Хвост я дрожащий или право имею

К новшествам в сфере ЖКХ лучше готовиться заранее

00:00, 03 августа 2011г, Общество 1853


Хвост я дрожащий или право имею Фото №1

«Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности» - таков один из выводов ведомственного совещания представителей фонда содействия реформированию ЖКХ. Там на днях его руководство и специалисты обсудили наиболее животрепещущие вопросы, связанные с содержанием жилого фонда…

Что ж, логика потихоньку возобладает - долго того ждали. Особенно в свете новых коммунальных правил. Ибо давно пора придать контролю над управкомпаниями более высокий и качественный уровень. Не все, но некоторые из них явно подзаелись.

Реакция

Поясню. Речь на встрече шла о домах, что находятся под крылом именно специализированных коммунальных учреждений. А само фондовое мероприятие можно считать естественной реакцией на определенные правительственные решения.

Ведь до этого тему рассекречивания деятельности коммунальщиков сразу определили в разряд актуальных на всероссийском (селекторном) совещании в Ситуационном центре Правительства РФ. Вел его зампред правительства Дмитрий Козак. И попала она (тема) в повестку дня не без помощи тех же простых граждан.

Сегодня люди буквально осаждают телефоны «горячей линии» фонда и сайты, обеспечивающие верхам обратную связь с народом. Чаще всего с нашей стороны звучат обращения: «Каким образом управкомпания должна уведомлять жителей о видах и объеме работ/услуг, проводимых в многоквартирном доме?», «Какова реальная их стоимость?», «К кому обращаться в случае отказа?»

И, конечно, всех без исключения интересует полная «анатомия» тарифов на предоставление коммунальных ресурсов. Вот здесь как раз нелишне вспомнить о наших законных правах - новых правах.

Законы

Информационное обязательство управляющих организаций теперь ясно определено российским законодательством. При случае на него и ссылайтесь. В частности, это:

- пункт 10 статьи 161 ЖК РФ в редакции Федерального закона N 123 от 4 июня 2011 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;

- постановление правительства N 731 от 23 сентября 2010 г.
«Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (с учетом изменений, внесенных постановлением правительства N 459 от 10 июня 2011 г.).

И, как советуют представители фонда ЖКХ, для получения нужных сведений жителям многоквартирных домов следует обращаться к источникам, где это «добро» опубликовано. Либо идти в управкомпанию с официальным запросом (в двух экземплярах, оба зарегистрировать, один оставить себе. – Прим. автора).

Если же вам дали от ворот поворот, сами инициируйте проверку деятельности управляющей организации органом местного самоуправления. Определенная часть данных (установленная Жилищным кодексом) может быть получена и от специалистов муниципалитета.

Предупрежден - вооружен

Скажу прямо, не торопитесь радоваться. Фонд – всего лишь госкорпорация, а ее резюме и протоколы носят, скорее, рекомендательный характер. Другое дело, новые коммунальные правила, утвержденные правительственным постановлением N 354 от 6 мая 2011 г. (опубликованы в «Российской газете» 1 июня).

На притирку к жизни тот же документ отводит время до осени. Минрегион, Минэкономразвития и ФСТ должны переписать методы определения нормативов, а регионы потом - утвердить их для своих территорий. Только затем новые правила вступят в силу. Так или иначе, жильцов ожидает немало перемен. И лучше психологически подготовиться заранее. За экономией места и времени приведу лишь несколько моментов.

Должникам не поздоровится гораздо раньше, а не через полгода. Одна из первых мер воздействия на неаккуратных потребителей - отключение воды и прочих ресурсов (за исключением жизнеобеспечивающих). Причем наказать получится даже в том случае, когда человек отдает не всю сумму, а частями.

Положительный момент. Компании ЖКХ не смогут корректировать подачу тепла по итогам года и рассылать дополнительные платежки с предложением «доложить денег». Ну, допустим, когда зима оказалась суровее, чем ее ждали. Зачет пойдет по факту в каждом месяце.

Вместо одного платежа за одну услугу намечена отдельная: за индивидуальный расход и особо - за общедомовой. Соответственно регионам предстоит пересмотреть действующие нормативы, поделив их на индивидуальные и общие.

- Станет ли при такой системе коммунальная арифметика более простой и прозрачной? - Вряд ли, - рассуждают специалисты от коммуналки. - Больше исходных данных, больше цифр - запутаннее расчетный процесс.

Мнения

- По крайней мере у ТСЖ и управляющих компаний есть временная отсрочка, дабы разобраться в постановлении и приготовиться к переменам, - замечает эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев (Москва). – Тем не менее наружу сразу полезут сложности, и много. Из каждого дома всегда кто-то да уезжает в отпуск, кто-то платит на глазок, кто-то вовсе забывает.

Как он говорит далее, формулы таковы, что если не сообщить исполнителю точное потребление ресурсов за конкретный месяц, то сумма за общедомовые нужды для щепетильных собственников получится завышенной. И ее (плату) нужно пересчитывать всем потребителям. Причем каждый раз, как начнут всплывать недостающие сведения. То есть налицо получается «вечный перерасчет». Либо исполнители просто махнут на него рукой. До поры до времени – до первых массированных скандалов с жильцами.

В целом такой поворот событий не исключают и земляки. Обмен мнениями за «круглым столом» по защите прав потребителей в коммунальной сфере организовали представители Общественной палаты края. Юристы, руководители управкомпаний, председатели правлений ТСЖ и просто знающие люди выразили самые разные точки зрения в связи с нововведениями правительства. От «закон нас без ножа режет» до «надо теснее общаться с массами».

На фоне некоторой растерянности (мне показалось) участники пришли к прочному согласию по нескольким пунктам. Первый: правовая неграмотность жильцов просто удручающая. Второй: не менее опасные факторы представляют инертность и равнодушие граждан-собственников. Третий: нанимать хороших юристов людям не позволяет их материальное положение…

На мой взгляд, наиболее точно здесь высказался председатель ТСЖ «Красноармейский, 53» Константин Емешин:

- Нужно больше работать с людьми. Нам самим работать. Благо имеется положительный опыт взаимоотношений и с управкомпаниями, и с поставщиками коммунальных услуг.

Напоследок

За тесное единение с народом (образно говоря) ратует и начальник краевого управления по ЖКХ Николай Целищев:

- Изменения в ЖК призваны создать треугольник: ресурсоснабжающая организация – муниципалитет – управляющие организации. И, главное, он дает право муниципальным образованиям принимать участие в жизни и работе управкомпаний.

По его словам, последние должны отчитываться не только перед муниципалитетами, но и перед жильцами. А местные власти, среди прочего, вправе выступать инициаторами проведения общих собраний собственников по смене управляющих компаний. Разработаны и новые договоры управления домами. Определены конкретные регламенты деятельности управленцев, обязанностей жильцов, их взаимоотношений.

Ответственность за невыполнение пропишут в Кодексе об административных правонарушениях. То есть ленивые и нерадивые будут нести наказания уже по КоАПу. Повторяю, как организации коммуналки, так и граждане.

- 354-е постановление теперь необходимо внимательно изучить. Это нужно для всех нас! - продолжает руководитель. – На основе слушаний среди населения туда наверняка внесут добавления и коррективы, появятся дополнительные нормативные документы. Надо, чтобы потом земляки отчетливо понимали: «Вот они – мои права. И я могу смело требовать-спрашивать за их исполнение!»

Справка «АП»

Более подробная информация присутствует на сайтах www.fondgkh.ru и www.reformagkh.ru. Бесплатный телефон «горячей линии» фонда - 8-800-700-89-89. Он работает в будни с 8 до 18 час. по московскому времени.

Интересующую вас информацию вы также можете получить на сайте крайуправления по ЖКХ – www.gkh22.ru. Раздел – «Управление жилищным фондом» (в тематическом списке слева). Телефон «горячей линии» – 8 (386-2) 63-04-77. 

Фоторепортаж