Снова в ссылке: что думают учителя по поводу исключения Пушкина из ЕГЭ по литературе

12:09, 20 мая 2024г, Образование 1645


Портрет А. С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский. 1827 год
Портрет А. С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский. 1827 год

Совсем скоро, 23 мая, пройдет единый государственный экзамен по литературе. Структура этого экзамена меняется ежегодно, составители постоянно привносят что-то новое, или убирают старое. Все давно привыкли к такому распорядку вещей, но к некоторым изменениям, как оказалось, общество всё-таки было не готово.

Совсем скоро, 23 мая, пройдет единый государственный экзамен по литературе. Структура этого экзамена меняется ежегодно, составители постоянно привносят что-то новое, или убирают старое. Все давно привыкли к такому распорядку вещей, но к некоторым изменениям, как оказалось, общество всё-таки было не готово.

Новость, возникшая ещё в сентябре 2023 года, для многих стала потрясением. Именно тогда стало известно, что из кодификатора ЕГЭ по литературе исключили всех писателей 18-го и начала 19-го веков. Для справки: в их число входят Фонвизин, Державин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь и Пушкин. Так, целый пласт культурного наследия и достояния русской классики был исключён из единого государственного экзамена по литературе. Многие восприняли эту ситуацию как некую иронию, абсолютное же большинство людей было возмущено: подобный ход событий казался неприемлемым.

Разумеется, изменения в кодификаторе ЕГЭ не влияют на содержание школьной программы, и все исключенные из экзамена писатели продолжат изучаться на уроках литературы. Также «в строю» остались все писатели со второй половины 19-го века. А потому в КИМах по-прежнему останутся задания с проверкой на знание Толстого, Чехова, Гончарова, Тургенева, Горького, Булгакова и других. Ещё, справедливости ради следует отметить, что произведения всех исключенных писателей по-прежнему можно будет использовать в качестве аргументов в сочинениях на ЕГЭ. Но на фоне новости об отмене, многим это почему-то не кажется значимым. Особенно учитывая тот факт, что вместе с исключением наших, русских классиков, в кодификаторе был расширен список зарубежных писателей, с чьими произведениями необходимо ознакомиться для успешной сдачи экзаменов. Этот факт делает новость об исключении Пушкина для многих ещё более возмутительным.

Мы решили поговорить на тему изменений, возникших в кодификаторе, с учителем русского языка и литературы, и с репетитором, занимающимся подготовкой учеников к экзаменам по литературе, чтобы узнать, что они думают на эту тему.

Ахроменко Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы в МБОУ СОШ №107.

— Когда Вы узнали об изменениях в кодификаторе, и какова была Ваша первая реакция?

— Узнала, когда они только были приняты, в сентябре 2023 года. Разумеется, это был шок. Никто и представить не мог, что такое возможно. В первую очередь как раз из-за Пушкина. Это же Александр Сергеевич, классик русской литературы, и исключать его из государственного экзамена по литературе – неправильно. Вместо убранных Гоголя, Фонвизина, Державина, Грибоедова, Лермонтова, Пушкина, добавили Бодлера, Маркеса и Моэма, что также удивляет. Вот зачем они там… Пушкина к экзамену читать не надо, зато «Госпожу Бовари» в школьную программу добавили, которую теперь с детьми нужно будет как-то обсуждать.

— Что Вы думаете об этих изменениях сейчас, спустя время?

— Что детям так проще будет, возможно. Те, кто сдают литературу, в любом случае читали все те произведения, которые были исключены. Зато кому-то возможно меньше учить к экзамену придется, упростится процесс подготовки. Но все равно я бы предпочла, чтобы этих изменений не было.

— Каковы, на Ваш взгляд, могут быть последствия отмены в долгосрочной перспективе?

— Надеюсь, такого не будет. Буду надеяться, что все-таки классики 18-го и начала 19-го веков вернутся в кодификатор на следующий год.

Попова Алина Николаевна, репетитор по литературе.

— Как на эту новость отреагировали Ваши ученики, которые сдают гос. экзамены по литературе??

— Сначала они очень обрадовались, мол: «О, как классно, нам теперь меньше читать». Но по факту – нет. Я свою программу никак менять не стала, не подстраивалась под эти изменения. Всех классиков, которых убрали, я на своих занятиях продолжила изучать с детьми, потому что они дают большое понимание русской литературы. Также там есть множество очень хороших аргументов для больших сочинений и для сравнительных заданий.

— Может ли судьба Пушкина, Фонвизина, Державина, Гоголя, Грибоедова и прочих постичь других писателей и поэтов?

— Думаю, что с течением времени – да. Потому что никто не ожидал, что с ними (писателями 18 и 19 веков), такое случится, и точно также… Будет просто ужасно обидно, если сколько-нибудь лет спустя люди перестанут помнить про Маяковского, про Ахматову, про Солженицына и других. Потому что на этом держится Россия.

— Так ли Пушкин важен для ЕГЭ по литературе?

— Безусловно важен. История из преподавательской карьеры: ко мне пришел мальчик с запросом научиться писать итоговое декабрьское сочинение, которое считается за допуск к ЕГЭ. Он мне сказал, что литературной базы у него никакой нет, и до этого он только сказки читал: Колобок и подобное. Я в панике подумала: «что же делать?» У нас до экзамена было полмесяца… А он спортсмен и ему учёба была нужна поскольку постольку, но экзамен нужно было хоть как-то, но сдать. И я тогда приняла решение взять несколько самых значимых, на мой взгляд, произведений из русской литературы, из школьной программы, их прочитать, и на их основе идти на экзамен. Мы с ним прочитали «Капитанскую дочку», «Героя нашего времени», «Горе от ума» и «Судьбу человека». Три из этих произведений – это произведения русских классиков, которые теперь исключены из кодификатора: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Только на этих произведениях оказалось возможным сдать экзамен. Мальчик больше ничего не читал, ничего не знал. И только на этих произведениях он смог в итоге написать экзамен на максимальный балл по всем критериям. Пожалуйста. Вот вам русская классическая литература. Поэтому я считаю, что Пушкин и все иже с ними очень важны. Его произведения все знают, у него есть стихотворения на любую тему из кодификатора. Эти стихотворения очень легко учить, потому что они и так уже всем известны и знакомы.

Исключение целого ряда писателей из кодификатора ЕГЭ по литературе было подано весьма изящно. Рособрнадзор объяснил данные реформы тем, что на ЕГЭ должны проверяться знания, полученные учениками в старшей школе, в то время как писатели 18-го и 19-го века изучаются в средней. Но не многих это убедило. И по сей день, уже спустя более, чем полгода после принятых изменений, можно услышать множество замечаний, как от педагогов, так и от простых людей. Многие весьма плотно ассоциируют Пушкина, Лермонтова и Гоголя с русской душой, культурой и нравственностью. Изменения называют предательством и попыткой заставить людей «перестать думать». Петиция, с призывом вернуть Пушкина и Лермонтова в ЕГЭ набрала более 35 тысяч подписей, но ни на что не повлияла.

Быть может, внесённые изменения спустя год будут отменены. Быть может, всё оставят так, как есть на данный момент. Главное, чтобы люди помнили литературное наследие своей страны, чтили свой язык и культуру. Как писал сам Пушкин в своем письме к Чаадаеву в 1836 году – «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.»

Ксения КОРОБЦОВА, Дарья ЭНДЕРС

 
Фоторепортаж