Маргарет Тэтчер. Родом из Малиновки

Женщина во власти – явление в Алтайском крае нередкое. Но стать той, к которой прислушиваются даже аксакалы муниципальной службы, удается единицам

00:00, 04 апреля 2014г, Общество 2517


Маргарет Тэтчер. Родом из Малиновки Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

«Маргарет Тэтчер Алтайского края» – так называют коллеги главу администрации Алейского района Светлану Агаркову. Уже 4 года она у руля ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края». А ровно десять лет назад (подсчитав, Светлана Яковлевна и сама удивилась, как быстро они пролетели) земляки выбрали ее главой района. Впрочем, и сейчас при таком-то управленческом опыте жизнь экзаменует ее ежедневно – можешь ли? Или, как говорят в ее родной Малиновке, «могёшь»?

Запах хлеба. Голос мамы

Детство может присниться человеку истекающими солнцем земляничными полянами или резными наличниками крепкого, сложенного из лиственницы родового пятистенка. Но Алейский район – один из целинных. И детство Светланы Агарковой, родившейся в эпицентре кипучей деятельности энтузиастов-хлеборобов, – это хлеб, много хлеба. И навсегда усвоенное от родителей и их друзей, переживших войну и послевоенную голодуху, отношение к нему не как к продукту питания даже, а как к базису, без которого нет жизни. Пытаемся с собеседницей уйти от штампа «хлеб – всему голова», но равноценной замены так и не находим.

– Ощущение детства для меня – это запах домашнего хлеба. Мама вставала ранёхонько, заводила тесто на настоящей опаре и выпекала в русской печи большие булки. А потом я смазывала их сверху яйцом, смешанным с растительным маслом. Такие они получались блестящие, золотистые, так восхитительно пахли! Или большая чашка пирогов – мы их стряпали с исконными нашими начинками – яблоками, щавелем, малиной.

Увы, мамы и папы моих, Якова Устиновича и Татьяны Лазаревны Горбачевых, уже нет в живых. Но как запах свежего деревенского хлеба чувствую, кажется, окликнет по имени, так, как никто, кроме нее, не звал… Я, приезжая в Малиновку, без кома в горле мимо отчего дома не могу пройти. Он стоит, растут деревья, мамой посаженные. Мы всегда там бываем, когда сестры в гости приезжают.

Совсем молодыми родители Светланы приехали на Алтай с Украины, спасаясь от голодомора. Яша Горбачев – из Киевской области, Таня Кравченко – из Харьковской. Познакомились в Алейске на ветеринарно-санитарных курсах, поженились перед войной, старшая их дочь в 40-м родилась. В многодетной семье Света росла восьмой, младшей из дочек. Папа ее жил по принципу «никогда не сдавайся», и девятым ребенком Горбачевых стал долгожданный Саша, ее брат. Заботы у родителей – накормить, одеть-обуть, выучить да каждой из дочек приданое собрать основательное, как тогда было принято, с подушками, перинами да рушниками. В Малиновке хохлушку Татьяну Горбачеву помнят как знатную певунью, певучи и все сестры Светланы: отец их выписывал почтой пластинки с украинскими песнями, операми «Запорожец за Дунаем», «Наталка-полтавка». Дети этой замечательной семьи, став взрослыми, разъехались кто куда но и теперь, собираясь вместе, женская вокальная группа Кравченко – Горбачевых обязательно поет свой семейный репертуар. Тема Украины – больная сейчас для человека с украинскими корнями:

– Когда решилась судьба Крыма, я ликовала, как и все его жители. Но на моей исторической родине запретили русскоязычные каналы, много еще чего происходит негативного. Очень переживаю из-за этого, хотя давно уже обрусевший человек. Помню, как гордилась тем, что в паспорте у меня, когда там еще была графа «национальность», значилось «украинка». Сейчас люди разных национальностей общаются свободно, и давно уже никто не спрашивает, кто ты есть. Но исконные украинские села в нашем районе, такие как Кабаково, например, сразу узнаешь по добротным домам, ухоженным усадьбам. Народ этот трудолюбив невероятно. Не понимаю позиции нынешней власти Украины. Чем так провинились ее граждане, за что были наказаны информационной блокадой и репрессиями?

 

«Счастье – его не намедитируешь»

В плотный рабочий график Агарковой мы втискиваемся в перерыве между аппаратным совещанием и выездным Днем администрации в Дубровском сельсовете. Еще надо успеть и в Барнаул, где в крайздраве состоится серьезный разговор о проблемах медицины в селах края. И вот так каждый день. Но глава встречает нас улыбкой счастливой женщины. В глазах – искорки, на лице – ни тени усталости. Получается, счастье оттого, что все в жизни успеваешь, нельзя намедитировать, сто раз повторив утром мантру «я люблю свою работу». Оно самодостаточно и не имеет ничего общего с ориентиром иных управленцев на лидерство любой ценой. Вот на каких весах, например, взвесить цену правильного решения человека во власти или цену ошибки? Когда коллеги начинают сравнивать, как было – до и как – сейчас. До – это экс-глава Первомайского района Павел Ефремов, предшественник Светланы Агарковой на посту главы ассоциации. Сейчас – это предлагаемые жизнью и законом условия, в прокрустово ложе приходится втискивать просчитанные заранее до рубля и планы по поводу необходимого, и мечты о достаточном.

– Если честно, некогда мне эти сравнения отслеживать. Мы друзья с Павлом Васильевичем, я уважаю его как человека, много сделавшего для развития местного самоуправления. Нам досталось время его реформирования. Успешен тот, кто знает, как пополнить местный бюджет, и умеет тратить бюджетные средства с максимальным результатом для района, в моем случае – родного для меня Алейского. Кстати, в ноябре на Всероссийском съезде муниципальных образований малых и средних городов России президент России говорил с главами администраций о том, что полномочия муниципалитетов (а их у нас более сорока, включая содержание дорог, работу систем жизнеобеспечения, утилизацию отходов и т.д.) необходимо подкреплять финансами. Тем более на Алтае с такой разветвленной муниципальной сетью.

 

«Земля, земли, земле…»

В зависимости от гендерной принадлежности и опыта у каждого управленца свой ответ на вопрос о том, кому во власти легче – мужчине или женщине. Сильный пол – стратеги, зато, по признанию Агарковой, ей очень помогают женская гибкость, хитрость и лояльность ко многим спорным ситуациям.

Да, ответственные решения даются нелегко, ведь, даже когда взвешены сотни мнений, все равно вмешивается это женское самоедство, сомнение, правильно ли поступила. Зато когда решение принято, для главы Агарковой остается лишь один вопрос – как быстрее и эффективнее его реализовать. Потому что родители так научили: «Рассчитывай только на свои силы, будь оптимисткой и никогда не сдавайся».

– У нас ведь как, «мы посоветовались, и я решила», – к шуткам собеседницы я уже начинаю потихоньку привыкать, – а если серьезно, то давить на людей бесполезно. Вряд ли это что-то ускорит или улучшит. Во взаимоотношениях «власть – народ» для меня неприемлемо деление на «они» и «мы». Есть только «мы», когда речь идет об определении приоритетов в расходовании федеральных и краевых средств на реализацию значимых социальных проектов. Нам нельзя друг без друга, если и впредь мы хотим оставаться районом, привлекательным для инвестиций, с развитой инфраструктурой. У человека, работающего на земле, не должна болеть голова о месте в детском саду для ребенка, о школе для него, о клубе, куда он может пойти на дискотеку. И медицина села должна быть на высоте, и дороги, и все остальное не хуже, чем в городе. Вряд ли власть сможет что-то сделать одна, оставшись без поддержки и понимания людей.

Люди здесь и впрямь удивительные. Ну как можно отделаться дежурным поздравлением, когда приезжаешь в Моховское к блокаднику Владимиру Ивановичу Андрееву? Шестилетним доходягой его привезли в 42-м году в Алейский район, мальчишка выжил, прижился на новой родине, всю жизнь работал здесь механизатором, вырастил детей и внуков. Так ленинградец Андреев и украинка Агаркова стали земляками. Одной строчкой прошло на краевых сайтах открытие в сентябре 2013 года столовой Красносельской средней школы. Второклассница Марина Белькова перерезала ленточку, руководители произнесли речи – вот, казалось бы, и все событие. Если не знать подоплеки этой истории. Столовую эту преподнес в подарок родной школе директор компании «Алтайэнергожилстрой» заслуженный строитель РФ Юрий Евсюков. Потому что здесь полжизни учительствовала его мама Раиса Никифоровна. И так у Светланы Агарковой везде, куда бы ни поехала, свои люди. Может, потому и установка рода «никогда не сдавайся» не дает сбоев и в профессиональной среде? Продолжается целина ее детства в нынешнем ее виде – КФХ, пришедших на смену целинникам и колхозам. Агротехнологии и техника совершенствуются, а суть крестьянства не меняется: ты хозяин, если истово, год за годом служишь земле, думаешь о сбережении ее ресурса как основы богатства района – производителя зерна. В историю его вошли имена 152 целинников. Но, вероятно, время впишет в нее и династические фамилии нынешних фермеров – отцов и сыновей Салаховых, Андреевых, Рябцевых. Так, братья Иван Иванович и Василий Иванович Рябцевы руководят крупными КФХ, а бок о бок с ними в семейных хозяйствах работают их сыновья, кандидаты сельхознаук, внося свой вклад в экономику района и сбережение земли.

Слово «земля» за последний час Агаркова произнесла раз десять, не меньше. Но стоит ли удивляться? Ведь и фраза «где родился, там и пригодился» звучала до нее уже миллион раз, но словно впервые – из уст женщины, которая из вариантов, не раз предлагаемых судьбой, всегда выбирает этот – остаться на родной земле.

Справка «АП»
Светлана Агаркова родилась в 1958 году в с. Малиновка Алейского района Алтайского края. После окончания АСХИ по специальности «Экономист-организатор сельскохозяйственного производства» вся ее трудовая биография неразрывно связана с родным районом и Алейском. Дважды, в 2004 и 2008 годах, избиралась на должность главы района всенародным голосованием, в 2010 году возглавила ассоциацию «Совет муниципальных образований Алтайского края», а в апреле 2012-го решением Алейского районного собрания депутатов назначена главой администрации района. Награждена ведомственными наградами, медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом».

Фоторепортаж