Плата за проезд

Реалии сегодняшнего дня. Мнение специалиста

00:00, 05 февраля 2011г, Общество 2074


Плата за проезд Фото №1

После публикации в «АП» небольшой заметки под заголовком «Проезд в Бийске подорожал» ( № 23-24 за 1 февраля нынешнего года) в редакцию газеты поступило несколько звонков от жителей Барнаула, которые интересовались, нужно ли ожидать повышения цены на автобусный билет в краевом центре. Если да, то чем это обусловлено и когда может произойти? Этой теме «Алтайская правда» уже уделяла внимание летом прошлого года в материале «Ездить можно, возить нельзя?», и вот, видно по всему, пришло время вернуться к напечатанному. На вопросы журналиста «Алтайской правды» отвечает исполнительный директор ОАО "Барнаул Пассажир Транс" Олег ЯБЛИНСКИЙ.

-Бийские пассажироперевозчики объясняли необходимость повышения цены на автобусный билет январским удорожанием бензина и дизельного топлива, и этот факт, конечно, отразился и на деятельности барнаульских автоперевозчиков. Вы тоже считаете это основанием для повышения цены автобусного билета в Барнауле?

- Такие основания, причем абсолютно объективные, появились еще до января нынешнего года. Последнее подорожание бензина и дизельного топлива лишь больше увеличило диспаритет расходов и доходов пассажироперевозчиков в Барнауле. Если говорить о фактах, то их суть состоит в том, что с 2008 года, когда был установлен ныне действующий тариф на пассажирские перевозки – 10 рублей за поездку в автобусе, – он не менялся, в то время как расходы на эксплуатацию автобусного парка выросли довольно значительно. Судите сами. Статьи затрат выросли по горючему почти на 20%, по запчастям и материалам – от 30% до 50%, увеличены тарифы на электро- и теплоэнергию, почти в два с половиной раза вырос транспортный налог, а также налог на землю и отчисления на зарплату. Людей же в автобусах сколько ездило, столько и ездит. Потому доходы наши, естественно, не повышаются, а расходы, как я уже показал, значительно выросли.

Сейчас к ним прибавились и новые январские повышения тарифов на свет и тепло как для предприятия, так и наших работников. Получили люди новые квитки на квартплату и пошли к своим начальникам требовать, и вполне обоснованно, повышения заработной платы, которая напрямую завысит от выручки. Так что все действия очень просто объясняются реалиями сегодняшнего дня и ничем больше.

- А если использовать режим жесткой экономии, ведь сегодня это направление признано одним из самых актуальных?

- Можно. Но вот только в нашей отрасли ставить именно на это попросту опасно. Когда наступает режим жесткой экономии, а перевозчикам сейчас приходится работать именно в нем, неминуемо приходит снижение безопасности движения и культуры обслуживания. Если пробег колес, к примеру, не должен превышать 70-80 тысяч километров, его будут тянуть до 100-120 тысяч, не производится замена подвижного состава и т. д. Всем хочется ездить в новых, надежных и удобных автобусах, но это удовольствие денег стоит. Это понимают и в городах нашего края, и за его пределами. Кроме упоминаемого вами Бийска плата за проезд на городском маршруте поднялась в Славгороде и составляет сейчас 12 рублей, до такой же цифры увеличили ее в Горно-Алтайске. В городах Сибирского региона – Иркутске, Новосибирске, Красноярске такая цена на автобусные билеты была установлена еще в 2009-м.

– Значит ли это, что такая цена на автобусные билеты ждет в скором времени и барнаульцев?

– Пассажироперевозчики не устанавливают цену на билет, и потому назвать вам ее сейчас я, естественно, не могу. Все происходит по следующей схеме. Не менее 75% всех пассажироперевозчиков подсчитывают стоимость своих реальных затрат на перевозку одного пассажира и передают эти данные в администрацию города, где специальная комиссия определяет и утверждает размер тарифа. Я уже говорил и хочу повторить то очевидное, чего многие почему-то не замечают. Парадоксальность ситуации состоит в том, что очередное повышение тарифов зачастую воспринимается в обществе как некая прихоть перевозчиков, и в то же время никого уже не удивляет и воспринимается довольно привычно, когда почти каждый год 1 января или, скажем, 1 марта происходит регулярное повышение тарифов на услуги ЖКХ, электро- и теплоэнергию и т.д. Люди этого уже ждут и традиционно к нему готовы. А мы из этого алгоритма выпадаем – хотя, с экономической точки зрения, при увеличении затрат должны пропорционально увеличиться тарифы или субсидии из бюджета. Иначе предприятие работать не может.

Фоторепортаж