Чтобы не съесть лишнего

Следует переключаться на специальную пищу

00:00, 18 января 2013г, Экономика 2906


Чтобы не съесть лишнего Фото №1

Последние годы все больше россиян, заботясь о своем здоровье, стараются употреблять так называемые функциональные продукты питания (ФПП), то есть не просто каши, а, например, каши, обогащенные витамином С, не просто печенье, а восполняющее с помощью морской капусты баланс йода.
О том, для чего это нужно и с какими трудностями сталкиваются производители ФПП, мы поговорили с директором компании «ЮГ» Юрием Гурьяновым.

Полезные конфеты

- Начав с биологически активных добавок, вы позже сместили акценты на функциональные продукты питания. С чем это связано?

- Действительно, мы начинали с БАДов в форме капсул и бальзамов. Но нам было сложно конкурировать с крупными производителями. Кроме того, БАДы при всей их необходимости и востребованности в представлении россиян все-таки продукт достаточно противоречивый. Это представление держится в широких слоях общественности от простого обывателя до депутата. И связано оно с тем, что в производстве и распространении биологически активных добавок было допущено много ошибок. А некоторые компании выдают БАДы за чудодейственные лекарства. Дескать, с их помощью можно снять какие угодно проблемы вплоть до онкологии. В то же время в России мало кто понимал, что такое функциональный продукт, и мало кто этим занимался. То есть имелась свободная рыночная ниша, в которую мы и пошли. И стали делать полезные конфеты для детей.

- Почему вы остановили свой выбор на конфетах?

- Продукты для детей, кроме того что должны быть полезными, должны еще и обладать приятным вкусом. А какая форма самая вкусная? Конечно же, конфеты. Можно было пойти в производство кондитерских изделий, но это неинтересно, это все равно что делать ливерную колбасу. Для меня как ученого важна научная составляющая работы.

- Чем можно объяснить моду на функциональные продукты? Действительно ли они столь необходимы, ведь раньше без них жили и ничего?

- Еще несколько десятилетий назад большинство людей работали физически. Для восполнения энергетического баланса им требовалось 4200-4400 ккал в сутки. Вместе с таким огромным по нынешним временам объемом пищи получали необходимое количество витаминов и микроэлементов. Современному человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, требуется вдвое меньше энергии. Чтобы иметь в достатке все полезное, он вынужден съедать лишнее и получать прибавку в весе. А с избыточным весом приходят диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

Для обеспечения суточной дозы кальция ребенку придется выпить 650-1000 мг молока или съесть 650-800 граммов творога. А помимо этого он должен съесть большое количество яблок, чтобы пополнить баланс необходимыми витаминами и минералами, и этот список можно продолжать бесконечно. Разве обычный ребенок сможет съесть столько?

- Так не проще ли дать ему таблетку любого витаминно-минерального комплекса…

- Пожалуйста, но не каждый ребенок будет есть таблетку. Мой выплевывает, а конфеты с витаминами и минералами употребляет с удовольствием.

Таким образом, у человека с детства формируется привычка заботиться о своем здоровье. Причем не насильственным методом, не через горькую пилюлю или капсулу, а посредством приятной сладости. И он своих детей будет кормить так же.

 

Забудьте слово «лечебный»

- Расскажите немного о ваших продуктах.

- Создание конфеты - дело весьма непростое. Она должна быть нежесткой, вкусной, а ингредиенты должны сочетаться друг с другом. Например, не рекомендуется совместное использование кальция и железа, поскольку кальций сорбирует железо и выводит из организма, в продукте для профилактики кальциевой недостаточности требуется подобрать правильное сочетание кальция, фосфора, витамина Д3, учесть особенности организма возрастной категории и его потребности в том или ином микронутриенте.

Конфеты производим в форме прессованного драже. Закупили оборудование с особыми пресс-формами. Технология долго и тщательно отрабатывалась специалистами отдела инноваций.

Была причина, по которой мы перешли с накатной формы на прессованную: нашу продукцию стало подделывать одно из бийских предприятий. Скопировали не только форму, состав, но и упаковку.

Кстати, нам пришлось поработать над ней, пока нашли оптимальную.

- А что полезного в ваших конфетах?

Отличительной особенностью наших продуктов является использование в составе пантогематогена, способного оптимизировать энергетические процессы в организме, улучшать память, внимание. Используем растительное сырье Алтая, обогащаем витаминами, минералами, пробиотиками и пребиотиками.

- И кто разрабатывает рецептуры?

На предприятии есть отдел инноваций, где работают высококвалифицированные специалисты. Часто подключаем профессионалов со стороны. В частности, из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины, из Новосибирского медуниверситета, сотрудничаем с известным на всю Сибирь Кемеровским технологическим институтом пищевой промышленности.

Но я вам скажу, что в НИИ в основном сидят теоретики, инициативы особой по созданию новых продуктов не проявляют, поэтому обычно приходим с практически готовыми разработками, чтобы только провести испытания.

Испытание проходит на трех группах добровольцев: первой дают пустышку - плацебо, второй - обычный, стандартный продукт и третьей – исследуемый препарат. По результатам анализов делают выводы. Если препарат дал положительный эффект и безопасен для здоровья, его регистрируют в органах сертификации.

- То есть ваши продукты не вредят, но и не гарантируют терапевтический эффект?

- Мы не лечим и не имеем права лечить. Забудьте слово «лечебный», когда разговариваете про БАДы и ФПП. Они обладают профилактическими свойствами. Предупредить заболевание правильнее и легче, чем его потом бесконечно лечить.

- Производители каш, молока, хлеба иногда обогащают свою продукцию витаминами и минералами, добиваясь роста продаж.

- С их стороны это скорее рекламный ход, поскольку полезные добавки составляют ничтожное количество. Понять, что имеешь дело с таким продуктом, можно, внимательно прочитав состав. Если на упаковке написано «содержит витамин С», значит, возможно, производитель преследует только рекламные цели, а если указано точное содержание витамина, рекомендуемые разовая и суточная дозы да еще расписаны характеристики каждого ингредиента, то это серьезный продукт. Потребителю надо понять, сколько нужно съесть каши, чтобы восполнить потребности организма в витамине С и других микронутриентах.

 

Проблемы рынка

- Давайте теперь поговорим, как чувствуют себя производители функциональных продуктов в России.

- Российский рынок ФПП перспективный, но пока малоемкий, поскольку у нас отсутствует культура профилактики проблем со здоровьем. Люди понимают, почему они должны платить за лекарство, пусть и дорогое, но тратиться на то, чтобы не заболеть, не многие хотят. Между тем качественные ФПП не могут быть дешевыми. Если мы столько компонентов ввели в конфетку, то она будет дороже, чем обычная.

Судя по названию функциональных продуктов питания, они должны продаваться в продовольственных магазинах. А пищевой ритейл абсолютно не подготовлен к этому. Пока люди ходят в продовольственные магазины, чтобы как можно больше купить дешевых продуктов. Кроме того, сами ритейлеры не заинтересованы в продвижении ФПП. Их доля слишком мала в выручке. Куда выгоднее продавать колбасу, молоко, спиртное.

- Тогда есть смысл перебраться на аптечные полки?

- Тут законодательство не разрешает продажу без сертификации продукта в качестве детского либо лечебно-профилактического питания. Эту проблему мы решили для ряда наименований своей продукции, но это уже другая продукция, требующая больших затрат.

- Почему бы вам самим не заняться формированием культуры потребления ФПП?

- У среднего и даже крупного бизнеса в одиночку нет возможности решить эту задачу. Профилактика здоровья – дело государства, а оно пока делает упор на лечение уже больных людей.

Нужна федеральная программа по развитию продуктов функционального питания. Она может быть скомплектована из элементов уже действующих более общих программ, направленных на профилактику детского здоровья.

Что сегодня едят дети? Чипсы, газировку, леденцы. А в школьных столовых и детсадах должны быть продукты здорового питания.

В Набережных Челнах больше тридцати детсадов и школ закупают нашу продукцию. Продвижение организовано через частный центр здоровья, сотрудники которого пропагандируют в том числе и функциональные продукты питания.

В Москве другой подход. Несколько предприятий учреждают фонд, на средства которого приобретается подобного рода продукция, но у местных производителей, и поставляют ее в школы для оздоровления детей.

В Москве больше молодых людей, которые уже прилично зарабатывают и беспокоятся о собственном здоровье и о здоровье своих детей. Там ФПП продаются и в продовольственных магазинах, и в аптеках, и в сетях, специализирующихся на продаже оздоравливающих продуктов. Но чтобы попасть на московские прилавки, приходится платить входные бонусы и другие принятые в сетях сборы.

Цифра
В Японии ФПП занимают 70% от всех продуктов питания, в Европе и США – 30-40%, в России – 3-4%.

Фоторепортаж