Немецкая делегация посетила Барнаул

18:31, 13 апреля 2017г, Общество 1247


1
1

На прошлой неделе делегация Департамента содействия экономике федеральной земли Саксония (Германия) искала варианты возможного сотрудничества с алтайскими предпринимателями. Приезд немецкой делегации в Барнаул носил ознакомительный характер. Цель – выяснить заинтересованность алтайских предпринимателей и правильно подобрать состав деловой миссии для конкретных переговоров, которые намечены на июль.

За последние два года товарооборот Саксонии с Россией из-за санкций и падения курса рубля уменьшился вдвое – до миллиарда евро. И немцы хотят его оживить, налаживая связи с регионами РФ. В Алтайском крае в качестве контрагентов их интересовали прежде всего промышленники.

Делегация во главе с уполномоченным по развитию сотрудничества с Россией и странами СНГ Департамента Манфредом Либлем находилась с визитом в Барнауле три дня. За это время немцы познакомились с работой нескольких предприятий, а в пятницу в краевом бизнес-инкубаторе пообщались с представителями алтайских компаний и вузов.

Вначале гостей познакомили с работой местных кластеров аграрного и энергетического машиностроения, а потом Манфред Либль провел презентацию экономики своего региона.

Саксония – это восточная Германия, земля граничит с Польшей и Чехией, столица – Дрезден. Как оказалось, экономики Алтайского края и Саксонии когда-то создавались добытчиками серебра. На этом сходство, пожалуй, заканчивается. Регион почти в десять раз меньше Алтайского края по площади, население – 4 млн человек, а производит оно в 13 раз больше нашего, при этом 37% продукции отправляется на экспорт. В регионе развитая транспортная инфраструктура, включая два порта, отличные автомобильные и железные дороги.

«У нас мало полезных ископаемых, поэтому мы живем за счет светлых голов наших образованных людей. Это наше богатство», – отметил Манфред Либль, добавив, что Саксония считается мощнейшим инновационным регионом Европейского союза.

В нем расположены шесть университетов. Но намного важнее для экономики Германии институты имени Фраунгофера. Это сеть отраслевых НИИ, работающих на развитие промышленности. Их результаты сразу внедряются в виде новых продуктов или технологий. Из 68 немецких институтов в Саксонии находится 18. Такое количество исследовательских структур связано с тем, что в Саксонии больше всего квалифицированных инженеров.

Этот факт повлиял на то, что крупные промышленные корпорации перенесли свое производство в Саксонию. Основные отрасли промышленности региона – машиностроение (текстильное, аграрное, станкостроение), автомобилестроение и микроэлектроника. «Саксония – центр европейского машиностроения с 200-летней историей. У нас самое современное производство «Фольксвагена», BMW и Porsche. По статистике, каждый десятый немецкий автомобиль произведен в Саксонии. Особенно мы гордимся, что Porsche производит у нас автомобили в карбоновом корпусе и с электродвигателями», – хвалился Манфред Либль.

Несмотря на присутствие крупных корпораций, 93% предприятий относится к малому и среднему бизнесу. Например, в машиностроении Саксонии работает 1000 предприятий со средней численностью 45 человек. «Но сегодня побеждает не самый большой, а самый быстрый», – поучал немец алтайских предпринимателей.

Саксонская делегация приехала в край, чтобы предложить варианты сотрудничества с россиянами. Крупные корпорации их находят самостоятельно, а небольшим компаниям власти помогают. Конечно, в идеале немцы бы хотели просто продавать нам свою продукцию. Но в сегодняшних условиях эта форма бизнеса теряет актуальность. Немецкие машины и оборудование, несмотря на свое качество, дорогие. «Просто поставлять машины – это уже не работает», – констатировал Манфред Либль. Последние годы власти не только в Китае, но и в России требуют локализации производства нашей продукции. Поэтому все больше появляется совместных проектов, когда саксонские компании поставляют технологии либо полностью создают производство за границей и налаживают совместное предприятие.

Одним из партнеров саксонцев может стать бийское предприятие «Инжиниринг энергетических систем», разрабатывающее технологии переработки сельскохозяйственных отходов. Директор «ИЭС» Алексей Жданов передал Манфреду Либлю информацию о своей компании, уже переведенную на немецкий язык, тем самым продемонстрировав серьезность намерений.

«У нас технологии энергетического машиностроения отстают, а мы хотим в этом направлении развиваться. Можно взять за основу европейские технологии и их здесь адаптировать, – пояснил «АП» Алексей Жданов. – Нет смысла везти из Германии простое оборудование, если его можно сделать здесь, а сложные узлы, элементы автоматизации привезти оттуда. Поэтому будем договариваться об условиях совместной работы». Манфред Либль пообещал найти партнеров для бийчан.

Саксонцы могли бы поработать над проблемами наших промышленников в рамках так называемой программы «2+2». Ее суть том, что российское предприятие и университет плюс саксонское предприятие и университет совместно реализуют инновацию. Расходы на проект несут поровну российское и немецкое правительства. «Главное – найти интересную для всех участников тему, чтобы пользу получили и немецкая, и российская компании, – объяснил Манфред Либль. – Например, у Новолипецкого металлургического комбината тесные связи с университетами в Германии, которые решают технологические проблемы для российского концерна».

Получится ли алтайским предприятиям наладить связи с Саксонией, будет ясно уже через несколько месяцев. Пока же товарооборот между нашими регионами, по словам Манфреда Либля, стремится к нулю.

Фоторепортаж