ЖИТЕЙСКАЯ ХРОНИКА

НА ИСХОДЕ ГОДА ЕСТЬ СМЫСЛ ЗАГЛЯНУТЬ В ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК РУБРИКИ «КС»

00:00, 22 декабря 2010г, Общество 1722


ЖИТЕЙСКАЯ ХРОНИКА Фото №1

Я не хочу превращать нашу встречу с читателями в некое подведение итогов. Как говорится, съезжать на официоз годовой отчетности. Ибо, по моему твердому убеждению, в ЖКХ-реформе есть начало, нет у реформации конца. А значит, как-то не с руки и пытаться итожить пройденный путь. Это, скорее, прерогатива чиновников.

Думки

Честное слово, гораздо интереснее посмотреть на развитие коммунальных отношений со стороны. В сопутствующем им антураже. Внимательно и непредвзято, опираясь на реальные житейские факты. Где процентаж и динамика успехов коммуналки не имеют ровным счетом никакого значения. Зато полным-полно живых людей со своими проблемами, заботами и хлопотами.

Спору нет, предусмотренное 185-м законом финансирование регионального капремонта и ликвидация аварийного жилья приподняли авторитет ЖКХ на значительную высоту. В основной своей массе. Да, в целом охват по обновлению жилья нельзя назвать повсеместным и очень хотелось бы рассчитывать на «продолжение банкета».

Однако регион освоил без малого шесть млрд. руб., и мероприятие заслуженно получило определение «самого успешного социального проекта на текущий момент». Это слова начальника крайуправления по ЖКХ Николая Целищева, и я с ним не могу не согласиться. Волнует же меня совсем другой аспект. О нём хорошо сказал один мой знакомый председатель ТСЖ:

- Ты как считаешь, муниципальные власти смогли подготовить людей к реформам ЖКХ? Сумело ли общество самоорганизоваться и в необходимые краткие сроки выполнить возложенные сверху задачи?

- По цифрам получается, что да, - отвечаю. – Иначе не видать бы нам коммунальных миллиардов как своих ушей.

Не в коня корм

- Не в цифрах дело! – решительно отмахнулся собеседник. – По сути, я сейчас остался один на один и с коммунальщиками, и с поставщиками-монополистами коммунальных ресурсов. И у меня было достаточно времени понять: население теперь пытается командовать своими домами и входит в конфликт с теми, кто уже ими управляет, с управкомпаниями. Даже спустя три реформенных года многие жители просто не готовы к такому рыночному взаимодействию. Особенно пенсионеры. Просто потому, что никогда этим не занимались. И это ещё большой вопрос - стоит ли им учиться…

- Ну, так я тебя в цепях на этот «эшафот» не тянул, - замечаю я. А про себя думаю: «Ведь прав, однако, председатель…»

Прав, хотя бы потому, что есть жительница Барнаула Валентина Речкунова. Инвалид второй группы, ветеран труда проживает в коммуналке по ул. Юрина, 246, кв. 439 (Ленинский район).

Женщине 84 года, и сами понимаете, сколько «добра» она повидала в своей жизни. Ныне подоспела другая головная боль – электросчётчик. Общий на несколько комнат. Хозяева-соседи сдают жилье в наём. А квартирантов по большому счету электрические дела не интересуют, а счётчик мотает. Бабушке приходится платить и за себя, и «за того парня». И она вовсе не против приобрести отдельный прибор учёта на свой кровный пенсион, но кто бы тот механизм установил?!

Правильнее сказать, кто бы отнесся к ветерану по-людски?! Пришел, рассмотрел ситуацию на месте, попробовал найти пути-решения. Для нормального спеца тот осмотр займет не более 10-15 минут... Тешу себя надеждой, что сотрудники обслуживающей организации МУП «ДЭЗ-1» проявят-таки сердоболие, свяжутся наконец с горэлектросетью, помогут пожилому человеку. Неплохо получится, если процессом заинтересуется и районная администрация. Впрочем, ей по штату забота о людях положена.

Дальше

Недавно позвонила жительница Барнаула с пр. Социалистического, 59. Ратовала за соседку из кв. N 137 Наталью Янушкевич. Мама воспитывает двух сыновей. Младшему - восемь лет, инвалид-колясочник. Гражданка обратилась в управкомпанию «Уют и согласие» с просьбой сделать пандус на крыльце подъезда, чтобы парнишку было удобно вывозить на прогулку.

Цена вопроса: подогнать мешок цемента и забетонировать полоску длиной в пяток ступенек. Вместе с оплатой работы - от силы 3-5 тыс. руб. Но руководитель «Уюта и согласия» Елена Нагайцева, видимо, пользуется какой-то другой арифметикой. По словам жильцов, она сначала «выкатила» Наталье Валерьевне счет в 100 тыс. Дескать, нужна инженерная разработка проекта, а также надо задействовать мастера на обход жильцов (получить их согласие) и т. д.

Пользуясь служебным положением, я изложил ситуацию в письме и подсунул бумагу руководству краевого управления по ЖКХ на одной из пресс-конференций. 11 декабря позвонил Янушкевичам. Трубку взял старший сын Натальи:

- Вы знаете, тут по линии администрации района какие-то меры принимаются. И хозяйка управкомпании зашевелилась. В общем, дело сдвинулось.

Откровенно говоря, с лучшим удовольствием выслушал бы известие о рабочем, который у подъезда замешивает раствор… Впрочем, я достаточно взрослый, чтобы понимать, как у нас делаются даже простые коммунальные вещи – в обход, через… тыл. В преддверии Нового года хочу пожелать начальнице «Уюта и согласия» простую вещь. Точного соответствия конторы ее названию, остальное непременно прирастёт.

Напоследок

Как самый яркий пример коммунального торможения приведу пример молодой семьи Натальи и Сергея Вязовых. Они проживают в краевом центре на ул. 80-й Гвардейской дивизии, 50.

Дом построен в 1947 году, в нём 12 квартир и есть полный набор присущих его возрасту болезней – трещины в стенах, хлипкие балки, разрушающийся фундамент, забитая канализация. С лета 2010 г. здание периодически подтапливало из-за дождей. А влага под полами заметно способствовала появлению насекомой живности вроде двухвосток и мокруш. Ну и, конечно, усугубляла общий разгром. Из письма жильцов:

«Изначально мы обращались в разные инстанции с просьбой провести ремонт, хотя бы частичный. В большинстве случаев получали отказ – в связи с тсутствием денежных средств. Иногда в ответных письмах, к нашему удивлению, сообщалось, что (!) ремонтные работы произведены. Причем с указанием конкретных дат. Хотя на самом деле там и конь не валялся. Теперь, на наш взгляд, никакое латание ситуацию уже не исправит. Дом накренился, разваливается на глазах. Поверьте, мы находимся под угрозой быть покалеченными, а то и погибнуть…»

Недавно коммунальщики «обрадовали» в очередной раз. Для признания жилья аварийным требуется авторитетное заключение специалистов проектного института. Их услуга обойдется гражданам минимум в 50 тыс. руб. Большинство квартир занимают пенсионеры, и таких денег им никогда не собрать.

Я прекрасно понимаю главу администрации Октябрьского района Нину Лизину. С точки зрения закона, забота о жилье ныне лежит исключительно на плечах собственников. И рапортовать о вводе в строй новёхонького энергоэффективного дома гораздо приятнее, нежели разгребать застарелые проблемы. Но ведь заботу о благополучии людей (полноправных граждан и налогоплательщиков), кажется, тоже никто не отменял. Или я в чём-то не прав?

P. S. Вернуться к теме я планирую еще раз и подробнее. Встретимся в «Коммунальной среде» на следующей неделе. Не пропустите.

Цифры и факты

Из 5,968 млрд. руб., освоенных за три года в 127 муниципальных образованиях края, средства фонда составили 5,131 млрд. На капремонт направлено 4,827 млрд., на переселение граждан из аварийного жилья - 1,141 млрд.

За этот же период администрация края защитила четыре заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Что характерно, в первой заявке участвовало всего 24 муниципальных образования. А потом народ начал входить во вкус. Вторая заявка – 41, третья – 83, четвертая – 105!

Отремонтировано 3567 домов в 11 городах и 114 селах. Обновлено 2267 крыш, 1046 фасадов, 755 лифтов и 2154 внутридомовые инженерные сети.

Установлено более полутора тысяч приборов учёта.

В 2009-2010 годах 15 муниципальных образований приняли участие в реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Общий объём финансовых вложений - 1,142 млрд.

Расселено 158 аварийных многоквартирных домов, для 3,5 тысяч жителей края приобретено и построено 1240 новых квартир.

Фоторепортаж