Алтайский музыкальный театр открыл 60-й сезон премьерой мюзикла «Капитанская дочка»

18:00, 28 сентября 2019г, Культура 2486


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Спектакль по мотивам повести Пушкина был написан специально по заказу нашего театра и в течение ближайших полутора лет будет идти только на барнаульской сцене.

Премьеру посетил композитор Евгений Загот, который приехал специально на один день, чтобы впервые увидеть и услышать свое произведение на сцене. И, кажется, остался доволен, выразив надежду, что у «Капитанской дочки» в Барнауле будет долгая судьба.

Ворон как символ

Действие истории, знакомой всем по школьной программе, разворачивается в строгих и лаконичных декорациях, придуманных известной художницей Еленой Турчаниновой из Красноярска. На сцене – наклонный дощатый помост, который при необходимости поворачивается разными сторонами, по бокам от него – белые стены с намеченными в них проемами.

В нужный момент сверху спускаются грубые деревянные столы-качели, за которыми, например, играют в карты. А когда главный герой юный Петр Гринев приезжает в Белогорскую крепость, таким же образом появляется и забор из отдельных сучковатых досок с сидящими на нем черными воронами. Странным образом такая лаконичность оформления создает убедительную фактуру и нужный фон для ощущений главных героев, чьи личные судьбы захвачены водоворотом большой истории.

Черный ворон вообще важный символ для этого спектакля. Птица украшает голову Лиха – специального персонажа, которого играют двое: пластически его партию исполняет Владимир Давыдов, а голос ему подарил Дмитрий Иванов (он же в спектакле играет полковника Раевича). Да и костюмы Лиха и его свиты чем-то напоминают взъерошенные черные перья.

Не только мелодия

Костюмы остальных персонажей кажутся почти монохромными: черные, белый, множество оттенков серого – и редкий алый, который отдан Емельяну Пугачеву, замечательно сыгранному Сергеем Автомановым. Как и у Пушкина, в мюзикле этот противоречивый персонаж получился и сложнее, и крупнее, и интереснее всех остальных, вместе взятых. Впрочем, об этом предупреждал и композитор Евгений Загот: «Спектакль возник из идеи, что Пугачев погубил многие жизни, но устроил судьбу двоих, и для меня все в нашем мюзикле посвящено этой двойственности. Люди противоречивы, жизнь и смерть – рядом. Я не оправдываю Пугачева, но мы относимся к нему как минимум с пониманием».

 Композитор и либреттист Карен Кавалерян подарили Пугачеву и его сообщникам, наверное, самый запоминающийся сквозной музыкальный номер «Мой первый друг – булатный нож», повторяющийся несколько раз в разных вариациях.

На фоне этой фигуры в алом кафтане и черной боярской шапке остальные персонажи выглядят и правда мельче: и безукоризненно честный Петр Гринев (его по очереди играют любимец публики Михаил Лямин и чудный дебютант Андрей Булгаков), и его возлюбленная Маша Миронова (Мария Евтеева, Ксения Ильина, Юлия Пермякова). И уж, конечно, подлый Швабрин, для которого Насими Нариманов не жалеет красок (в другом составе мстительного поручика играет Виталий Селюков).

Второй главный музыкальный номер – лирический дуэт Петра Гринева и Маши Мироновой «Отчего так бьется сердце» подкупает не только приятной мелодией, но и обаятельным текстом. Да, в нем какая-то милая романтическая ерунда, но к словам трудно придраться, что для современного мюзикла уже немалое достижение. Кстати, образ Маши авторы спектакля решили усилить и придумали сцену суда, точнее, трибунала, на котором она свидетельствует в защиту возлюбленного.

Посмотреть все фотографии

Комментарий

Евгений Загот, композитор, автор музыки к мюзиклу «Капитанская дочка»:

– В Барнаул я прилетел не только послушать, но и посмотреть, что получилось: я не отношусь к числу композиторов, которые пишут абстрактно. Тут очень важны драматургия и картинка, и мне важно понять, как они работают вместе.

В музыке мы аккуратно затронули русские корневые жанры, прежде всего казацкую песню XVIII – XIX веков. Я слушал музыку оренбургских, донских казаков, благодаря чему появились такие произведения, как «Есть четыре друга» и «Своя рубашка ближе к телу». С другой стороны, ориентировался на то, как трактует русскую народную песню Гарик Сукачев, – посмотрим, как оркестранты алтайского театра это возьмут. Но в симфонизации, в пафосе мы постарались быть абсолютно современными, без лубка.

Спектакль создан в кратчайшие сроки. Музыка была написана буквально за три месяца, а оркестровки закончены за два дня до премьеры, и что-то в спектакле наверняка будет на живую нитку. Но мне кажется, главное – спонтанность и искренность подачи, чтобы это попадало в сердце зрителя.

Фоторепортаж