Янтарно-солнечный лагман

00:00, 25 августа 2012г, Общество 1605


Янтарно-солнечный лагман Фото №1

В самом конце июля глава крестьянского хозяйства Александр Гуков пригласил к себе всех водителей. И первое, что они услышали от него – что зарплата у них нынче будет не ниже прошлогодней. Александр Васильевич при этом обрисовал обстановку в хозяйстве, расклад цен и пообещал, что в хозяйстве начнется обновление парка автомобилей.

Он прекрасно понимает, что водителям его хозяйства, такова специфика, приходится преодолевать немалые расстояния на перевозке урожая и готовой продукции. Но они и в самые урожайные годы не подводили полеводов. Будет и нынче работа, хотя урожай зерновых несколько ниже привычного. Пшеница даст урожай ниже прошлогоднего, но цена на нее сегодня в два раза выше. Клейковина от жаркого солнца в ней составляет более 30 процентов. Неплохо выглядит и подсолнечник.

По ходу был затронут и вопрос о кормах для личных подворий. «Сена для своих овец мы заготовили достаточно, - подвел промежуточные итоги глава хозяйства. – Прошли дожди, и будет второй укос. Так что свой коллектив обеспечим. Да и пайщикам солому выдадим такую, какую они чаще всего заказывают: овсяную, просяную и ячменную».

Сеновал Александр Васильевич показывает с гордостью: «Где еще есть столько сена и такого качества?» Тучные скирды стоят двумя рядами. 800 тонн только первого укоса. Но, судя по погоде, будет и второй. В рулоны закатали люцерну и горох.

Заготовку кормов в крестьянском хозяйстве Гуков доверяет бригадиру агроному Анвару Мусину. Специалист высокого класса, умелый организатор более десяти лет назад пришел работать сюда. Сегодня его портрет украшает Галерею славы крестьянского хозяйства. «У меня ведь не только заготовка кормов, но и полеводство еще, - Анвар Ибраевич дает понять, что прежде чем корма заготавливать, их надо суметь вырастить…

В середине лета, когда виды на урожай только-только обозначились, может быть, впервые за двадцать с лишним лет своего самостоятельного хозяйствования Александр Гуков почувствовал всю зыбкость своего предприятия. И дело не столько в засухе. Она была испокон веков и будет постоянным спутником здешних крестьян. А он за двадцать лет работы на этой земле уже не раз доказал, что в степной Кулунде и урожаи выращивать можно стабильно высокие, и доходы получать, и социальные программы в плане высокой зарплаты сельским труженикам выполнять.

Беспокоит только вот сама ситуация. В сельском хозяйстве края почти закончилось переоснащение хозяйств новой техникой. Это очень хорошо. Но за счет чего проделана такая масштабная работа? За счет кредитов. А платить нечем. Кто-то винит засуху, а Гуков корень зла видит в диспаритете цен. Металл подорожал в десять раз за последние 10-15 лет, а пшено как было по 8 рублей, так и осталось.

- А мы, фермеры первой волны, создавали свои крестьянские хозяйства с чистого листа, - вспоминает Александр Васильевич. – Чтобы укрепить базу, не повышали вовремя зарплату своим работникам и сами для себя жалели денег. А теперь только за имущество я должен уплатить 2 миллиона рублей налога. Это за то, что ежедневно поднимался ни свет ни заря работать. Людей организовывал на такую же работу. Лет десять назад у меня было 5 тысяч гектаров пашни, а прибыли – 50 миллионов. Теперь же земли имеем 15 тысяч, а прибыли – 10 миллионов. И все потому, что диспаритет с каждым годом только усиливается.

В еще более интересном положении оказались те руководители крестьянских хозяйств, которые взяли под свое крыло обанкротившиеся коллективные хозяйства. Взяли их, потому что просила власть разделить с ней социальную ношу. А еще пошли на такой риск, потому что были у них уже и деньги. Но сегодня и они живут хуже прежнего. Тоже кредиты тянут на дно. Некоторым приходилось продавать пшеницу по цене в разы ниже рыночной. А кто-то сегодня уже не может взять кредиты, чтобы запустить в дело новое производство…

Мне, чтобы купить какой-то трактор, надо продать всю отару в три тысячи овец! А чтобы вырастить ее, пришлось немалые деньги вкладывать. Ведь покупали мы племенных овец, кормовую базу какую создали. И теперь только за простейший кормораздатчик надо 200-300 голов отдать.

Но так можно довести дело до того, что земля будет пустовать. А в России и без того 40 млн. га выведены из сельскохозяйственного оборота. Мало?

Что же надо делать в такой ситуации? А.Гуков говорит, что надо обратиться к опыту других, более успешных стран – производителей сельскохозяйственной продукции. В тех же США было время, когда правительство, неудовлетворенное отставанием своих фермеров в производительности труда, понастроило им ферм, предприятий для переработки и раздало это безвозмездно. Наконец, можно вспомнить и опыт СССР в области мелиорации. Государство за свой счет строило и вводило в эксплуатацию огромные орошаемые участки и передавало их на баланс хозяйствам.

А один из самых успешных руководителей степной Кулунды Александр Гуков предлагает: 50 процентов долгов крестьян за технику, животноводческие помещения, зерносклады, мастерские, гаражи – списать, остальные – пролонгировать на 10 лет.

Но при этом сам Александр Васильевич не дает расслабляться ни себе, ни своему коллективу. В этом году продолжил поиск культур, которые на рынке в цене намного выше пшеницы. Посеял новые для себя бобовые растения: пелюшку и чечевицу. Пелюшка идет на семена. Она дороже пшеницы в несколько раз, ведь культура эта хороша в кормовой смеси с овсом. А чечевица – это забытые у нас каша и суп.

Посевы эти пока небольшие, но чечевица обещает нынче дать наивысшую урожайность среди зерновых. Она стойко перенесла и жару и недостаток влаги. А если брать в целом по хозяйству, то бобовые культуры здесь занимают более 10 процентов. А они, как известно, обогащают почву азотом. Вместе с 15 процентами пара это хороший задел под урожай следующего года.

Но и традиционной культуре – пшенице Гуков нашел нишу на рынке. Он вернулся к возделыванию ее твердых сортов. Из муки такой пшеницы делает длинную лапшу, из которой получается прекрасный лагман – среднеазиатское блюдо. Именно эта лапша в нем, приготавливаемая особым образом из тянутого теста, и является изюминкой. Лагман весьма популярен во многих восточных странах, таких как Узбекистан, Казахстан и других. Популярен он и среди жителей Кулунды. Чтобы убедиться, достаточно зайти на ключевский рынок, когда там продает свою продукцию крестьянское хозяйство Гукова.

- Посмотрите, как на солнце переливается наш лагман, - не скрывает своего восхищения Александр Васильевич. – Хорош он тем, что не разваривается и, говорят, не портит фигуры.

Так что Гуков по-прежнему остается Гуковым. Не стоит он на месте, не ждет манны небесной, а сам со своим талантливым коллективом стремится накормить как можно больше людей.

Фоторепортаж