вздоха «Курок» остается настоящим русским офицером, умирает, но не предает свои идеалы.

А вот бывший заключенный, вор Жила (Сергей Горобченко), наоборот, однозначно отрицательный персонаж. Война для него – это деньги. Когда он сбивает самолет, то в первую очередь требует с комбата деньги, а не радуется спасенным мирным жизням. Весь фильм он ведет себя дерзко, устраивает конфликты, не подчиняется командованию, а в конце и вовсе пытается изнасиловать девушку со словами «я свое все равно возьму», а затем дезертирует. Правда, в конце и украинская сторона избавляется от перебежчика, таким образом, зло не остается безнаказанным.

Сам Николай Рябинин, которому дали позывной «Пассажир», поскольку он приехал в серую зону не в качестве бойца, а на поиски брата, раскрыт хуже второстепенных героев. Хотя он эволюционировал от столичного мажора до защитника мирных жителей, но сам этот процесс не раскрыт полностью. Да, актер Антон Шагин обладает харизматичным и глубоким взглядом, на его лице иногда читается ужас и страх, например, когда он случайно впервые убивает противника, но сам сценарий, за исключением нескольких личных монологов, не раскрывает зрителю переживаний и мыслей героя. Наблюдая ужасы войны, Николай в определенный момент понимает, что больше не может жить по-старому, но как именно он к этому пришел, что у персонажа внутри, остается за кадром.

Актерский состав у фильма действительно звездный. Помимо вышеназванных артистов, в съемках драмы приняли участие Владимир Стеклов, Алексей Шевченков, Александр Михайлов, Надежда Маркина, Андрей Фомин, Алексей Дмитриев, участник СВО Сослан Фидаров. Однако из-за непродуманной сюжетной линии фильма, из-за чопорных и высокопарных речей трудно сопереживать персонажам, поверить их игре. В результате, казалось бы, сильный актерский состав на деле выглядит совершенно неубедительно.

Сильнее всего цепляет местный мальчишка Митька (Алексей Ильин), который постоянно просит у комбата, чтобы его взяли в ополчение. Глядя на этого ребенка, который бегает по деревне с портретами русских классиков и советским флагом, веришь, что где-то в захудалой деревушке на Донбассе действительно живут такие ребята, которые готовы встать перед украинскими танками, защищая свой дом.

Жестокая изнанка

В чем картина бесспорно хороша, так это в визуальном плане. Боевые сцены и деревенский быт ополченцев показаны отлично. Красивые пейзажи, изуродованные военными действиями; бедные деревушки, жизнь в которых поддерживается одним только чудом; нелепые песни и игры, чтобы скоротать время, – все это позволяет зрителю окунуться в атмосферу Донбасса.

Местами фильм перегибает с откровенными и жестокими сценами. Когда Николай приходит опознавать тело брата, то видит изуродованное лицо. На улице в полузаброшенной деревушке в серой зоне посреди улицы лежит гниющий труп коровы. Во время первой схватки с противником поверженный нацист со свастикой на груди плюет в лицо «Пассажиру» кровью. А в финале комбата пытают, выливая на него кипящую жидкость. Все эти картины показываются крупным планом, чтобы вызывать ужас у зрителя. Так что детям и впечатлительным людям такой фильм смотреть точно противопоказано.

Концовка фильма остается открытой. Главный герой – единственный выживший в нескольких битвах, ставший свидетелем уничтожения целой деревни и батальона ополченцев. Брата своего Николай так и не нашел, что с ним стало, неизвестно, так же как и с девушкой, в которую он влюбился. А заканчивается картина странной сценой, где «Пассажир» вылезает из автобуса, который увозит людей от войны, и бежит по полю обратно с целью продолжить поиски брата. Вероятно, это задел на продолжение фильма, но пока финал оставляет больше вопросов, чем ответов.

Фоторепортаж