Сам себе продюсер

Чтобы добиться успеха, надо понять собственные природные задатки

00:00, 24 января 2014г, Общество 3249


Сам себе продюсер Фото №1

Многие бы хотели достигнуть вершин в бизнесе и карьере, получая от работы максимум удовольствия. Но мало у кого это выходит. Часто люди на склоне лет осознают, что так и не поняли своего предназначения.
Оперативный управляющий новосибирской компанией futuremarkets Юлия Литвинова утверждает, что ей с коллегами удалось разгадать секрет жизненного успеха. Они разработали методику личного бизнес-продюсирования, позволяющую определить и монетизировать свои таланты.

По словам Литвиновой, за три с половиной года с момента внедрения методики ею воспользовалось несколько сот человек, в основном жители Новосибирской области, в Алтайском крае таких пока с десяток. Возможно, желающих было бы во много раз больше, если бы за знания не приходилось выкладывать серьезные деньги.

Корреспондент «АП» случайно оказался среди участников деловой игры «Сам себе бизнес-продюсер», в процессе которой менеджеры futuremarkets знакомили молодых алтайских предпринимателей с общими чертами своей технологии. Не хотелось бы заниматься ее бесплатной рекламой, но методика, как кажется, может дать нашим читателям пищу для размышлений о собственном предназначении.

В состоянии потока

При выборе жизненного пути люди обычно оценивают внешние факторы. Молодой человек рассуждает примерно так: «Работа маркетолога хорошо оплачивается, поэтому следующие пять лет жизни я потрачу на то, чтобы учиться маркетингу». И ему не приходит в голову, что через пять лет, когда диплом будет в кармане, профессия маркетолога потеряет свою престижность. Другие ориентируются на предыдущий опыт. Если выбирать между той работой, которую знаешь, и той, которую нет, то предпочтешь первый вариант, чтобы чувствовать себя более уверенным. Хотя не факт, что это правильный выбор. Третьи прислушиваются к своей интуиции: «Мне нравится, значит, я должен это делать». А что такое «нравится»? Очень субъективный показатель: сегодня нравится, а завтра нет.

Между тем очевидно, что, выбирая занятие на долгие годы, люди обычно хотят максимальной самореализации, свободы и денег. По словам Юлии Литвиновой, шесть лет они искали механизм выбора жизненного пути и, как им кажется, нашли. Методика построена на самоанализе предыдущей трудовой деятельности человека. Это, конечно, ее недостаток, поскольку вчерашним школьникам в таком случае нечего анализировать. Тем не менее для людей поживших она дает шанс не промахнуться дальше.

Для начала испытуемый должен построить так называемый график жизненной прибыли. На нем по оси Х отмечаются периоды работы человека, а по оси У – заработок, субъективный параметр удовольствия и объективный параметр удовольствия. В методике рассказано, как мерить удовольствие субъективно и объективно. Например, с 18 до 19 лет человек работал официантом. В этот промежуток времени фиксируются уровни удовольствия и зарплата. И так по каждой работе. В результате получается три графика.

Далее на графике вычленяются периоды деятельности, когда одновременно росли все кривые. А затем в этих периодах надо вспомнить дни, часы или даже минуты, когда человек находился в «состоянии потока». Этот термин ввел в психологию Михай Чиксентмихайи, бывший декан факультета Чикагского университета, известный по своим исследованиям тем счастья, креативности, субъективного благополучия. Согласно его теории люди наиболее счастливы, если пребывают в особом потоковом состоянии.

Чтобы достичь состояния потока, необходимы полная концентрация человека на работе, достижение очень ясной цели, незамедлительная реакция на действия, равновесие между сложностью задачи и навыком субъекта. Если задача слишком легка, потоковое состояние не может быть достигнуто.

И вот когда человек вспомнил из своей жизни эпизод, а лучше несколько, когда у него всё было хорошо (то есть он и получал удовольствие от работы, и максимально вознаграждался за это материально), надо себя в нем понять. Понять, какие способности, если хотите, таланты он в данный промежуток времени задействовал. Это самое трудное.

Лидеры, воины и др.

Под талантом понимается природная способность выполнять в обществе какую-то функцию лучше других. Методика предлагает семь талантов. Условно они называются «лидер», «системщик», «воин», «артист», «врач», «учитель» и «бизнесмен».

Талант лидера подразумевает способность организовывать и вести за собой, проявляется через процесс организации и управления другими людьми, а также через продвижение определенной идеи. «Лидер» не существует без идеи и команды.

Чтобы выявить в себе талант системщика, вспомните, как у вас организован рабочий стол, в том числе в компьютере. У «системщика» все разложено по полочкам и папочкам. У женщин-«системщиков» все тарелки на кухне расставлены по размерам и цветам. Базовый мотив таланта – создание (но не развитие) системы и поддержание ее в порядке. Части и целое, композиция-декомпозиция, высокие аналитические способности – все это отличает талант системщика.

Если вы любите реагировать на вызов, ищете сильного противника, увлекаетесь соревновательным процессом, то можете называть себя «воином». Таких людей много в спорте, в бизнесе они хорошо работают по захвату рынка, завоеванию новых клиентов, реализовывают экстремальные проекты.

«Артисты» могут создавать мир воображаемой реальности, управлять эмоциями других людей. Классический пример – Владимир Жириновский.

«Врач» любит решать чужие проблемы либо разрабатывать решения, предлагая множество вариантов.

Люди с талантом учителя способны формировать новую модель мышления либо поведения. Причем «учителю» в отличие от «лидера» не важно, останется ли адепт в его команде или нет.

Природными бизнесменами можно считать тех, кто умеет извлечь доход из любой деятельности. Они чувствуют потребности рынка и точно знают, как их закрыть, как разработать схему монетизации. Когда бизнес состоялся и генерирует постоянный денежный поток, он становится неинтересен природному бизнесмену.

Юлия Литвинова говорит, что испытуемый должен ответить на четыре базовых вопроса и таким образом понять, какой из базовых природных талантов в лучших периодах его жизни проявлялся. Что это за вопросы – коммерческая тайна. Известно только, что они связаны с определением мотива таланта.

В итоге человек получает список своих базовых природных талантов. Их может проявляться сразу несколько: один в большей степени, другой в меньшей. Важно их правильно расставить по ранжиру.

«Солнце» индивидуальности

Далее формируется базовый интерфейс индивидуальности. Графически он выглядит в виде солнышка: ядро с расходящимися секторами – лучиками, от которых в свою очередь тоже отходят сектора. И в этих лучиках собираются все данные об индивидуальности человека: таланты, функциональные процессы, через которые таланты лучше всего реализовывать, ценностные убеждения, которые соответствуют этим талантам.

Допустим, у испытуемого проявился талант лидера. И человек задает себе вопрос: «А каким я был, когда этот талант проявлялся?» И описывает себя: «Я был сильным, целеустремленным, я руководствовался принципом «никогда не сдаваться».

Этот список личностных качеств является неким стилистическим описанием того, как талант реализуется. Он фиксируется в базовом интерфейсе индивидуальности, и у человека появляется наглядная форма его индивидуальности.

Дальше есть несколько инструментов, как с помощью данных базового интерфейса можно решить прикладной вопрос. Например, смоделировать идеальное место работы, сформировать план профессионального роста, понять, в какое образование вкладывать деньги, в какое нет.

Литвинова вспоминает торговца септиками (устройства для очистки сточных вод). Продажи у него шли вяло. Освоив методику, мужчина обнаружил в себе природный талант артиста. И он понял, как использовать свой дар в работе: предлагая клиентам септики, между делом рассказывал анекдоты. Покупатели хохотали и в хорошем настроении соглашались приобрести товар. В результате за семь месяцев объем продаж вырос втрое.

Может, покопавшись в себе, кому-то из наших читателей, работающему бухгалтером, тоже удастся выявить в себе способности артиста или врача и он откроет консалтинговую фирму. А кто-то поймет, что в нем живет талант лидера, значит, пора выдвигаться на пост председателя СПК, в котором трудился рядовым зоотехником. Да мало ли вариантов! Главное – искать, анализировать свой потенциал, чтобы поменять жизнь к лучшему, а не плыть по течению, как большинство.

*   *   *

Тест на бульдожью хватку

Хотите знать, есть ли у вас задатки истинного предпринимателя? Предлагаем небольшой тест. Конечно, нижеприведенный тест не дает однозначного ответа, относитесь ли вы к категории безусловных предпринимателей, но заставит честно себе сказать, нужно ли вам свое дело и сможете ли его потянуть.

Чтобы определить свои способности к предпринимательской деятельности, возьмите лист бумаги и честно ответьте на следующие вопросы:

1. Какие функции (не должности, а обязанности) вы выполняли за последние 3, 5 или 10 лет?

2. Имеют ли они отношение к вашему новому бизнесу? В чем и насколько они пересекаются?

3. Активны ли вы, есть ли драйв?

4. Легко ли относитесь к неудачам? Сможете ли, потеряв все, начать сначала?

5. Каково ваше хобби, можно ли его совместить с вашим бизнесом?

6. Прямолинейны ли вы, откровенны?

7. Присутствует ли в вас агрессия?

8. Можете ли вы быть гибким, попав в сложную ситуацию? Пасуете ли вы перед силой и натиском?

9. Обладаете ли аналитическим складом ума? Способны ли определить суть проблемы и затем решить ее быстро и качественно?

10. Важное качество. Торговец ли вы по натуре? Способны ли торговать? Многие люди говорят, что могут торговать легко и свободно, что и делают почти каждый день – от продажи идей начальству до покупки овощей на базаре. Но речь не идет о таких продажах. Искусство провести сделку – это врожденное качество. Все дело в генах, которые и определяют, есть ли у вас деловой инстинкт или нет. И проверить это можно только в деле. Люди, от рождения наделенные этим инстинктом, могут даже не подозревать, что он у них есть. Поэтому шанс есть у всех – важно попробовать.

11. Готовы ли вы пойти на личные жертвы ради дела?

12. Есть ли у вас воображение для обнаружения новых возможностей для развития бизнеса и поиска новых ниш?

13. Умеете ли вы быть настойчивым и все время добиваться своего?

14. Как у вас со здоровьем? Выдержите ли вы долгие часы работы, которые потребует от вас ваш бизнес?

15. Можете ли вы рассчитывать на помощь и поддержку своей семьи?

16. Подумали ли вы о том, как отразится ваш бизнес на вашей семейной жизни?

Если вы смогли ответить на все эти вопросы утвердительно, поздравляю, вы можете начинать предпринимательскую деятельность.

При этом стоит помнить, что в малом бизнесе ничто не дается даром. Предприниматель – он как тренер, дающий мотивацию и поднимающий настроение, придающий уверенности в своих силах другим людям. У него есть свой собственный настрой, который позволяет ему справиться с его собственной неопределенностью и спадами в настроении и работе и показывает, что тот, кто постоянно ищет чьей-то помощи, ведет свой бизнес к опасной черте. И основной чертой предпринимателей на нашем рынке можно назвать настойчивость и целеустремленность – так называемая бульдожья хватка.

Фоторепортаж