ЛУЧШИЙ В СИБИРИ

ТАКОВО МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ ОБ ОРГАНЕ КРАЕВОЙ ФИЛАРМОНИИ

00:00, 23 декабря 2010г, Культура 1793


ЛУЧШИЙ В СИБИРИ Фото №1

Состоялась техническая приемка инструмента-оркестра. Для него, а также мастеров и музыкантов, чьему вдохновенному труду обязаны поклонники прекрасного, прозвучали первые аплодисменты.

Восстановление исторической справедливости

Заслуженный артист России профессор Санкт-Петербургского университета Даниэль Зарецкий и органный мастер Юрий Зотов были приглашены в Барнаул для того, чтобы оценить реставрированный инструмент. Немногим из приглашенных специалистов, музыкантов и представителей СМИ довелось слышать орган краевой филармонии прежде. Но эти немногие даже и на технической приёмке (в январе еще предстоит интонировка инструмента) заметили, что орган звучит иначе, чем прежде.

Заслуженный деятель искусств РФ Сергей Будкеев, который и выступил перед первыми слушателями, подтвердил правильность впечатления - реставрацией в общепринятом смысле такое возрождение органа назвать нельзя:

- Это принципиально новый инструмент с очень широкими возможностями, - сказал маэстро, - гораздо большими, чем у того органа, который был раньше. Фактически это уже немецкий инструмент механической трактуры: способ звукоизвлечения, передачи звука от клавиши к трубе - механический. Восстановлена историческая справедливость – так было во времена Иоганна Себастьяна Баха. Также очень много регистров заменено, диапазон их расширен. Мы можем исполнять любые произведения – классические, романтические, современные, играть с оркестром и солистами. На данный момент наш орган - лучший в Сибири.

С мнением Будкеева согласился и Даниэль Зарецкий:

- Я играл практически на всех органах страны, - сказал он. - На сегодняшний день это, наверное, самый качественный инструмент в Сибирском регионе. Потому что существующие органы либо строились еще в шестидесятые годы (как в Новосибирске), либо в начале восьмидесятых - это был ещё совершенно другой звуковой мир… Хотя все эти инструменты немецкие – Сибири в этом смысле при советской власти повезло больше, чем другим городам, которые были вынуждены довольствоваться чешскими инструментами. Ваш орган - если не бояться громких слов - инструмент ХХI века.

Мне приходилось играть на старом органе, потому могу не только оценить новый, но и сравнить их. Это два совершенно разных инструмента, хотя процесс и называется реконструкцией. Немецкие мастера выжали максимум возможного. Им было непросто это сделать, потому что фасад органа должен был быть сохранен. Орган нуждался в усилении звука, в расширении его. В инструмент включены элементы электронного управления. Это все нужно было «вставить» в старые рамки, причем, учитывая немного изменившийся зал, его нынешние акустические параметры. Мы считаем, что мастера фирмы «Клайс» очень качественно справились со своей задачей. Орган звучит гораздо презентабельнее в этом зале, более ярко, насыщенно. Надеемся, что его нынешняя жизнь окажется не такой короткой, как у предшественника, который даже 15 лет не проработал.

Качественные органы живут сто и больше лет, один только гарантийный срок органа по контракту составляет 10 лет. Но чтобы сохранить инструмент, необходимы соответствующие условия. И если температура в зале для органа нормальная, то о влажности этого сказать нельзя. О чем не преминули напомнить журналисты. На что директор филармонии Елена Надточий ответила так:

- Сейчас ведется огромная работа в этом направлении. Установлен парогенератор, скоро установят еще три дополнительных пароувлажнителя. Они будут создавать нужную влажность, которая должна отслеживаться – потому что в разное время года она различается. И за температурой (норма - +21 градус) очень трепетно следят наши специалисты: измерения проходят утром, в обед, вечером и в выходные дни тоже.

Мы обратились в администрацию края с просьбой оказать содействие в следующем. Рядом с филармонией проходят трамвайные пути, и трамваи, проезжая мимо, создают очень сильную вибрацию – это очень вредно как для органа, так и для самого здания, которое является историческим памятником города и края. И если сделать так, чтобы трамваи на данном участке снижали скорость, это будет замечательно.

Постепенно и всеохватно

И тем, кто так долго надеялся на возрождение органа, и тем, кто только мечтает соприкоснуться с прекрасным, осталось ждать совсем недолго. Торжественное открытие состоится 28 января. Перед поклонниками музыки выступят народный артист России, лауреат Государственной премии Гарри Гродберг (именно он и знакомил жителей края с инструментом-оркестром в 1984 году), заслуженный артист России Александр Фисейский и заслуженный деятель искусств РФ Сергей Будкеев. Но долгожданная встреча обернется и настоящим праздником искусства – филармония подарит публике фестиваль органного искусства! 29 января состоится сольный концерт Александра Фисейского, 4 февраля с симфоническим оркестром выступит Даниэль Зарецкий (в программе - концерты Генделя для органа с оркестром). Программа «История любви» - концерт-инсталляция «орган нон-стоп» с использованием светотехники и видео - станет подарком для молодежной аудитории 14 февраля. В роли дарителя – молодая московская органистка и композитор Екатерина Мельникова.

Будем надеяться, что кроме концертов появится и органный абонемент. Он, по словам единственного в Барнауле органиста Сергея Будкеева, очень важен для школьников, студентов, любителей музыки. «Органную культуру нужно постепенно и всеохватно формировать в нашем крае, - заметил Сергей Михайлович. - Хорошо, что у нас есть задел: те, кто бывал раньше на органных концертах, сейчас стали родителями и хотят приобщить своих детей к прекрасному».

Кстати

Коллектив филармонии обращается ко всем жителям края с просьбой предоставить афиши, фотографии, программки, газеты, посвященные строительству органа и концертам органной музыки в 80-90-е годы прошлого века. Материалы будут использованы для экспозиции, посвященной грядущему празднику музыки.

Фоторепортаж