Владимир Гвоздев развенчивает мифы

Преподаватель истории из села Нижняя Гусиха Усть-Пристанского района уверен: его воспитанники обязательно изменят на малой родине жизнь к лучшему

00:00, 06 июля 2011г, Общество 2228


Владимир Гвоздев развенчивает мифы Фото №1

Классный час накануне 9 мая учитель Владимир Гвоздев посвятил 66-й годовщине Победы. Педагогу было что рассказать о фронтовиках-односельчанах. 305 человек ушли на войну из Гусихи, 163 не вернулись с полей сражений. Возведенный в центре села памятник погибшим воинам школьники взяли на свое попечение. Бережно ухаживают за ним, высаживают цветы. В кабинете истории оформлен стенд с материалами о земляках, удостоенных боевых наград. Рядом с интерактивной доской и современным компьютером в кабинете вижу планшет со словами Василия Татищева: «Только тот может называться гражданином, кто знает историю Отечества своего».

- Эти слова для меня имеют глубокий смысл, - поясняет Владимир Александрович. – Они на все времена. А какая может быть история Отечества без познания родных мест и собственных корней? Этим с ребятами занимаемся в свободное от учебы время. Кое-что уже удалось сделать.

«Кое-что» - это, по сути, музейная комната, в которую учебный кабинет превратился стараниями педагога и его воспитанников. В помещении разместили предметы домашней утвари, одежду начала 20 века, археологические находки школьных краеведов, материалы о родословных учеников, трудовых, спортивных достижениях жителей Нижней Гусихи.

Больше чем профессия

- Чем мне заниматься, когда вырасту, было предопределено еще до рождения, - улыбается Владимир Александрович. – В Нижней Гусихе учителями работали мама, Раиса Давыдовна, многие родственники. Общий стаж учительской династии Гвоздевых – 317 (!) лет. Здесь я родился, вырос и тоже учительствую уже двадцатый год.

Большое влияние, по словам Гвоздева, на него и сверстников оказал дядя - Александр Давыдович Кулешов, преподаватель истории. Педагог воспитывал ребят интернационалистами и патриотами. Насколько важны эти качества, Владимир понял во время службы в армии. Он был призван в воздушно-десантные войска в драматический период распада Советского Союза. Пришлось побывать в Литве, Молдавии, стоять на разделительной полосе между воюющими сторонами в Нагорном Карабахе. Наверное, тогда окончательно созрело решение – он будет только учителем истории. И обязательно расскажет ученикам правду о событиях, очевидцем которых ему пришлось быть. После службы вернулся домой, первое время работал слесарем в совхозе «Пристанский». Через год заочно поступил на исторический факультет Барнаульского педагогического института и устроился работать в школу учителем физкультуры и основ безопасности жизнедеятельности. Окончив три курса, стал преподавать историю и обществоведение.

Владимиру Гвоздеву повезло, его учили Михаил Александрович Демин и Любовь Ивановна Ермакова. Стиль и методика их преподавания были яркими, многие приемы сельский учитель использует в работе до сих пор. Например, анализируя события в новейшей истории, обязательно проводит исторические параллели. Говоря об уроках прошлой войны, педагог, как правило, касается дня сегодняшнего. Почему?

- В сознание западного обывателя, - убежден Гвоздев, - недобросовестные политики вбивают мысль, что российский народ вечно пьян и ленив. Им вторят и некоторые наши средства массовой информации. Такие штампы чрезвычайно зло-вредны, их надо разрушать всеми средствами. Иначе неизбежно возникнет вопрос: а способна ли Россия владеть такой территорией и ресурсами? Может, поделимся, пересмотрим границы? На своих уроках я доказываю, что мы не такие. И говорю ребятам, что каждый из них может и должен опровергать ложные стереотипы.

Малая родина

Под руководством неистощимого на придумки историка в селе развернута большая исследовательская работа. Дмитрий Витман, к примеру, собрал артефакты и документальный материал по археологическим находкам, открытым в окрестностях села у озера Лебяжье и относящимся предположительно к пазырыкской культуре. Находки заинтересовали именитых историков и археологов. Здесь уже побывала и планирует продолжать работу экспедиция Алтайской педакадемии. А Дима Витман получил диплом Всероссийского конкурса «Первые шаги». Владимир Чекушин стал лауреатом конкурса внештатных корреспондентов за разработку темы спортивной истории села, Татьяна Ионина нашла в своей родословной героев войны и труда. А работа Ирины Камардиной «Моя семья в истории России» завоевала диплом на конкурсе «Будущее Алтая».

Но особенно поразила односельчан исследовательская работа по истории одной фотографии. Валентин Гвоздев, сын педагога, узнал, что в семье Карасевых длительное время хранится групповое фото, на котором их прадед запечатлен среди участников Томского областнического съезда 1917 года. Собранный материал позволил открыть интересную тему. Движение областничества возникло в Сибири еще в 19 веке. Видными ее деятелями были исследователи истории и культуры Центральной Азии и Сибири Григорий Потанин и Николай Ядринцев. Областники выступали за равное развитие центра и отдаленных территорий России, создание сибирских университетов и даже за определение Сибири как автономии в составе империи. Особенно активизировались областники в ходе революции 1905 года и после февральской революции 1917 года. Этот материал Валентин Гвоздев тоже готовит на краевой конкурс.

- Исследовательские работы позволяют детям найти свое место в обществе, социуме, - считает Владимир Александрович. - Так мы готовим их к взрослой жизни и активному участию в делах района и края. Мои ребята еще скажут свое слово.

Подсказка от молодежи

Ученики Гвоздева, действительно, все настойчивее заявляют о себе. Школьная работа Алины Колтаковой «Роль и место торгово-посреднического бизнеса в развитии экономики Алтая» победила в общероссийском конкурсе «Первые шаги». По рекомендации Всероссийского клуба учителей «Доживем до понедельника» Алина поступила в АлтГУ. Работу Ани Старухиной, нынешней студентки технического университета, тоже отметили в Москве. Исследование ученицы десятого класса Насти Суровой «Развитие пчеловодства как фактор улучшения инвестиционного климата Алтайского края» особенно актуально для медоносного Усть-Пристанского района.

- Великолепная природа, реки Обь и Чарыш позволяют нам наряду с традиционными для аграрной территории отраслями и пчеловодством развивать сельский туризм, пчелолечение, спортивные рыбалку и охоту, - не сомневается Владимир Александрович. – Надо только приложить усилия по продвижению усть-пристанских брендов на региональный уровень.

Отметим, депутат районного совета Гвоздев поднимает эти вопросы на сессиях, доказывая коллегам, что в районе есть ресурсы для перспективного развития. Надо только настойчивее привлекать инвестиции, закреплять на селе молодых специалистов. Учителю помогают воспитанники. Ольга Тимонова, ученица одиннадцатого класса, сняла видеоролик о практически непроезжей в распутицу дороге к Нижней Гусихе. Видео-
съемку передали в районную администрацию, и дело сдвинулось: дорогу начали отсыпать щебенкой. Владимир Гвоздев считает такую практику нормальной. Молодежь подсказала - власть откликнулась.

До всего есть дело

- Владимир Александрович разносторонне одаренный, неравнодушный и очень интересный человек, - характеризует педагога Татьяна Щеглова, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. – Ему до всего есть дело. Фотография Владимира Александровича по праву помещена на районную Доску почета.

Владимир Гвоздев по-настоящему предан малой родине.

- Мне здесь комфортно, - говорит педагог. - У нас культурное население, есть хоккейная коробка, современный спортивный зал, две библиотеки. В свободное время люблю читать произведения Валентина Пикуля, Юрия Бондарева, методические материалы. Скучать просто некогда.

Мне интересно с моими учениками. Сейчас много разговоров о молодежи как о потерянном поколении. Дескать, без руля и ветрил, флага и Родины. Я в это не верю! Нас учили находить в этом мире свое место и менять жизнь к лучшему. Этим же принципам следую и в работе с моими учениками.

Александр СОКОЛОВ

Фоторепортаж