Лето в пути. Боец студенческого проводникового отряда рассказала о сложностях работы

20:15, 02 апреля 2024г, Общество 727


Фото: из архива Анны Кретовой
Фото: из архива Анны Кретовой

Наверняка, каждый студент хоть раз слышал о трудовых студенческих отрядах. Педагогический, сервисный, строительный, проводниковый – новеньких ждут везде. Целина, как говорят сами ребята, начинается летом, совсем скоро. Подготовка к сезону идёт в самом разгаре. Анна Кретова, студентка АлтГУ, уже вторые каникулы проведет в пути. Аня – боец проводникового отряда «Вектор», но о работе проводника узнала раньше.

Все началось с «Голубой стрелы». В этом отряде студенткой работала мама Ани, Елена. Откатала целых пять трудовых сезонов, ездила в рейсы даже после выпуска из вуза. Дальше, в проводниковый отряд «Вектор» пошла старшая сестра Алина. В копилке у нее звания ветерана отряда и лучшего бойца. Вместе с сувенирами и сладостями Алина привозила истории о городах, пассажирах и проводниковых буднях.

"Я помню, как она приехала поздно-поздно вечером, ночью. И я всю ночь слушала. Хоть я и была маленькая, поняла, что все! Хочу только в этот отряд, только туда. Я поступила в АГУ, сразу знала, что я пойду на набор. Сразу сказала, что я сестра Кретовой Алины, ветерана. Берите меня! Я сильно хочу к вам и больше никуда!», - рассказала Анна.

Теперь с рассказами и сувенирами после трудового дома ждут Аню. Технические советы от мамы и сестры на практике уже не действуют – разные поколения, признается она. Работа отряда и внутренний уклад поездов поменялись. А вот моральная поддержка актуальная всегда.

«Очень здорово, когда приезжаешь домой, а у тебя в семье многие работали. Ты рассказываешь о своем опыте, о каких-то историях маме и сестре. Они рассказывают тебе. Изначально, морально я была готова ко многому. Например, у моей сестры однажды поезд сошел с рельс. Поэтому я примерно понимала, что это такое, как бывает непросто», - отметила девушка.

А сложностей действительно немало. Если ты проводник, то тебе нужно:

Проверять билеты пассажиров. Сетра Ани делала это вручную, сейчас на помощь пришли специальные аппаратики – УКЭБ.

Следить за общим состоянием вагона. Сюда входят температура, механика поезда, чистота. Нужно буквально «прислушиваться» к вагону – нет ли под ним шума. Задымления и прочих отклонений в вагоне. О проблеме нужно сообщить линейному начальнику поезда, либо поездному электромеханику.

Следить за здоровьем пассажиров. Если кому-то станет плохо – так же сообщить начальнику поезда.

Продавать чай, закуски и сувениры и контролировать постельное белье.

При таком количестве обязанностей, главной сложностью Аня называет работу с людьми.

«Эта работа не так физически утомляет, как морально. Работа с людьми – одна из самых сложных – ты очень много времени проводишь в социуме, пассажирами с разными возрастами, с разными желаниями. Как-то ехали в вагоне две женщины. Одна из них терпеть не может животных. А другая везет собаку. Прилетает ко мне женщина, которая не любит животных, жалуется, почему мы везем собаку. Я им объясняю, что по правилам это разрешено. Проходит буквально две минуты, я вижу, как эти две женщины болтают, как ни в чем не бывало. Но на тебе остается осадок от ситуации», - поделилась Анна.

Однако, общение с людьми – это и главное открытие трудового сезона. Аня побывала во многих городах – Москва, Сочи, Анапа, Саранск, Казань. Но по-настоящему узнать уникальность каждого места ей помогли пассажиры.

«Мы ездили с разными людьми из разных городов. Даже немного общаясь с ними, ты слышишь говор. Узнаешь, что люди то у нас говорят по-другому! В Воронежской области мальчик был – «гоготал», это было очень интересно. Мы с ним много общались в пути», - вспоминает студентка.

Фото: из архива Анны Кретовой фото
Фото: из архива Анны Кретовой

Перед сезоном боец проходит подготовку. Обычно, интенсивное обучение начинается после второго, весеннего набора. На лекциях опытные проводники объясняют ребятам общие правила, например о том же температурном режиме. Познакомиться с настоящим вагоном тоже можно, для этого отрядники едут в Новоалтайск. Но настоящая работа начинается в стажерском рейсе. Так называют пилотный маршрут. Отрядника прикрепляют к сотруднику поезда, или «кадровику». Стажер наблюдает за процессом и включается в работу.

«Для меня стажерский рейс был намного страшнее моего первого, потому что вся ответственность не на тебе, а на проводнике. Ты боишься, что вдруг ты что-то сделаешь не так. Тогда виноват будет твой проводник», - говорит Анна.

Дальше запускается череда вольных рейсов. Здесь ты учишься уже на своих ошибках. Работаешь с напарником-отрядником, но в вагоне по-прежнему есть профессиональные сотрудники. К ним всегда можно обратиться. На поезде понимают и принимают неопытность, к студентам относятся лояльно. Просить помощи – важный навык во время работы, отмечает Аня.

Причем обращаться важно и к своим соотрядникам. Например, обычный пассажир даже не задумывается, как между собой могут отличаться двери вагона. Закрывать их, кстати, тоже обязанность проводников. Многие двери отличаются друг друга – чтобы понять индивидуальность и нюансы можно обратиться к напарнику, который уже откатал на вагоне рейс.

Ослабить давление стресса помогает понимание – только плохих и только хороших дней не бывает. Если первый рейс прошел легко, на втором может стать сложнее и наоборот. Аня признается, при всем ее желании и всем ее энтузиазме бывали сложные моменты и мысли об уходе. Влияли усталость, тревога, многозадачность. Важно верить – за чем-то плохим придет что-то хорошее.

Проверка на профессионализм – это не только идеально чистые вагоны и довольные пассажиры. Это ещё и стойкость во время ситуации, когда важно не поддаться эмоциям и следовать правилам.

«Каждый проводник, когда поезд трогается, держит дверь открытой некоторое время, чтобы проверить, никто ли не зацепился за вагон, все ли в порядке. Один раз стою, бежит бабушка. Она очень далеко, ей бежать и бежать. Кричит: «Девушка, этой мой вагон, можете остановить!». А я не имею права останавливать, если это не угрожает жизни пассажира, я ничего не могу сделать. Бабушка смотрит на меня, у меня катится слеза. Мне очень плохо, а это только начало рейса. Но это работа, и нужно понимать, что нужно уметь с этим справляться. До сих пор не знаю, что случилось с этой бабушкой, надеюсь, все хорошо», - делится боец отряда.

Приятные воспоминания, как и сложности тоже связаны с людьми. Особенно приятно после откатанного рейса слышать слова благодарности от пассажиров. Значит – работа выполнена хорошо.

Фото: из архива Анны Кретовой фото
Фото: из архива Анны Кретовой

«Приятно, когда пассажиры говорят «спасибо вам большое!». Ты им рассказываешь, что ты из студенческого отряда с Алтайского края, и многие начинают удивляться: «Алтайский край?! Это, который Горный Алтай? Как вы сюда попали?». Один дедушка-пассажир рассказывал, как тоже в студенчестве работал проводником», - рассказывает Анна.

Аню Кретову и ее отряд уже ждет целина. Впереди лето, приключения и знакомства. Совсем скоро вагоны тронутся и по рельсам понесется новый трудовой сезон.

Анастасия ЧУГУЛОВА, Алиса ФОТЬЕВА

 
Фоторепортаж