Шедевр или вторая свежесть?

В прокат выходит фильм по культовому роману Михаила Булгакова

00:00, 08 апреля 2011г, Общество 1457


Шедевр или вторая свежесть? Фото №1

Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» лежал на полке 17 лет. Причины назывались разные: от козней нечистой силы до жадности наследников авторских прав. И вот наконец свершилось. Увы, в урезанном виде. Полная DVD-версия длится три с половиной часа, кинотеатровская – без десяти минут два. Великолепным актерам, снимавшимся в фильме, и режиссеру можно только посочувствовать.

Можно не сомневаться, что после просмотра долгожданной киноленты разгорятся нешуточные споры. В Интернете они уже идут среди тех, кто успел посмотреть.

Киноэксперт деловой интернет-газеты «Взгляд» Дмитрий Дабб, анализируя урезанную версию, к примеру, считает, что это фильм как фильм и исчерпывающе характеризуется через четыре «не»: не скучно, не стыдно, не плохо, не шедевр… «Первая половина романа представлена обильно, вторую - усилием воли втиснули в полчаса». «Понятно, чем недовольны актеры. Александр Филиппенко рассказывал, что играл своего Коровьева в жанре трагифарса. Мы же имеем чистый, незамутненный фарс, весь трагизм остался в монтажной. Филиппенко, впрочем, еще повезло. Роли Анастасии Вертинской (Маргарита) и Виктора Ракова (Мастер) придется охарактеризовать если и не понятием «эпизод», то через понятие «в фильме также снимались».

«Внезапно в кадре появляется некая женщина, которая любит некоего мастера… Ей зачем-то вручают крем, и она куда-то летит».

По мнению кинокритика, «сколь бы ни комкали сюжет», фильм спасает «неубиваемый чит: булгаковский текст в исполнении прекрасных актеров. Вроде и шутки все наизусть помнишь, и понимаешь, чем дело кончится, да только где надо - смешно и по контексту - интересно. Конечно, восприятие булгаковского романа строго индивидуально, образы героев у каждого нарисовались свои - не сотрешь, но и профессионализм, например, покойного Михаила Ульянова вряд ли кто оспорит: во-первых, сила авторитета давит, во-вторых, его Пилат действительно бесподобен.

Немногим хуже и Воланд Валентина Гафта, а в ехидной фразе «неужели среди москвичей есть мошенники» так и просто восхитителен (несмотря на явный перебор с дьявольским смехом). Бурляевский Иешуа Га-Ноцри обволакивает и даже пугает: играя «сладенького Исусика» (прямо по Толстому), в ряде кадров он не отличим от знакомого лика с распятий. Потерявший трагическую часть роли Филиппенко компенсационно уморителен в комической, где уже и не поймешь - это актер переигрывает или всё-таки персонаж»… «Запоминается крошечная роль Александры Захаровой - с выбором Геллы Кара не ошибся, как и с выбором Михаила Данилова на роль Берлиоза».

Больше всего споров, пишет Дмитрий Дабб, вызовет работа Вертинской: «Вместо роскошной и умной суперженщины, пожертвовавшей собой ради любви, зрителю предложена интеллигентская дура во грехе».

Порой приговор фильму достаточно суров: «Второй свежести не бывает»… «Не устаревают только шедевры, а фильм Кары, - считает Дмитрий Дабб, - весьма неплох, но не шедевр и по части киноязыка устарел безнадежно. Не в том, конечно, дело, что устоявшийся в ролях пятидесятилетних Сергей Гармаш орет в камеру: «Мне двадцать три года». И не в алтынных «спецэффектах», кои заставляют вспомнить версию злых языков, будто фильм снимали сугубо для отмыва денег (бюджета в умопомрачительные для того времени 15 млн. долларов в картине действительно не чувствуется, как её ни верти). А в том, что своим стилем, своей мыслью, своей невзыскательностью по части вкуса экранизация «Мастера и Маргариты» от Кары осталась в начале девяностых»… «Тогда еще не считалось пошлостью летать на метле под «Валькирий» Вагнера и подкреплять фразу «вы повстречались с Сатаной» раскатом грома. Тогда еще загородный бал с салютом и фейерверками выглядел чем-то богатым и нездешним, а не как сейчас - свадьбой средних менеджеров»… «Фильм, снятый по роману сороковых, засел в девяностых идеологически»… Так, Бездомный подбегает к Кремлю с криком: «Здесь засела нечистая сила», - и даже оказывается прав: на балу у Сатаны к ручке хозяйки припадут не только Мазепа, Петр I и пародийно картавящий Ленин, но еще и Сталин. «Этот же вроде жив», - удивится Маргарита. «Этот специально приглашенный», - пояснит Коровьев». Но и гаснет этот «прожектор перестройки» столь же внезапно, как и загорается: Кара умеет скатиться в капустник, когда надо, и голова Амаяка «Сяськи-масяськи» Акопяна (Жорж Бенгальский) тут служит маячком - расслабьтесь, дорогие россияне, сейчас дадим вам шоу».

«Одно бесспорно: перед нами всё-таки не подстрочник, а полноценный, живой фильм и в некотором смысле фильм авторский. В отличие от хитрого Бортко, отделавшегося подробной видеоиллюстрацией к роману, наивный Кара вплел в «МиМ» собственное «видение»…

«Другой вопрос, что сам Кара только бы выиграл, сгинь пленка навсегда - статус «гонимого художника», у которого отняли «неизвестный шедевр», дорогого стоит. А так - и все мы теперь в курсе - ни шедевра нет, ни гонимого художника, ни нечистой силы, которая кинематографистам под ногами мешается»…

Впрочем, это точка зрения лишь одного знатока. Есть и другие. Каждый посмотревший фильм сам решит: шедевр, вторая свежесть или ни то, ни другое.

По материалам информагентств и Интернета подготовил Алексей ГЕРАСИМОВ.

Фоторепортаж