Чем закончился кадровый скандал в алтайском Доме культуры

06:00, 09 декабря 2019г, Общество 1907


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

2019 год выдался сложным для Крутихинского районного Дома культуры. Профессиональный творческий коллектив, не приняв нового руководителя РДК, практически полным составом уволился, и это – накануне юбилейной даты, 95-летия района! Как сейчас живется сельскому храму Терпсихоры?

«Выстрел в спину»

Насущных проблем у РДК и без того полно. Так, нуждается в реконструкции здание, построенное еще в 70-е годы ХХ века, не тянет старая система отопления, оттого холодно здесь зимой всем: и детям, и взрослым. А полгода назад появилась еще и кадровая головная боль. В мае, когда ДК возглавил Андрей Черевко, его покинули специалисты, отработавшие не один десяток лет.

Начальник отдела культуры районной администрации Светлана Кузнецова вспоминает, каким сложным был тот период:

– Уволились профессионалы, с которыми я работала очень долго. Для меня их поступок был как выстрел в спину. Они ушли в преддверии важных для села мероприятий. Культурную программу, приуроченную к 95-летию района, вывезли на своих плечах хореограф Оксана Колесникова из прежней команды и новый руководитель ДК Андрей Черевко, причем сделали это весьма достойно. 

Свято место пусто не бывает, и в районном ДК работает сейчас новый состав творческих работников. Из «бывших» – только Колесникова с дипломом хореографа. Методист Ольга Непеина и режиссер массовых мероприятий Ольга Храпова признают:

– Да, нет у нас ни специального образования, ни опыта работы в культуре. Дилетанты, с точки зрения профессионалов. Но мы не сорвали ни одного сельского праздника. У нас есть понимание интересов общего дела, желание работать и уважение к тем, кто приходит в Дом культуры. Стараемся как можем. Не для ограниченного круга людей, а для всей Крутихи.

«Те» и «эти»

За полгода страсти поулеглись,  но крутишане по сию пору сравнивают «тех» и «этих». Так что же это было? Демарш или выражение позиции людей искусства? И куда ушли те, за плечами у которых многолетний творческий стаж?

С 2017 года РДК работает в составе многофункционального культурного центра. По словам заместителя главы администрации Крутихинского района по социальным вопросам Валерия Коминара, конфликт начался с оптимизации, с объединения Дома культуры и библиотеки, процесса, который прошел по всему краю. Было в селе два директора учреждения культуры – стал один. Руководить объединением назначили Ирину Тетякову. Экс-директор районного Дома культуры Наталья Рудько автоматически стала ее замом. Недовольная снижением статуса, она уволилась, ушла в редакцию районной газеты «Обская новь».

– Если есть любимое дело и стабильная зарплата, неважно, как называется твоя должность. Я работал с Натальей много лет. Зная ее импульсивность, несколько раз просил ее подумать, не уходить сгоряча. Потому что ради пользы Крутихи надо биться за каждого специалиста. Но она поступила по-своему. Должность руководителя РДК – заместителя директора центра долго оставалась вакантной. Люди приходили, но вскоре, сославшись на сложный коллектив, уходили, – вводит нас в курс дела Валерий Коминар. 

В мае 2019-го РДК возглавил Андрей Черевко, «профессиональный управленец», как он сам представился. Начал с наведения порядка, с трудовой дисциплины.

– Административные и технические моменты деятельности Дома культуры – вот обязанности руководителя. Не было в моих планах учить специалистов писать сценарии и делать постановки. Все, чего я добивался, – дисциплины. Жаловались бывшие сотрудники много и часто – на низкую зарплату, «закручивание гаек», на то, что запретил пользоваться так называемой чайной комнатой. Но это же ненормально, когда в рабочее время все сидят и пьют чай час, другой, третий… Такой подход к делу был недопустим. И ежедневные планерки были введены не потому, что мне так захотелось. Это дисциплинарные моменты прежде всего. Мне говорили: «Мы люди искусства, у нас ненормированный рабочий день». Если режиссер или хореограф работает в частной организации по индивидуальному графику – ради бога. Но мы – сотрудники муниципального учреждения и обязаны выполнять свои должностные обязанности и пункты трудового договора. Это же элементарно, – поясняет свою позицию Андрей Черевко.

«Я вырос здесь» 

Так что же, весь сыр-бор из-за требований нового начальника, которые показались его подчиненным чрезмерными? Считают, что переборщил, заставляя всех приходить на работу вовремя и писать отчеты о работе коллективов? Вот что говорят сами уволившиеся.

Дмитрий Федорищев, бывший режиссер несуществующего, как выяснилось,  театра, стаж работы – четверть века:

– Должность так называлась. Как таковых спектаклей не было, но я вел мероприятия, делал сценарии и декорации – все, что нужно было. Я вырос здесь, за кулисами. В РДК работал с начала 90-х, отсюда поступил в институт культуры, сюда вернулся. Не выдержал, когда начальство стало требовать не по делу, не по качеству работы. С его точки зрения, все, что делалось раньше, было неправильным. Да, коллектив сложный. Мы не измеряем свою жизнь экономическими категориями, не можем спокойно реагировать на то, что считаем неэтичным. Наше увольнение – не демарш. Это позиция.

Дмитрий Березов, экс-режиссер массовых мероприятий:

– Моя родная команда – «коллектив ручного подбора». Лишних в нем не было. Но из-за разных «инициатив сверху» постепенно, с 2010 года, он лишился доброй своей половины. В итоге мы впятером выполняли то, что прежде делали двенадцать человек. В таких условиях нивелируется само понятие должностной инструкции. Мероприятие должно быть сделано, и точка. Хореограф шил костюмы, режиссер пел… Исходя из этого сложились и отношения между коллегами. Физически мы не могли сидеть по кабинетам, как и исполнять заданный режим дня в его конторском смысле. «С 9 до 5» – так не получалось. Ненормированный день – норма для культуры. Если репетиции идут допоздна, можно рано на работу не приходить. Мы не гайки точим. Наша работа – это мероприятия, зрители, победы в фестивалях.

Ирина Распопова, до мая 2019 года – методист Дома культуры:

– Я работала на полставки, но на самом деле приходилось работать гораздо больше нормативного времени. Если нужно было, выходила на сцену, оставалась на репетиции и вечерние мероприятия. Фактически это была полная занятость, но так, добровольчеством, жили все мои коллеги, не считали часы. Зато подсчитывало начальство – сколько времени на беседы с коллегами да на чаепития тратим. Почему нам не сиделось по кабинетам? А холодно у нас! Единственная комната, которую удавалось нагреть, – та самая «чайная».

Ушли

Полгода уволившиеся стояли на учете в центре занятости населения, получали пособия по безработице. Но этот срок истек. Что дальше? Вот это самое печальное в крутихинской истории. У Дмитрия Березова есть намерение уехать из села в Новосибирск. Его тезка Федорищев, прожив жизнь в культуре, осваивает новую для себя сферу обслуживания. Ирина Распопова – «самозанятый пчеловод», по ее собственному определению. В профессии осталась лишь Татьяна Федорищева. Опытный балетмейстер, она не бросила свои группы,  занимается с ними на площадках школы и ДЮЦ.

Как живет сейчас РДК? Не без проблем, конечно. Надеется на то, что скоро войдет наконец в КАИП и дождется реконструкции. Остается домом для двенадцати творческих коллективов. Хлопочет репетициями. Отплясывает на пятничных дискотеках. Привлекает новых участников самодеятельности из числа школьников. Готовится к Новому году. Мечтает создать театр, по-настоящему народный, труппу, состоящую из актеров-сельчан, а не только из работников сферы культуры, как это было ранее. Для новой команды РДК (сейчас вакантна лишь одна должность) дело чести – сделать все на «отлично». 

С одной стороны, все правильно. С другой – невероятно жаль, что так и не нашли общего языка «люди искусства» и «управленцы».

Фоторепортаж