«Человек из Подольска»: какой получилась сказка для взрослых о допросе в полиции

16:30, 26 августа 2021г, Культура 1669


«Человек из Подольска»: какой получилась сказка для взрослых о допросе в полиции Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

В театре кукол «Сказка» завершилась работа над спектаклем для взрослых «Человек из Подольска» по популярной пьесе современного драматурга Дмитрия Данилова.

Корреспонденты «АП» побывали на предпремьерном показе и обнаружили, что в постановке питерского режиссера Светланы Дорожко история одного невероятно странного допроса в полиции обросла множеством красочных карнавальных деталей, но менее тревожной от этого не стала.

Театр маски

Спектакль и начинается с визита в зрительный зал полицейских в черных балаклавах, который зрители, возможно, незнакомые с материалом, в первые секунды восприняли как настоящий: слишком уж часто в последнее время силовики в российских городах приходят проверять театры и отменять показы.

Но эти двое уверенно проследовали к дальним рядам и выцепили смущенного парня в неприметном сером худи с капюшоном. «Документы!» – 
«А что происходит?» – «Пройдемте в отделение!» – так главный герой спектакля, простой парень из подмосковного Подольска Николай Фролов в исполнении актера Петра Кобзева оказывается на сцене в железной клетке. А в это время в соседней клетке нелепая длиннорукая кукла (еще один задержанный) зачем-то судорожно зубрит статью из «Википедии» про родные Мытищи.

Сюжет пьесы Дмитрия Данилова, пережившей к этому моменту не меньше полусотни сценических воплощений в драматических театрах всей страны и ближнего зарубежья, напоминает сновидение. Задержанного непонятно за что заглавного героя начинают спрашивать про численность населения Подольска. А когда главный герой возмущается, мол, что за абсурд, полицейские запугивают: если ему так нравится логика, может, им нужно «найти» у него пакетик с белым порошкообразным веществом? Так что дальше Николай Фролов вынужден отвечать на все более неудобные вопросы о работе, хобби и личной жизни и исполнять дикий «мозговой танец». Просто потому, что местные служители правопорядка именно так понимают воспитательную работу 
с населением.

Но в спектакле Светланы Дорожко и художника Светланы Рыбиной полицейские, помимо форменных рубашек и брюк, носят еще и звериные маски в виде затейливо связанных балаклав – и соответствующие фамилии: старший лейтенант Волков (актер Александр Сизиков), младший сержант Зайцев (Вадим Ковалёв), сержант Белкин (Дмитрий Курлынов) и прапорщик Михалыч – он с медвежьей головой (Дмитрий Капустин). И эта дурашливая деталь переносит и без того дискомфортную ситуацию в какие-то совсем уж параллельные измерения: то ли горячечный бред, то ли загробное судилище.

«Это сказка»

В пользу последней версии говорит то, что главный герой почти сразу становится небольшой тростевой куклой с перепуганным выражением лица. Он сидит на высоком помосте и может лишь в недоумении вертеть головой или закрывать лицо своими маленькими ручками. И еще он настолько меньше «волка», «белочки» и «зайчика», что эти детские маски и игрушечные дубинки придают здешним полицейским поистине инфернальные черты.

Идея сделать главного персонажа куклой вызывала сомнения. Казалось важным, чтобы зритель мог видеть эмоцию живого человека, очутившегося в странной, но не такой уж непредставимой ситуации.  А кукла располагает лишь скованной пластикой да голосом артиста. К тому же где-то с середины даниловской пьесы на первый план выходит еще одна важная тема, ведь заглавный герой пребывает в апатии и бесцельно проживает свою унылую жизнь, а полицейские пытаются его встряхнуть – как умеют. Но, похоже, режиссера и художника сам по себе этот персонаж, пребывающий в жизненном тупике, интересовал не так уж сильно. Куда соблазнительнее для них было заглянуть в бездны абсурда.

«Это сказка», – предупредила своих первых зрителей режиссер. Так вот, вскоре в этой сказке появляется еще и Госпожа капитан полиции, сыгранная Ниной Поздняковой и Марией Невретдиновой в одинаковых карнавальных полумасках. В каждый свой выход Госпожа капитан меняет образ: то властная дама в пальто из зебры, увешанном блестящими медалями, то страстная натура в пышном венке из пионов, то раздвоенная женщина-кошка 
в лаковом комбинезоне. И если в пьесе ее задачей было открыть главному герою глаза на красоту окружающей реальности, которой он никогда не замечал, то в спектакле эта самая реальность окончательно пропадает за вереницей масок. А катарсис, несмотря на жизнеутверждающий финальный танец под рэп-композицию, оказывается решительно невозможен.

«Ничего не стоит сломать человека, только у вас это – весело, – с сожалением сказала после спектакля театральный критик Елена Кожевникова. – Мне бы хотелось найти какой-то выход из этой ситуации». Никакой очевидный выход в режиссерском решении и правда не просматривается. Значит, придется вынести со спектакля кучу вопросов  к жизни и себе – или, как вариант, полюбить абсурд.

Фоторепортаж