НА ИВАНОВЫХ РОССИЯ ДЕРЖИТСЯ

00:00, 23 июня 2010г, Общество 1743


НА ИВАНОВЫХ РОССИЯ ДЕРЖИТСЯ Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Три месяца назад Николай и Раиса Ивановы отпраздновали пятидесятилетний юбилей совместной жизни. Всю жизнь они прожили в поселке Украинский Суетского района. Труд хозяина семьи отмечен государственными наградами, в том числе орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Однако обо всем по порядку.

Вот что сообщает по поводу пятидесятилетия женитьбы сайт «На свадьбе.ру»: «Золотая свадьба: пятидесятилетие свадьбы. Дожить до юбилея выпадает избранным, а поэтому эта годовщина празднуется торжественно и пышно. Приглашают родных и близких, обязательно детей, внуков, правнуков, друзей и сослуживцев».

- Собрали мы всю родню, - рассказывает хозяин дома. – Накрыли столы да два дня и просидели. В общем, весело отметили…

- Поженились мы 27 февраля 1960 года. Как прожили эти годы? – задумывается Раиса Федоровна. – В жизни всякое бывало. Я работала дояркой и в магазине продавцом, потом, когда на пенсию пошла, и техничкой трудилась…

- … А еще и в кочегарке, - улыбается Николай Максимович. - Ух…

- Ну что ты заухал тяжело?

- Да болею… Хронический (или какой он там?) хондроз… Ни согнуться, ни разогнуться…

- Да это не болезнь – хондроз! Больше бегать надо, и все пройдет, - пытается подбодрить мужа хозяйка.

- Я девять лет отработал на тракторах, - начинает обстоятельный рассказ Николай Максимович. – В ту пору еще С-80 были. Потом ДТ-54. Затем дизелистом на местной электростанции. Электричество в село и на ферму гнал… Желудок у меня прихватило, и врач запретил работать в этом газе – выхлопе от двигателей… А куда в деревне идти? Пошел в животноводство. Так на откорме скота до пенсии и трудился. Это сегодня два-три центнера нарастили и бычков на мясокомбинат сдают. А я сдавал пять-шесть центнеров! (В его словах звучит явная гордость за свою работу).

Деревенский труд – тяжелый и каждодневный. Ведь ферму не закроешь на клюшку и не уедешь на несколько дней по своим делам. Хороших привесов без обильной кормежки скота не получить. Наш собеседник вспоминает, что за день бригадой приходилось перетаскивать до 250 центнеров зерна. Механизации в ту пору не было. Поэтому мешок с зерном по нескольку раз «нянчили» - со склада на сани, с саней на весы, с весов дальше, на базу, а там еще рассыпать в кормушки… В общем, сплошной тренажерный зал получался.

- Потом, ближе к пенсии, купило хозяйство технику - фуражир. Потом, конечно, легче работать стало. Но где она раньше была – эта техника, пока болезни не пришли?

- А ордена за труд получили?

- Да, за животноводство. Хотя орден Ленина цыгане украли. Сначала просили продать. Предлагали в обмен какие-то две куртки. Не согласился. Как-то в огороде с женой работали. А дом-то не закрываем – кто в деревне это делает? Смотрю, кто-то заходит. Пришел, смотрю – цыганка. «Что ты здесь делаешь?» – говорю. Ушла, а потом хватились – ордена и нет. Ну книжечка к нему и льготы остались.

- На пенсию когда ушли?

- Вот считайте – в шестьдесят лет, как положено, закончил трудиться, - снова берет слово Раиса Федоровна. – А сейчас уже шестьдесят семь…

- Чего ты говоришь-то… Семьдесят четыре мне уже. Это тебе шестьдесят семь! (Оба задорно смеются). А насчет работы… Необходимые для деревни дела делал: к примеру, кладбище огораживали или крышу телятника перекрывали. В общем, как попросит бригадир или директор – не отказывал. А так – все больше по дому. Хозяйство держали. Да и сегодня корова, поросенок, курицы. Чем-то же надо заниматься. Говорил хозяйке – давай корову продадим. Летом еще ладно – корова ходит, пасется. А зимой, когда задует, сено из-под крыши доставать тяжело. Но, с другой стороны, было бы, как в городах - молоко в магазинах, – пошел бы и купил, сколько надо… А то сок да пиво в нашем коммерческом, и больше нет ничего.

- Кто его будет здесь много покупать, в нашем маленьком поселке? - не уступает в споре Раиса Федоровна. – Да и потом, двигаться надо. Без работы на диване залежимся и не встанем вовсе… Спрашиваете, сколько детей? Было пятеро, сейчас четверо. Сын попал в катастрофу… Семь внуков, два правнука. Дочка продавцом в Александровке. Сын на тракторе работает. Еще одна дочь с мужем переезжают сюда жить из Благовещенки. Раньше зять ездил на Север, получал хорошие деньги, а теперь рабочих рук там требуется меньше. Он – хороший сварщик, поэтому на работу его берет руководитель местной сельхозартели «Добровольский» Владимир Ремпель. Квартиру выделяет – теперь в ней идет ремонт.

Вот так и живем потихоньку.

- Так все-таки пятьдесят лет вместе - это труд или счастье? – спрашиваю напоследок наших собеседников.

- Конечно, счастье… Но и труд, - отвечает Николай Максимович. – Считаю, что нам повезло. Детей нажили. Старшему сыну уже 49 лет. «Алтайскую правду» выписываем, от корки до корки читаем. А еще – «Тысячу советов». Без советов-то не проживешь. Кто-то говорит – пенсию бы побольше. А я так считаю, чем больше денег на руках, тем сильнее желание их потратить. Нормальная жизнь – было бы здоровье!

Фоторепортаж