КОРРУПЦИИ– НЕТ
«Aлтайская правда» начинает новый спецпроект
Проект редакции «АП» будет посвящен такой важной теме, как противодействие коррупции. Слово это сегодня, пожалуй, известно каждому жителю страны. Ведь то и дело нам сообщают в новостях о тех или иных фактах, которые непременно связаны с таким проявлением. Но что такое коррупция в широком смысле и более узком, уголовном?
Как считают специалисты, в социальном значении коррупция – это девиантное поведение людей, выражающееся в нелегитимном, вопреки интересам общества и других, использовании имеющихся полномочий, вытекающих из них возможностей, а также иных общественных ресурсов.
В социально-политическом понимании – коррупция воспринимается в качестве объективного показателя неэффективности системы государственного управления, степени зрелости гражданского общества. А говоря о юридической квалификации коррупции, необходимо признавать наличие множества определений этого феномена. В современном международном праве постепенно устоялась широкая трактовка коррупции как корыстного служебного злоупотребления, которое не сводится только к подкупу государственных служащих.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция – это дача взятки, ее получение, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование человеком своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Это делается для получения личной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Такова теория.


А как на практике идет борьба с так называемой «беловоротничковой преступностью», в том числе в Алтайском крае, какой вред коррупция наносит обществу, государству, и чем опасна для самого обычного обывателя? Мы постараемся подробно рассказать об этом читателям «Алтайской правды», на примерах судебных дел, комментариев специалистов, тех, кто по долгу службы пресекает проявления мздоимства и прочих подобных проявлений.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Откуда что берется? Корни коррупции на Алтае –
из глубины веков
Доктор исторических наук, профессор АГУ Вячеслав Должиков рассказал
«Алтайской правде» о коррупционных злоупотреблениях властью, составлявших целую систему в Алтайском горном округе
в 18 – 19 веках.
Есть много достоверных свидетельств современников о том, что служившие в горнозаводском ведомстве офицеры и чиновники в 1830 – 1860 годах за короткое время наживали огромные капиталы и вели роскошную жизнь, не соответствующую получаемому ими жалованью.
Это связано было с тем, что именно в Барнаул свозилось золото со всех сибирских приисков
на выплавку слитков для Монетного двора. Собственником драгоценных металлов являлся исключительно правящий император, но это не было препятствием для различных злоупотреблений местных чиновников.

Коррупция, поясняет профессор Должиков, это не только традиционное для России взяточничество или казнокрадство. Само явление гораздо шире. Дословно термин «коррупция» переводится как «порча», «разложение» и т. д. Порождающая коррупцию система порочна. В период кризиса она разлагается изнутри. По сути своей, это смертельная болезнь, вроде рака.

Вячеслав Должиков
«Работая в Томском архиве, я нашел очень любопытный документ, содержание которого свидетельствует о коррумпированности фигурировавшего там лица, – рассказывает Вячеслав Должиков. – Мне принесли дело, на обложке которого не было никаких опознавательных надписей. Но, как выяснилось, главным фигурантом судебного разбирательства являлся известный в истории нашего края персонаж – Фридрих Вильгельм Геблер. Оказывается, в его семье царили жестокие крепостнические порядки. Геблер был главным врачом Алтайского горного округа, статским советником, а это генеральская должность. Его супруга Анна Степановна Зубарева вела себя подобно небезызвестной Салтычихе. Но если Салтыкова была помещицей и, хотя бы по закону, владелицей своих крепостных, то Геблеры незаконно обратили в дворовых около 20 приписных крестьян, сделав их домашними рабами.
Самое же главное в деле, что госпожа Геблер не только издевалась над своими служанками, но и убила одну из них – Авдотью Чернегину. После этого случая в Барнаульский окружной суд стали поступать жалобы на жестокое обращение господ и от других «домашних рабов». Но так как глава семейства был очень влиятельным человеком в Барнауле, сработала корпоративная солидарность и не позволила суду до конца разобраться в этом деле и принять законное решение.
Девушки бежали в Томск в апреле месяце, босые, в одних платьях, искать управы на своих господ… и оказались в губернской тюрьме. А там начальники даже не понимали, что с ними дальше делать?
Завязалась переписка между полицейскими Томска и Барнаула. Вот эти самые материалы и попали мне в руки. Дело, кстати, заканчивается ничем. Типичный случай коррупционной круговой поруки, что ни говори».
О фактах коррупции в Алтайском горном правлении сообщали М.А. Бакунин, А.И. Герцен,
Г.Н. Потанин. Архивные материалы, в частности, также подтверждают, что среди офицеров
и чиновников Барнаула процветали кумовство, корпоративная солидарность и продажность.

О том, как складывались коррупционные отношения на Алтае, подробно писал оппозиционный политик Михаил Бакунин, который был сослан весной 1857 года в Сибирь. Его заинтересовала специфика социального статуса крестьян Русского Алтая.
«Я ознакомился с их состоянием в Томской губернии, – где их приписано более 130 000 к Алтайским горным заводам». Выяснилось, что это крепостные самого императора.
А уровень рентной эксплуатации их гораздо выше, чем в поместьях европейской
части России.
Бакунин акцентировал коррумпированность кабинетской бюрократии. «Горные офицеры,
приезжая сюда на службу, получая жалованье весьма ограниченное, ведут жизнь роскошную и в короткое время приобретают значительное состояние». По его определению,
«главный источник доходов горных чинов состоит в экономии количества труда, потребного
по сметным исчислениям на производство заводских работ и обращении этой экономии
в свою пользу. Это особый вид злоупотребления, можно назвать его трудокрадством».


В период так называемой оттепели (1856-1861 гг.) масштабные злоупотребления властью со стороны кабинетских чиновников получили широкую огласку. Ими заинтересовалось Третье отделение. В Барнаул был направлен обер-офицер Герасимов со специальной миссией, чтобы выявить «факты противузаконного обогащения служащих по Алтайскому горному ведомству». За время своей двухмесячной командировки подполковник разузнал о чиновном мире Барнаула много чего интересного.
В рапорте от 20 марта 1859 года он приводит, кроме всего прочего, собранные сведения о «подвигах» бывшего начальника Алтайских заводов А. Р. Гернгросса, в том числе описывает «безумную роскошь» и демонстративно дорогие наряды его супруги, которые выписывались по почте из Парижа. «Вредное влияние на общество и даже на служебные дела, – сообщал Герасимов шефу корпуса жандармов, – усугублялись тем, что ее муж состоит в полном ее раболепном распоряжении – раздача мест, производство в чины, назначение к наградам состояли под ее влиянием». Однако рапорт его в Петербурге не нашел отклика, потому что Гернгросса поддерживали высокопоставленный родственник и член Кабинета императора, бывший долгое время начальником Алтайских заводов и сам наживший здесь огромный капитал.


Что же касается борьбы с коррупцией в это самое время, то в Восточной Сибири
генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским был проведен вполне успешный и достаточно эффективный эксперимент, правда, оставшийся незавершенным. Интересно, что Михаил Бакунин и другие политические ссыльные, в том числе декабристы, принимали в нем активное участие в качестве «тайных советников» главы администрации региона.
«Восточная Сибирь была до приезда Муравьева, – вспоминал современник, – страною темного, непроходимого взяточничества. Неудивительно, что потребовалась масштабная «чистка» региональной администрации. «Людей честных, преданных делу и бескорыстных Муравьев всячески поддерживал и приближал к себе, доверял им, продвигал по службе». Новый кадровый корпус чиновников формировался в основном за счет персонального набора добровольцев из числа выпускников Александровского императорского лицея и Училища правоведения. Антикоррупционная реформа, осуществлявшаяся в 1850 г. – начале 1860 г. в Восточной Сибири была достаточно успешной.
По свидетельству золотопромышленника и журналиста Владимира Скарятина,
«в Иркутских ведомостях печатались известия о всяких злоупотреблениях, и это навело такой спасительный страх на кого нужно даже в местах, отдаленнейших от резиденции графа Муравьева, что взятки, конечно таки, побирают, но дело вопиющее стало невозможно в Восточной Сибири…». Другое дело, что имперской центральной властью такая политическая практика не была востребована ни в малейшей степени. Ведь управлять подкупленными чиновниками, как ни странно, было проще и удобнее, чем, если бы на их место пришли принципиальные и честные люди. Правда, как показала история, все это плохо кончилось для императорской России.

В СССР коррупция была.
Но под жестким контролем партии
О том, какие злоупотребления власти иногда происходили в Алтайском крае в бытность Советского Союза, «Алтайской правде» рассказал один из лучших следователей прокуратуры края в 80-е годы Федор Сивидов. Он проработал в ведомстве более 10 лет. Расследовал многие коррупционные дела.
Федор Михайлович, насколько известно, законодательство в советский период предусматривало довольно жесткое наказание за коррупционные проявления, вплоть до смертной казни. Но соблазн перед добавкой к зарплате у людей на «доходных» местах все равно пересиливал?
– Как ни печально, да. Свергнувший царский режим пролетариат все хищения квалифицировал изменой Родине. Приговоры выносились «тройками» без судебного следствия и были чрезвычайно суровыми. За совершения хищений государственного имущества в социалистическую эпоху также предусматривались серьезные наказания. Так, хищения государственного или общественного имущества на сумму свыше 2500 рублей квалифицировались как хищения в особо крупном размере, а санкция статьи УК РСФСР предусматривала смертную казнь. Однако, несмотря на это, хищения государственного и общественного имущества совершались как в одиночку, так и группами.
Федор Михайлович, могли бы вы привести примеры раскрытия подобных преступлений из своей следственной практики?
– Секретарь районного суда воспользовалась отсутствием контроля со стороны председателя суда за исполнением выносимых им постановлений о наложении штрафов за совершение административных правонарушений. Она требовала от наказанных платить штрафы непосредственно ей, якобы для контроля и последующего их внесения в кассу,
внимательно контролировала уплату этих сумм. На протяжении нескольких лет ею было похищено свыше 2500 рублей.
В одиночку похитила более 80 000 рублей (по тем временам – астрономическая сумма) заведующая одним из отделений районной сберкассы. Более 18 лет она принимала вклады односельчан и вела двойную бухгалтерию по каждому вкладчику и каждому лицевому счету, а полученные от граждан средства присваивала. При этом более 18 лет она не ходила в отпуск и безвыездно жила в селе, боясь, что даже при временной передаче сберкассы хищение путем создания ею «пирамиды» будет раскрыто. Так и случилось, когда со временем она, пристрастившись к алкоголю, пошатнула свое здоровье, запуталась в собственной бухгалтерии и была помещена в больницу. Примером группового хищения, когда его нельзя было совершить в одиночку, может служить случай, произошедший в одном из районных ДОСААФ. На «бумаге» в нем существовали водительские курсы. Фактически после внесения платы за обучение, гражданина включали в число курсантов, отмечали в журнале посещения занятий и через определенное время оформляли необходимые документы
о прохождении им обучения. На самом деле гражданин никакого обучения не проходил.
При этом наряду с руководителем этого ДОСААФ деньги за проведенные занятия получали
также числившиеся по документами «преподаватели» и «инструкторы».
Сталкивались вы в работе с «телефонным правом?
– Безусловно. Ни один случай привлечения чиновника к уголовной ответственности за совершение хищений не происходил без ведома (я даже скажу согласия) вышестоящего руководства компартии в регионе. Прокурорам преодолеть это было практически невозможно. Оснований для прекращения уголовного дела в те времена существовало много: взятие на поруки, товарищеский суд, изменение обстановки и т. п. Поэтому, как правило, кто лучше мог убедить секретаря компартии – прокурор или расхититель, зависело, будет иметь дело судебную перспективу или нет.
Так, заведующий складом одного из передовых колхозов края сообщил в РОВД о хищении со склада колхоза половины посадочного материала лука-севка. При беглом осмотре места происшествия была видна явная инсценировка кражи, поэтому завскладом, без долгих запирательств, сообщил, что он загрузил семенной материал с помощью рабочих склада по приказу агронома, не получив за это никакого вознаграждения.
Агроном вел себя высокомерно, отрицал этот факт. Но когда понял, что его могут поместить под стражу, попросился на личный прием к прокурору района. Ему он пояснил, что отправил лук-севок в крайком партии по указанию председателя своего колхоза – Героя Соцтруда, члена крайкома партии. А председатель колхоза уже пояснил прокурору, что все именно так и обстояло на самом деле, и что ему систематически приходится отправлять бесплатно в автомобилях по указанному высокому адресу продукцию сельского хозяйства, произведенную в колхозе.
Сразу же после этого признания прокурору района позвонил прокурор края и сообщил, что в крайкоме партии недовольны его активностью. Укорив подчиненного прокурора в том, что об этом деле ему не было доложено ранее, о чем узнало руководство компартии, прокурор края усомнился в его дальнейшей перспективе. Это означало – следует прекратить дело. Много дел о крупных хищениях рассыпалось подобным образом. Однако представляется, что размер тех хищений несопоставим с сегодняшним днем. Не случайно президент
Путин В. В. говорит о том, что коррупция приобретает масштаб национального бедствия.

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Сведения о доходах – губернатору
Новый порядок представления сведений о доходах претендентов на замещение муниципальных должностей и должностей глав местных администраций определен в Алтайском крае.
Теперь претенденты на такие должности обязаны при избрании (до вступления в должность) представить губернатору края сведения о собственных доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны проинформировать его о финансовом состоянии членов своих семей – супруга (супругов) и несовершеннолетних детей.

Эти новшества определены Федеральным законом «О противодействии коррупции», законами Алтайского края «О противодействии коррупции в Алтайском крае» и «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере противодействия коррупции».
Аналогичные требования установлены и для претендентов на замещение должности главы администрации по контракту. В этом случае сведения о доходах передаются после назначения на должность и до заключения контракта.
Кандидаты в депутаты информируют губернатора о доходах в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствующую избирательную комиссию.
Муниципальные чиновники (в том числе депутаты представительных органов местного самоуправления, осуществляющие полномочия как на постоянной, так и непостоянной основе) ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязаны передать сведения о доходах губернатору.
Это делается через департамент администрации губернатора и правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности. Информация может быть представлена самостоятельно либо через уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) органа местного самоуправления соответствующего муниципального района или
го­родского округа.
Сведения о доходах людей, замещающих муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту, размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления в Интернете или предоставляются для опубликования в СМИ в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.



По словам руководителя департамента администрации губернатора и Правительства края по обеспечению региональной безопасности Владимира Тарасова, при наличии оснований губернатор может принять решение о проверке достоверности и полноты представленных сведений о доходах. Если выявятся факты несоблюдения ограничений и запретов, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, полномочия замещающего муниципальную должность могут быть прекращены. Или чиновник подвергнется дисциплинарному взысканию.

Яков Хорошев: «Беловоротничковая преступность, безусловно, опасна…»
«Не подмажешь – не поедешь» и еще масса подобных народных высказываний, которые мудрыми не назовешь, к сожалению, бытует среди части населения. Трудно бороться с коррупцией, когда у людей такой менталитет. Тем не менее дело это необходимое, ведь медленно, но верно факты коррупции отдельных представителей власти дискредитирует авторитет государства в целом. О том, как сегодня идет борьба с коррупцией, мы беседуем с прокурором Алтайского края Яковом Хорошевым.
Яков Евгеньевич, в чем, на ваш взгляд, вред коррупции и как идет борьба
с этим злом?
– Это явление нельзя упрощать, как иногда, возможно, хочется обывателю. Привычка решать проблемы разного характера – от самых мелких до довольно серьезных – с помощью подкупа доводит до профанации очень важных для общества и государства процессов. Можно сказать, делает общество больным. Если говорить шире, коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости.
Она посягает на принципы государственного управления, моральные устои общества, затрудняет экономическое развитие, надлежащее и справедливое функционирование рыночной экономики. Может быть, это звучит громко, но такие выводы вполне соответствуют масштабам проблемы.
Не зря борьбе с этим злом уделяется внимание на международном уровне. К Конвенции ООН против коррупции – документ был подписан в декабре 2003 года – уже присоединились
172 государства. Россия ратифицировала Конвенцию 8 марта 2006 года. И сделано с тех пор действительно очень многое, причем не только в сфере наказания, но и в области возможностей предупредить и избежать последствий коррупции.

Насколько известно, «беловоротничковая преступность» совершенствуется.
Не отстает ли от этого процесса законодательство, меры борьбы с различными проявлениями «мздоимства» и «лихоимства»?
– Идет последовательная модернизация федерального и регионального законодательства.
Принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Антикоррупционные механизмы постоянно совершенствуются. Как и во всех субъектах в прокуратуре Алтайского края было создано принципиально новое подразделение – отдел по надзору за соблюдением законов в сфере противодействия коррупции. Его сотрудники назначаются приказом Генерального прокурора РФ после тщательного анализа профессиональных и личностных качеств. Они напрямую подчиняются только мне. Это в свою очередь исключает возможность какого бы то не было давления извне, позволяет более оперативно решать поставленные задачи. Кроме того, создан комитет Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции с широким кругом полномочий.
Президент страны утвердил уже пятый Национальный план противодействия коррупции.
Анализ показывает, что в сравнении с первыми этапами работы, ситуация заметно меняется
в лучшую сторону. Более чем в половине субъектов РФ органами исполнительной власти созданы и реализовываются соответствующие программы по вопросам противодействия коррупции. В течение последних нескольких лет в уголовное законодательство введен ряд новшеств. Установлена уголовная ответственность за коррупционные преступления в виде штрафа, равному кратности сумме взятки. Появились понятия «посредничество во взяточничестве» и «мелкое взяточничество».
Оговорены условия освобождения от уголовного наказания так называемых взяткодателей. Приняты нормы, отягощающие уголовное наказание людей, его не исполняющих. Штраф, например, может быть заменен на реальное лишение свободы. И этот перечень далеко не исчерпывающий.

Много говорится об уголовных коррупционных делах в отношении нечистых на руку чиновников, которые получают по приговорам судов довольно жесткие наказания. А как удается бороться с коррупционными проявлениями, которые случаются в интересах предприятия или организации?
– Одной из претензий к России со стороны международного сообщества было отсутствие ответственности за коррупционные проявления юридического лица. Эта часть понятия коррупции раскрывается у нас через административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 КоАП (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Еще в середине прошлого века в СССР административная ответственность в виде штрафа применялась к учреждениям, предприятиям и организациям. Теперь институт привлечения к административной ответственности юридического лица не только полностью признан, но и получил мощное развитие. Так, за совершение весомого числа административных правонарушений предусмотрена ответственность юридического лица, в том числе в виде штрафа, сумма которого начинается от 1 миллиона рублей. В прокуратуре края вопрос привлечения юридических лиц к административной ответственности находится на постоянном контроле. С 2014 по 2017 годы в крае к административной ответственности по данной статье привлечено 33 организации. В большинстве своем административные производства возбуждены по материалам уголовных дел.
Например, в 2014 году в отношении ООО «Энерго-эксперт» было возбуждено дело об административном правонарушении. Исполнительный директор общества предлагал денежное вознаграждение человеку, выполняющему организационно-распорядительные полномочия в коммерческой организации. Плату предлагал за действия в интересах своего предприятия.
По факту «заманчивого» предложения было возбуждено административное производство. Юридическое лицо оштрафовано на 1 миллион рублей. Одной из претензий к России со стороны международного сообщества было отсутствие ответственности за коррупционные проявления юридического лица. Эта часть понятия коррупции раскрывается у нас через административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 КоАП (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Рассматривая субъектный состав лиц, передающих от имени и в интересах организаций и предприятий денежное вознаграждение, необходимо отметить, что это, как правило, руководители и их заместители, в редких случаях кто-то другой. Это были с 2014 года по 2017 год – 27 директоров обществ, 4 заместителя директора, 1 учредитель, 3 главных инженера.
Денежное вознаграждение предлагалось за подписание актов о приемке выполненных работ, справок об их стоимости, а также осуществление расчетов, обеспечение оплаты, подписание мирового соглашения в суде, оказание содействия в согласовании договоров энергоснабжения, непривлечение к административной ответственности, обеспечение скорейшего возврата имущества – задержанных автомобилей; ненаправления информации о недостоверном декларировании грузов, непроведение проверок.

Имеет ли назначение таких штрафов какой-то профилактический эффект?
Ведь, как говорится, чужой пример – другим наука…
– На сайте прокуратуры Алтайского края и Алтайской торгово-промышленной палаты с 2014 года размещается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности.
О наличии подобного реестра представители бизнеса уведомлены 28 мая 2014 на заседании Общественного совета по защите субъектов малого и среднего бизнеса.
Для субъектов предпринимательства подготовлена памятка по вопросам противодействия коррупции, которая размещена на сайтах прокуратуры края и Алтайской торгово-промышленной палаты. Ведение подобного рода реестра имеет цель, предупредить заключение контрактов с представителями «нечестного» бизнеса, решающего возникающие проблемы посредством денежного вознаграждения. Реестр содержит сведения о наименованиях юридических лиц, дате привлечения к административной ответственности, размере наложенного штрафа. Если сравнить ситуацию по данному виду ответственности юридического лица с другим субъектом РФ, то могу отметить, что в Алтайском крае данный институт права работает довольно успешно.
Благодаря данной работе, а также освещению ее в средствах массовой информации повышается правовая грамотность в части антикоррупционного поведения как простых граждан, так и чиновников. Это позволяет предупредить то, с чем сегодня работают следственные и оперативные органы. Что само по себе уже значимый результат.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРАКТИКА
Пресечение коррупции.
Реальные истории
Уж лучше бы он выучил русский
Попытка решить проблему взяткой обернулась для «смекалистого» человека уголовной ответственностью и штрафом в 360 тысяч рублей.
Денежное предложение с последствиями
Прямо в День святого Валентина, 14 февраля 2017 года, в Центральном районе Барнаула был задержан мужчина, который настойчиво убеждал сотрудника УФСБ решить некоторые проблемы его знакомого. Не бесплатно, конечно. Содействие «хорошему человеку» взяткодатель оценивал
в 70 тысяч рублей.
Сотруднику госбезопасности, члену комиссии по признанию иностранцев и людей без гражданства носителями русского языка, всего-то нужно было замолвить словечко в пользу одного из иностранцев. Независимо от результатов экзамена. И тогда тот смог бы беспрепятственно получить российское гражданство в упрощенном порядке. По логике предприимчивого «посредника» получалось, что всем хорошо: одному – неожиданная прибавка к зарплате, другому – желаемый статус гражданина России…
Судя по всему, мужчина даже не сомневался, что от такого предложения кто-то вообще может отказаться. И его даже нисколько не насторожила реакция собеседника, не высказавшего никакой оценки выгодного предложения.


Содействие «хорошему человеку» взяткодатель оценивал в 70 тысяч рублей.

Сотрудник УФСБ рассказал: «Взяткодатель сам вышел на меня после того, как узнал, что работаю в органах по направлению противодействия незаконной миграции. Он планировал обрести коррупционные связи в миграционной службе, прокуратуре, видимо, и в ФСБ тоже, чтобы наладить, по сути, бизнес, связанный с легализацией иностранных граждан. Незаконный, безусловно». Но сделать это ему не удалось, было возбуждено уголовное дело, по которому теперь уже вынесен обвинительный приговор.
Хотел воспользоваться незнанием
В ходе расследования дела взяткодателя выяснились интересные подробности. Как рассказал «АП» следователь по особо важным делам краевого Следкома РФ Кирилл Тырышкин, фигурант достаточно подробно описал, как и почему его потянуло на «подвиги».
В январе 2017 года при разговоре со знакомым вдруг выяснилось, что тот является гражданином одной из стран СНГ. Однако уже долго живет в России, имеет здесь постоянный источник дохода и желает получить гражданство РФ.
Решив воспользоваться этой ситуацией, собеседник предложил помощь в получении желаемого в упрощенном порядке. За свои услуги по организации успешного прохождения собеседования на признание носителем русского языка он попросил вознаграждение в сумме 100 000 руб. На такое предложение претендент на российское гражданство ответил согласием. При этом посредник убеждал опекаемого, что все его действия будут носить совершенно законный характер.
На деле мужчине было очевидно, что претендент на российское гражданство, плохо пишущий на русском языке и не знающий историю и культуру России, своими силами не пройдет собеседование с членами комиссии. И тогда решил разобраться с проблемой другим способом.
По собственному признанию, мужчина надеялся во что бы то ни стало убедить представителя УФСБ оказать содействие в признании клиента носителем русского языка. При этом он посчитал, что в качестве взятки предложит 70 000 рублей, а оставшиеся 30 000 рублей оставит себе. Переданные сотруднику УФСБ 20 тысяч были его личными деньгами. Затраты взяткодатель намеревался компенсировать, в последующем получив деньги от клиента.

Обещал только подтянуть
Сам же претендент на гражданство в ходе следствия узнал о том, что вокруг него завертелась непростая история. Он стал свидетелем по делу. Мужчина сообщил, что живет в России постоянно с 2015 года, а с 26 декабря 2016-го имеет здесь вид на жительство. На территории РФ он занимается предпринимательской деятельностью и имеет постоянный источник дохода. У него возникло желание получить гражданство РФ.
В январе 2017 года при разговоре с ранее знакомым в Барнауле мужчина сообщил собеседнику о своих намерениях. Тот сразу заинтересовался и даже предложил помощь в получении гражданства РФ в упрощенном порядке. За свои услуги по организации успешного прохождения собеседования на признание носителем русского языка попросил вознаграждение. Предприниматель ответил согласием, сказав, что хорошо владеет русским языком (в разговорной речи), однако пишет с ошибками, а также не знает историю и культуру России. На это приверженец упрощенного способа получения гражданства сказал, что при таких обстоятельствах трудно самому пройти собеседование и нужно подтянуть знания. Оговоренную денежную сумму предприниматель должен был передать после того, как ему на руки будет выдано решение комиссии о признании его носителем
русского языка.
Однако эффект оказался для опекаемого совсем неожиданным.

По заслугам
Рассмотрев дело взяткодателя, суд признал его виновным, взыскав 360 тысяч рублей.
По законодательству дача взятки наказывается штрафом, в несколько раз превышающим ее сумму. Так что в этом случае хитрость вышла предприимчивому мужчине боком – вместо дохода получил убытки.
А по мнению сотрудника УФСБ по краю, который вывел взяткодателя на чистую воду, вред коррупции огромен. Общество это явление разлагает. Человек начинает думать, что абсолютно все можно решить за любые деньги, что, имея определенную сумму в кармане, можно попирать основы нашего государства, законы и нормы. Не только с юридической точки зрения, но и с моральной.

Бывший главврач Смоленской ЦРБ ответит
в суде за поборы с подчиненных
Второй отдел по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по краю завершил расследование уголовного дела в отношении экс-главврача Смоленской центральной районной больницы. Она ответит в суде по статьям за превышение должностных полномочий и получение взятки, совершенное с вымогательством, в значительном размере. Как сообщили в краевом Следственном комитете, бывшему главврачу медучреждения инкриминируется два эпизода взяток.
В ходе предварительного следствия было установлено, что в 2015 году она требовала от двух своих подчиненных денег, а в случае отказа угрожала сотрудникам дисциплинарными взысканиями и даже увольнением с работы. – В общей сложности частями она получила
90 тысяч рублей, – пояснили корреспонденту «АП» в СУ СК РФ по краю. – Кроме того, установлено, что обвиняемая с мая 2013 по январь 2015 года принуждала других подчиненных к передаче ей ежемесячно части законно причитавшихся им денег, выплачиваемых учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности по оказанию платных медицинских услуг. За два года поборов накопилась значительная сумма – около 270 тысяч рублей. Полученными от противоправных действий деньгами она распорядилась по своему усмотрению.
Несмотря на активную защитную позицию обвиняемой, следствию удалось собрать достаточную доказательственную базу, свидетельствующую о совершении должностных преступлений. Уголовное дело с утверждённым обвинительным заключением было направлено в суд для рассмотрения по существу. Судебного разбирательства бывший главврач дожидается под стражей в следственном изоляторе, хотя своей вины не признает. И это дело – далеко не первое коррупционное, расследуемое в текущем году в сфере здравоохранения.
24 июля СУ СК РФ по краю сообщило о возбуждении уголовного дела по факту использования труда постояльцев психоневрологического интерната в Первомайском районе. По данным следствия, с 2015 по 2017 год сотрудник медучреждения заставлял пациентов проводить строительно-ремонтные и хозяйственные работы на принадлежащих ему приусадебных участках и в административных зданиях. Сейчас проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств должностного преступления.


Евгений Долгалев: «Пока не изменится психология, коррупцию не одолеть…»
Руководитель краевого управления Следственного комитета Евгений Долгалев в интервью «Алтайской правде» сообщил, что за девять месяцев 2017 года в крае перед судом предстали 8 сотрудников МВД, 3 члена избирательной комиссии, 4 – органов местного самоуправления, 5 – системы здравоохранения, 1 – системы образования. Кроме того, в суд направлены уголовные дела в отношении 47 граждан по обвинению в даче взятки и посредничестве во взяточничестве.
Среди тех дел, которые были расследованы и завершились обвинительным приговором, руководитель следственного управления СКР по Алтайскому краю назвал уголовное дело
в отношении бывшего начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МУ МВД России «Бийское».
Бывший полицейский признан виновным в получении взяток за положительные оценки за экзамены на право управления транспортом. С февраля по май 2016 года Сафронов систематически получал через посредников взятки от желающих успешно сдать экзамены на право управления транспортными средствами. При этом он давал своим подчиненным указания о выставлении в их экзаменационные листы положительных оценок за теоретический и практические экзамены.

Справка
За 9 месяцев 2017 года в следственное управление СКР по Алтайскому краю поступило 189 сообщений о преступлениях коррупционной направленности. Было возбуждено 122 уголовных дела, в суд направлено 76. В основном преступления коррупционной направленности, как и в прошлых периодах, совершались в правоохранительной сфере, в сфере образования и здравоохранения.
Это делалось вне зависимости от их фактических итогов, в том числе и при отрицательном результате сдачи. Размер взятки зависел от количества оценок за экзамены, требуемых к выставлению, и варьировался от 5 до 20 тысяч рублей. В мае 2016 года такие действия полицейского были пресечены сотрудниками Управления ФСБ России по Алтайскому краю. В общей сложности в ходе следствия была доказана причастность мужчины к 30 эпизодам получения взятки и 25 фактам превышения должностных полномочий. Суд назначил Сафронову 6 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима с выплатой штрафа в размере 160 тысяч рублей. Кроме того, он лишен специального звания и ему запрещено 3 года занимать должности, связанные с выполнением функции представителя власти.
Также было упомянуто уголовное дело в отношении главы администрации Волчихинского района Евгения Агафонова и местного предпринимателя Дмитрия Горбова, признанных виновными во взяточничестве. 15 июня 2015 года Горбов, выступая посредником при получении взятки по поручению главы администрации Волчихинского района Агафонова, получил от предпринимателя
500 тысяч рублей.
Это была плата за заключение мирового соглашения по ранее поданному администрацией района в суд исковому заявлению о возмещении материального ущерба, причиненного вырубкой лесных насаждений. В этот же день посредник передал часть денег – 300 тысяч рублей главе администрации района. Обвиняемые были задержаны на месте преступления. Суд назначил им наказание в виде штрафа: Агафонову в размере 3,5 миллиона рублей, Горбову – 1,5 миллиона рублей.

Борьба с мздоимством порой напоминает бой с неким спрутом. Отрубили ему щупальца –
и тут же вырастают новые… Предстанут одни перед судом, получат наказание. А следом уже новые привлекаются к уголовной ответственности. Почему и как это происходит, мы беседуем сегодня с руководителем следственного управления Следственного комитета РФ по краю
Евгением Долгалевым.
Евгений Геннадьевич, именно ваша служба отправляет на скамью подсудимых мздоимцев, ведет борьбу с коррупцией. Как сегодня идет этот процесс?
– Борьба с коррупцией – широкое понятие. Мы часть системы, которая занимается этим.
Делаем свою работу, контактируя с коллегами из оперативных служб: ФСБ, МВД. Прокуратура также направляет нам материалы.
С нашей точки зрения, все идет как должно. Периодически те или иные коррупционеры задерживаются, привлекаются к уголовной ответственности.
Многое определяет воля законодателя. В чем-то меняются подходы, требования. У нас, например, «забрали» недавно из подследственности мелкую взятку. Сейчас такие преступления расследуют дознаватели МВД. К нам такие дела теперь попадают редко.

Говорят, «беловоротничковая преступность» совершается в первую очередь в мыслях. Можете ли вы согласиться с этим утверждением?
– К сожалению, бытовая коррупция не считается чем-то предосудительным в бытовом сознании. Этим часто пользуются мошенники. Ведь известны же случаи, когда ночью кто-то звонит пожилым людям, говорит, что их родственник попал в беду, нужно срочно 50, 100 тысяч рублей для решения вопросов. И ведь граждане готовы отдать деньги, потому что верят: взятка может все решить.
Как ни странно, такое считается естественным. Получается, ночью разбуди – они готовы взятку дать. До правовой культуры и торжества здравомыслия еще далеко. Вот и некоторые должностные лица, зная эту психологию, пытаются на ней нажиться. Поэтому, конечно, согласен: коррупционные преступления – это последствия неких умозаключений.

На ваш взгляд, в чем, собственно, вред такого явления, как коррупция?
– В том, что нарушается нормальное развитие событий. Представьте такую ситуацию. К чиновнику обращаются два просителя по одному и тому же вопросу. Один дает деньги, и должностное лицо принимает решение в его пользу. Ведь что происходит. Все с ног на голову ставится. Здесь становится основанием не закон, как это должно быть, а чья-то платежеспособность.
Или что касается студентов. Какой стимул им учиться, чтобы получить знания, если за мелкую взятку – те же 500 рублей – можно получить отметку о сданном зачете или экзамене. А в итоге обладателя диплома о высшем образовании нельзя считать специалистом. Разве не колоссален вред для общества и государства?

Примерно десять лет назад правоохранители выявляли чаще коррупционеров в основном среди чиновников мелкого звена, преподавателей, медиков. Теперь ситуация изменилась – есть осужденные чиновники высшего звена. Усовершенствовался механизм выявления или раньше люди из таких структур были честнее?
– К сожалению, взяток гораздо больше, чем попадает в поле зрения правоохранителей, как тогда, так и сейчас.
Что касается врачей и преподавателей, то не все здесь так, как кажется обывателю. Как правило, массовый характер носит мздоимство лишь некоторых отдельных представителей этих профессий. 30 взяток одного преподавателя – это уже 30 преступлений. Поэтому создается впечатление, что много коррупционеров в тех структурах. На деле фигурантов можно по головам пересчитать, но эпизодов в их незаконной деятельности много.

Есть преступления, отличающиеся особым цинизмом, на мой взгляд. Например, директор социального учреждения «Журавлики», работавшего с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, осужден за коррупционные проявления. Почему мздоимцы покушаются на святое?
– Вы считаете, что это преступление особое, потому что совершалось в детском учреждении? Так оно не единственное.
Сейчас расследуется уголовное дело в отношении директора комбината школьного питания Рубцовска. С 2013 по 2015 год директор комбината и его главный бухгалтер незаконно получили от представителей двух барнаульских фирм более 250 тысяч рублей. Так они оценили «услуги», входившие, вообще-то, в их служебные полномочия. С одним нюансом – фирмы, заплатившие деньги, могли рассчитывать на заключение договоров поставки продуктов питания и перечисление оплаты в безналичной форме за поставленные на комбинат товары без конкуренции.
А с 2012 по 2017 год директор МУПа получила лично и через посредника от индивидуального предпринимателя различными частями взятку – более 175 тысяч рублей. Так же за действия, входящие в ее служебные полномочия и в пользу предпринимателя.
Моральных препятствий для таких людей не существует. Берут там, где работают…

– Какие дела, из последних направленных в суд, можно считать, по вашему мнению, наиболее успешными в плане расследования?
– В отношении бывшего сотрудника Государственной инспекции Алтайского края. Он обвиняется в получении взяток при осуществлении государственного строительного надзора. Кроме того, посредничество во взяточничестве инкриминируется его знакомому.
С октября 2015 года по декабрь 2016 года при осуществлении надзора за строительством
и реконструкцией объектов электросетевого комплекса, административных зданий и жилого дома в городах и районах края чиновник получал от представителей фирм взятки от 40 до
400 тысяч рублей. Брал как лично, так и через своего знакомого.
Деньги играли для надзирающего ключевую роль при проведении проверок. За мзду выдавались положительные заключения на ввод объектов недвижимости в эксплуатацию. Люди, ведущие строительство с нарушениями, не привлекались к административной ответственности. Общая сумма взяток составила 1 миллион 340 тысяч рублей. В декабре 2016 года мздоимцы были задержаны с поличным. Следствие выявило 8 эпизодов противоправной деятельности сотрудника Государственной инспекции и 6 – его посредника. Уголовное дело рассматривается в суде.
Считаю, качественно проведено расследование в отношении бывшего начальника следственного управления УМВД России по Барнаулу Андрея Арестова и его подельника Валерия Селиванова. Суд признал их виновными во взяточничестве.
Арестов неоднократно выдвигал требования предпринимателю передать ему взятки на 2 миллиона 200 тысяч рублей за отмену ареста на имущество. А также обещал прекратить и в последующем не возобновлять предварительное следствие по уголовному делу о мошенничестве, находящемуся в производстве подчиненных ему следователей. Договорился со своим знакомым Селивановым о посредничестве в получении взяток.
Полицейский получал их различными частями с мая 2016 года по январь 2017 года. И был задержан сотрудниками Управления ФСБ России по краю. По приговору суда получил 8 лет 6 месяцев, Селиванов – 3 года 6 месяцев колонии строгого режима.
В качестве примера могу также привести дело в отношении бывшего директора государственного унитарного предприятия «Алтайстройзаказчик» Вадима Золотарева и его пособника – директора открытого акционерного общества «Ключевской элеватор» Юрия Титова. Оба признаны виновными в хищении денег в особо крупных размерах.
В 2013 – 2014 годах Вадим Золотарев, действуя в рамках заключенного муниципального контракта и выполняя по нему функции заказчика-застройщика на объекте по строительству и благоустройству микрорайона в селе Ключи Ключевского района, пошел на преступление. Он дал подчиненным указание составить подложные документы и заявки на финансирование за работы, которые фактически муниципальному заказчику не оказывались. Краевому бюджету причинен ущерб – более 1 миллиона рублей.
Кроме того, Золотарев обвиняется в хищении денег Главного управления сельского хозяйства края и администрации района при пособничестве бывшего генерального директора акционерного общества «Ключевской элеватор» Юрия Титова в особо крупном размере.
Были составлены не соответствовавшие действительности акты и справки с явным завышением объемов, видов и стоимости выполненных работ, которые в действительности на объекте не выполнялись. Но документы представили к оплате. В итоге ущерб федеральному бюджету составил 45 млн рублей.
Неблаговидные дела были выявлены сотрудниками Управления ФСБ России по краю, суд назначил Вадиму Золотареву 5 лет 6 месяцев колонии, Юрию Титову – аналогичное наказание сроком 4 года. Кроме того, суд обязал их солидарно возместить причиненный ущерб.
Примеров можно приводить еще много.


Как в Алтайском крае борются с коррупцией
9 декабря отмечался Международный день борьбы с коррупцией. Начальник отдела прокуратуры Алтайского края Виталий Овсянников рассказал, как шла борьба с коррупцией в этом году.
За 9 месяцев выявлено более 1300 нарушений антикоррупционного законодательства, для устранения которых органами прокуратуры края внесено более 1000 актов реагирования. В итоге к дисциплинарной ответственности привлечено более 200 виновных лиц, административные наказания назначены 20 лицам.
«Большинство по-прежнему ассоциируют борьбу с коррупцией, прежде всего, с выявлением каких-то крупных преступлений – например, получением значительных взяток крупными чиновниками, – сказал Виталий Овсянников. – На самом деле такие дела – лишь небольшая часть огромного пласта мероприятий по противодействию коррупции. Часто меры носят превентивный, предупредительный характер. Большая часть выявленных нарушений касается представления чиновниками различного уровня недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушения ими установленных обязанностей, запретов и ограничений. Также выявлялись нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами и государственным имуществом».
Тем не менее, в 2018 году отмечается рост числа выявленных фактов крупного взяточничества. Задержан при получении взятки в особо крупном размере руководитель одного из оперативных подразделений ГУ МВД края, выявлены многочисленные факты получения взяток от предпринимателей одним из руководителей крупного оборонного предприятия края, осужден за дачу взятки судебному приставу-исполнителю совладелец одного акционерных обществ. На стадии окончания уголовные дела в отношении ряда должностных лиц. Есть и другие, яркие примеры пресеченных коррупционных проявлений. В этом году уволен за утрату доверия начальник отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству управления лесами. Этот государственный служащий подписывал акты приемки работ по тушению лесных пожаров и пожарной безопасности в лесах коммерческому обществу. Его руководителем и собственником является супруга бывшего теперь чиновника. На деле такие работы не выполнялись. Кроме того, в последнее время одним из наиболее актуальных и эффективных средств борьбы с коррупцией является привлечение к административной ответственности юридических лиц - фирм, организаций и учреждений - по статье 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За дачу незаконного вознаграждения от имени и в интересах юридического лица с назначением существенных по размерам штрафов. Так, в августе к административной ответственности с наложением штрафа в размере 10 млн рублей привлечено одно из акционерных обществ. Его представитель, желая добиться отказа от заявленного, передал коммерческий подкуп в размере 2 млн руб. С начала года возбуждено 7 таких дел об административных правонарушениях. Мировые судьи назначили штрафы на более чем 12 миллионов рублей. Но, несмотря на все эти меры, коррупция продолжает оставаться серьезной проблемой.

Честность начинается с декларации
Подведены итоги декларационной кампании 2018 года. Прозрачность доходов, своевременность представления сведений о них, тщательный анализ и проверка – один из важных механизмов в профилактике коррупционных правонарушений. О том, как проходила кампания, мы сегодня беседуем с начальником отдела Департамента администрации губернатора и Правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности Оксаной Киселевой.
Насколько декларационная кампания масштабна в нашем регионе?
– Численность гражданских служащих, представляющих сведения о доходах, в крае высокая. Количество деклараций выросло после того, как была проведена оценка всех полномочий служащих. Делалось это для выявления коррупционных рисков по максимуму. Также в органах местного самоуправления края более 5 тысяч муниципальных служащих отчитываются о своих доходах.
И как часто представленные сведения о доходах оцениваются как недостоверные?
– Такие случаи есть, но их не много. Из всей массы деклараций выявлено порядка 50, дающих основание полагать, что служащими представлены неполные либо недостоверные сведения. Руководителям органов исполнительной власти рекомендовано уточнить у служащих эти моменты, проанализировать полученную информацию. Если предположения подтвердятся, это приведет к антикоррупционным проверкам.
Какие нарушения допускаются чаще всего?
– Самая распространенная ошибка – не все служащие указывают доход от вкладов в банках и других кредитных организациях. Необходимо отражать общую сумму доходов, начисленных в отчетном периоде в виде процентов по любым вкладам в банках, вне зависимости от их вида и валюты. Об этом, к сожалению, некоторые служащие забывают. Как, впрочем, и о кредитных счетах. Для получения достоверных сведений о дате открытия счетов и остатках денежных средств на них следует обращаться в банк или соответствующую кредитную организацию. Иногда встречаются случаи, когда в доходах не отражены средства от продажи автомобилей либо полученные в дар от родственников на приобретение имущества. Ряд депутатов в этом году не отразили сведения о доходах от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, не указали сведения о документах, являющихся основанием для приобретения права собственности на недвижимое имущество (договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда и т. д.). Не отражают жилые помещения и земельные участки, находящиеся в пользовании членов семьи, на которые у них нет права собственности. И все же за 2017 год большинство гражданских служащих представили справки о доходах без замечаний. Это говорит о том, что профилактические мероприятия, которые мы проводили, были эффективны. Ответственность гражданских служащих за представленные сведения о доходах повышается.
Насколько серьезные последствия наступают для тех служащих, которые небрежно или легкомысленно относятся к необходимости представить сведения о доходах?
– По всем фактам представления недостоверных или неполных сведений о доходах проводятся проверки, по результатам которых к ряду служащих применяются меры юридической ответственности. Например, для депутатов органов местного самоуправления, которые не представили сведения о доходах, законодательством предусмотрено досрочное сложение полномочий. К сожалению, таких немало – 221 депутат за 2017 год не представил сведения губернатору Алтайского края. Информация в отношении их была направлена в краевую прокуратуру. В отношении более 30 депутатов были прекращены полномочия. В период декларационной кампании более 40 депутатов сложили их по собственной инициативе. Это довольно серьезные последствия. Ведь досрочное прекращение полномочий депутатами может привести к роспуску представительного органа местного самоуправления ввиду отсутствия его правомочности. Это приведет к дестабилизации работы в поселении. В следующую декларационную кампанию мы планируем провести ряд мероприятий по повышению качества заполнения справок о доходах, особенно у сельских депутатов. А также по организации представления справок из районов в Департамент по обеспечению региональной безопасности. И здесь важна заинтересованность глав городов и районов края, руководителей представительных органов местного самоуправления, поскольку во многом от их активности зависит, как все будет организовано на местах.
А насколько сложно заполнять декларацию? Может быть, кто-то допускает ошибки из-за того, что не очень понимает, как и что нужно правильно оформлять в документе?
– В октябре 2018 года в Закон Алтайского края от 03.06.2010 № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае» внесены поправки, которыми установлена обязанность сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представлять в виде справки по форме, утвержденной президентом РФ. Она заполняется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК». Оно довольно простое в использовании. Одно из его преимуществ заключается в сохранении информации. Это позволяет пользователю лишь обновить соответствующие графы разделов за новый отчетный период. В случае ошибки при заполнении появляется подсказка с ее описанием. Кроме того, есть Методические рекомендации по заполнению справок о доходах, которые Минтруд России ежегодно обновляет. Там разъясняются ситуации по заполнению каждого раздела справки, то есть где и что необходимо указывать. Установочный файл размещен на Федеральном портале госслужбы и управленческих кадров, раздел «Противодействие коррупции», «СПО Справки БК», по адресу: gossluzhba.gov.ru/page/index/spravki_bk. Там же размещены файлы «Описание специального программного обеспечения», «Инструкция о порядке заполнения справок о доходах». Так что никаких особых сложностей в этом нет.
Справка
За 2016 год примерно 1700 человек представили сведения о своих доходах, а также доходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. В 2018 году за отчетный 2017 год – более 2200.
ПРОФИЛАКТИКА
Профилактика в действии. Как возмещается вред, причиненный коррупционными преступлениями
Возместить причиненный государству коррупционными правонарушениями вред очень важно. Как и устранить предпосылки, создающие возможность таких проявлений (запрет распространения информации, оценка законности правовых актов, выполнение установленных антикоррупционным законодательством запретов, ограничений
и обязанностей должностными лицами государственных и муниципальных органов и т. д.). Об этом рассказала «Алтайской правде» начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края Татьяна Сивидова-Абкарян.
По ее словам, работа в этом направлении ведется постоянно. Всего в первом полугодии 2017-го прокуроры предъявили в суды свыше 90 исков, в том числе о возмещении ущерба государству или признании информации запрещенной к распространению (например, статьи в интернет-изданиях о способах дачи взяток). Также выдвинуты требования к органам местного самоуправления о возложении обязанности разместить информацию о деятельности муниципального образования в интернете. 17 исков – прокурорами Целинного и Табунского района, все удовлетворены. О прекращении депутатских полномочий подавалось пять исков.
Возмещая причиненный государству проявлениями коррупции ущерб, прокуроры предъявили в суды 15 исков на 7 650 тыс. руб. Рассмотрено 12. Удовлетворено на
2 млн 451 тыс. рублей. Один иск – на 70 тыс. руб. погашен ответчиком добровольно. Основанием для исков стали материалы уголовных дел и проверок. К примеру, предъявлено шесть исков, при наличии вступивших в законную силу обвинительных приговоров судов, об обращении в доход государства полученных в виде взяток денег на 1 млн 339 тыс. руб.
Так, в июле этого года Балашихинским городским судом Московской области удовлетворен иск прокурора Октябрьского района Барнаула в интересах РФ к бывшему государственному инспектору отдела по надзору за электроустановками энергоснабжающих организаций и потребителей Алтайского межрегионального управления. Взысканы деньги, полученные в качестве взяток – 132 тысяч. Что касается депутатов, то несоблюдение антикоррупционного законодательства может повлечь прекращение их полномочий.
Например, прокурор Тогульского района обратился в суд в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к местному районному Совету депутатов Алтайского края шестого созыва о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата. В соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» депутаты представительного органа муниципального образования обязаны представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о финансовом состоянии супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Выяснилось, что депутат Тогульского районного Совета депутатов шестого созыва нарушил требования закона, что стало основанием для досрочного прекращения его полномочий.
Однако вопрос по такому поводу на повестку заседаний представительного органа не выносился и не рассматривался, было отклонено соответствующее представление прокурора района. Теперь вступившим в законную силу решением Тогульского районного суда административный иск прокурора удовлетворен. Полномочия депутата прекращены. С аналогичными исками обращались прокуроры Быстроистокского, Красногорского, Локтевского районов. Все они рассмотрены.
Суды признали законность требований прокуроров.

Это подарок или взятка?
Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы. Поставлены новые задачи. Поручено обеспечить совершенствование антикоррупционной системы запретов, ограничений и требований, повысить эффективность механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, контроля за расходами. Уделено внимание популяризации в обществе антикоррупционных стандартов и развитию общественного правосознания.
По единой методике
Как отметил врио начальника Департамента администрации губернатора и Правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности Владимир Тарасов, на протяжении полутора лет органы государственной власти края реализуют комплекс мероприятий государственной программы «Противодействие коррупции в Алтайском крае» на 2017 – 2021 годы. Принимать меры по профилактике коррупции обязаны все органы государственной власти, когда выстраивают свою работу. Она позволяет обеспечить тесное взаимодействие субъектов антикоррупционной деятельности, последовательность принимаемых мер, оценить их эффективность, проконтролировать результаты. В ближайшее время программа будет скорректирована в соответствии с новыми задачами.
Как относится население
Что касается госпрограммы противодействия коррупции в Алтайском крае, то что намечалось, выполнено в полном объеме. Участниками программы реализован весь комплекс мероприятий, индикаторы эффективности реализации мероприятий достигнуты. Да и итоги первого полугодия 2018 года не оставляют тревожных опасений, что в какой-то части программу не удастся реализовать. Необходимо отметить, что значительная работа проделана Прокуратурой Алтайского края, управлением Минюста России по Алтайскому краю, Министерством юстиции Алтайского края, правовым департаментом администрации губернатора и Правительства Алтайского края. Эти меры направлены на повышение эффективности программных мероприятий. Одной из важнейших задач сегодня стало формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению с помощью СМИ, институтов гражданского общества.
«На первом этапе реализации региональной государственной программы по противодействию коррупции основное внимание было уделено именно задаче по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, по вовлечению средств массовой информации, институтов гражданского общества в процесс противодействия коррупции. О степени информированности граждан о принимаемых мерах органами власти по профилактике коррупции говорят результаты социологического исследования, проведенного в рамках государственной программы
в 2017 году, – сказал Владимир Тарасов. – Результаты социологического исследования, которое проводилось в 4 городах и 12 муниципальных районах, подтвердили в основном имеющиеся у нас представления об отношении к коррупции населения Алтайского края. Часть опрошенных убеждена, что подарки, деньги, услуги должностным лицам за какое-то действие или бездействие в любом случае негативное явление для общества. Но больше половины, а именно 54 с лишним процента респондентов, считают, что это нормальное явление. Они высказали мнение, что если вымогают – это взятка, если намекают – это взятка.
А если для решения какого-то вопроса сам проситель принес деньги, подарки, оказал какие-то услуги, то это нормальное явление… Но такие размышления – глубокое заблуждение. Результаты исследования говорят о том, что нам предстоит решить немало задач в целом по повышению эффективности работы в данном направлении и особенно доверия населения к органам власти».
Повышение правовой и юридической грамотности, информирование населения сегодня приобретают особое значение. В то же время обнадеживает то, что антикоррупционные меры вызывают у жителей края в большей степени положительный отклик. Более 70 процентов опрошенных представителей различных слоев населения и более 50 процентов тех, кто работает в бизнесе, высказались в поддержку антикоррупционных государственных мер. В то же время лишь чуть более 36 процентов опрошенных такие меры считают достаточными. Есть о чем задуматься и над чем поработать.
Не только информировать, но и анализировать
В прошлом году и в первом полугодии нынешнего антикоррупционное воспитание населения велось через институты гражданского общества и средства массовой информации. Благодаря программе была оказана на конкурсной основе финансовая поддержка некоммерческим организациям края для участия в антикоррупционной деятельности. Мероприятия проходили не только в Барнауле, но и во многих муниципальных образованиях края. В них участвовало много молодежи, школьники. Алтайская краевая общественная организация «Поддержка общественных инициатив» во время встреч со студентами, представителями некоммерческих организаций провела опрос по понятию коррупции, проинформировала об истории явления в России. Мероприятие по популяризации антикоррупционных мер завершилось краевой конференцией на базе АлтГТУ. Действовали интерактивные площадки. В СМИ был проведен конкурс по антикоррупционной тематике. Это позволило донести до жителей края нужную информацию. Сейчас обозначен курс на публикацию информационно-аналитических антикоррупционных материалов. Особое внимание, кроме всего прочего, уделяется профилактике коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе Алтайского края, предотвращению и урегулированию конфликта интересов. А также мероприятиям в сферах деятельности, наиболее подверженных коррупционным рискам. Неукоснительное соблюдение требований законодательства требуется независимо от занимаемых должностей.
МОЛОДЕЖЬ – ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
Устами младенца.
В Алтайском крае дети осуждают коррупцию
«Помните, взрослые дяди и тёти, если вы взятки берёте, даёте, будучи дома иль на работе, от наказания вы не уйдете!», написал 10-летний Захар Здобнин – участник Всероссийского конкурса детско-юношеского стихотворения и рисунка антикоррупционной направленности, который прошел в УФСИН России по Алтайскому краю.
Немного шуточные, в то же время вполне серьезные стихи, в которых дети – всего 40 человек –выразили свои мысли о вреде коррупции, а весьма выразительные рисунки оценивало компетентное жюри. Работы были представлены в двух возрастных категориях от 8 до 12 лет и от 13 до 17 лет. Основные критерии: оригинальность идеи, самостоятельность ребенка и степень выразительности. В результате определили шесть наиболее интересных работ. В категории от 8 до 12 лет первое место занял Денис Рякшин, второе место – Елизавета Исаева, третье – Юлия Ащеулова. Среди участников от 13 до 17 лет первое место заняла работа Ивана Лаптева. Анастасия Кочугова стала второй. Третье место досталось Ольге Боклыковой.

Победители и призеры конкурса были награждены дипломами и сертификатами в детские магазины. Работы победителей и призеров первого этапа конкурса примут участие в финале,
который пройдет во ФСИН России. Мы предлагаем стихи и рисунки участников конкурса
читателям «Алтайской правды».


Иван Лаптев, 11 лет.

Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
Будем жить мы хорошо,
Иль все время плохо?
Подзадумался отец;
Как ответить сыну?
Молча взял карандаши,
Нарисовал картину…
Посередине ветхий дом – дедово наследство,
Чуть подальше особняк – строят по соседству.
Рядом с нашим вот сарай, маленькая баня.
У соседей есть бассейн –
Крутой же дядя Ваня.
Вот и крохотный гараж для велосипеда,
И стальной в два этажа
У нашего соседа.
20 соток в огороде
Засажено картошкой,
У соседа в розах всё
И травы немножко…
Тут сломался карандаш,
Папа рассердился,
А стоявший рядом сын
Сильно удивился.
Да, сынок, ответ один:
В современном мире
Тот живет, кто воровей
И мишень не в тире.
Махинации, малыш, взятки и презенты…
Льстят друг другу подлецы,
Дарят комплименты.
Но а мы то, пап, а мы?
Мальчику неймется.
А мы, сын, будем честно жить
И жизнь нам улыбнется!



Исаева Елизавета

Ох, товарищи, друзья,
Так дальше жить просто нельзя,
В стране коррупции рассвет,
Какой не видел белый свет.
Сейчас немного расскажу,
На примерах покажу.
За рождение ребенка,
Чтоб прошло всё без проблем,
Положи врачу конвертик –
Будет он доволен всем.
Путевку в садик ты не жди,
Беги заведующей плати.
Коль в институт решил идти,
На попе ровно не сиди –
К декану прямиком ступай
И ему на лапу дай.
Себе работу не найдешь,
Пока конверт не принесёшь;
А если в жизни так случилось, и ты законом пренебрег,
Ты, дружок, не жди развязки,
Доставай свой кошелёк.
У нас в стране ведь как бывает?
Недаром люди говорят:
Кто украл козу – сажают
Кто миллионы – пожурят.
И так всю жизнь мы платим, платим,
Доколи нам еще терпеть?
Пора, народ, поставить точку
И взяточников не жалеть.
С коррупцией бороться жёстко
Мы обещаем вам, друзья.
Пока в стране бардак творится
Спокойно людям жить нельзя!!!


Юлия Ащеулова, 10 лет

Нужно взятки не давать,
Будет нечего и брать!
И коррупцию тогда
Победим мы навсегда!

Денис Рякшин, 11 лет

О коррупции я знаю
Очень мало, что, о чем.
Мама с папой рассказали,
Что карается мечом?
Если ты за деньги будешь
Плохим дядям помогать,
Или если ты захочешь
Про бандитов промолчать…
В общем, стало мне понятно –
С этим лучше не играть,
И коррупцию плохую
Поскорее вам прогнать!!!


Анастасия Кочугова, 13 лет

Вчера он сидел за столом ресторана,
Был весел, доволен, пил вино из стакана.
И чтоб удовольствий побольше сменить,
Он взяткой решил свой доход изменить.
Сейчас он не весел и хочет домой,
Где ужин приятный с любимой женой.
Там нету решеток, подъема, отбоя,
Там люди не знают, тюрьма что такое.
С такими как он, нам не по пути.
Ведь с честностью нужно по жизни идти.
И если преступником стал, то тогда
Доброе имя не вернуть никогда.

Здобнин Захар, 10 лет

Депутаты и министры,
Медики и программисты,
Все лица при исполнении,
Не пользуйтесь своим положением!
Почему нельзя давать взятку?
У алтайских студентов есть своя позиция
Серьезной получилась дискуссия по поводу антикоррупционного поведения на мероприятии, которое провела краевая организация «Поддержка общественных инициатив». Оно прошло в Алтайском государственном техническом университете.
Сначала с помощью карточек зеленого и красного цветов студенты ответили на несколько вопросов. Блиц-опрос на конкретных примерах показал, что не всякую коррупционную ситуацию молодые люди трактуют как таковую. И если, например, по поводу должностного лица, получившего взятку, коррупция это или нет, подавляющее большинство в аудитории сигнализировало «да», то относительно других ситуаций все вышло не так однозначно. Это касалось, кроме прочего, подарков врачам, успешного и очень быстрого продвижения по службе «блатных» (состоящих в родстве) подчиненных. Многие из собравшихся не были абсолютно уверены в том, что и такие проявления человеческих взаимоотношений на предприятиях, организациях и властных структурах точно такая же коррупция.
Председатель правления организации Светлана Чуракова рассказала собравшимся – в аудитории было 70 студентов третьего и пятого курса экономического факультета – о том, что такое собственно коррупция, об истории развития этого пагубного явления в России и за рубежом. Какую уголовную ответственность по закону несут те, кто берут или дают взятки, их посредники. Особо отметила Светлана Чуракова то, что любой человек своими поступками и действиями может внести вклад в борьбу с коррупцией.
От жизненной и гражданской позиции каждого человека зависит, будет ли у нас в стране сильное гражданского общество. И это не громкие слова - для того, чтобы минимизировать коррупционные проявления, каждому необходимо начинать с себя. Не включаться
в систему – «не подмажешь, не проедешь» – и тогда мир станет морально чище и честнее.
Судя по репликам из зала, кому-то из студентов уже приходилось сталкиваться с неприятными проявлениями коррупции. Юноши и девушки задавали каверзные вопросы. Но каждый из них все-таки признавал, что бороться с проявлениями мздоимства и лихоимства просто необходимо на всех уровнях.
На встрече присутствовала начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента администрации губернатора и правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности Оксана Киселева. Она рассказала о целях и задачах государственной программы «Противодействие коррупции в Алтайском крае» на 2017-2021 годы. Также сообщила о принимаемых мерах по противодействию коррупции, о деятельности департамента, на который возложены функции органа по профилактике коррупционных и других правонарушений. Встреча прошла в рамках социально значимого проекта «Антикоррупционная работа с участием граждан». Он реализуется на средства гранта губернатора Алтайского края.
Такое же мероприятие прошло с участием членов краевой общественной организации «Вместе против рака» и ее активными сторонниками. Всего запланировано еще четыре встречи в различных организациях и учебных заведениях. Участники мероприятий также посмотрели фильм
«Мой край начинается с меня», созданный алтайскими кинематографистами в 2017 году.
Реализация проекта продолжается. Впереди – фокус-группы по выявлению форм и методов работы с гражданами по повышению доверия к органам власти, а также конкурс проектных идей, акций и мероприятий «Я знаю, как лучше», направленных на информирование населения о системе антикоррупционных мер.
ВОПРОС – ОТВЕТ
«Часто сегодня можно слышать о том, что одних людей наказывают в уголовном порядке за то, что они берут взятки. А других – за то, что они дают. Но иногда почему-то взяткодателей и вовсе освобождают от ответственности. В чем здесь загвоздка в плане законодательства? Сергей Н., Новичихинский район»
На этот вопрос отвечает начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края Татьяна Сивидова-Абкарян:
– В народном сознании российских граждан взяточничество, как наиболее распространенная форма коррупции, издавна ассоциируется с «мздоимством».
Это поборы государственного служащего или благодарность ему за то, что он и без этой благодарности обязан делать в силу своих служебных обязанностей. Есть и понятие «лихоимства» – за злоупотребление чиновником своей властью.

Татьяна
Сивидова-Абкарян
Законодательное определение понятия взятки и ответственности за ее вымогательство, получение, дачу и посредничество в ее передаче дает Уголовный Кодекс РФ. Статья 290 Кодекса определяет, что такое взятка. Это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде оказания ему услуг имущественного характера незаконно. Предусматривается наказание за предоставление имущественных прав за действие или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им людей, входящее в служебные полномочия должностного лица. А равно – за общее покровительство или попустительство по службе. Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, а также льготы, дающие право на имущество (производство строительных, ремонтных работ; предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов; предоставление на льготных условиях ссуд или кредитов и т.п.).
Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам человека. Действия дающих взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных, общественных или частных организаций наказывается в уголовном порядке. Взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовал раскрытию или расследованию преступления. Либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица. Или после преступления человек добровольно сообщил о даче взятки правоохранителям. Установленные Уголовным кодексом РФ и меры ответственности за совершение таких преступлений довольно жесткие. Суммы штрафов налагаются от 1 млн рублей, а лишение свободы назначается от трех лет со штрафом от десятикратной стоимости суммы взятки.

«Слышала, что взяточники иногда ищут посредников для того, чтобы получить «мзду». Вроде как соблюдают конспирацию. А что может грозить человеку, если он служит только «передаточным звеном»? Валентина Н., г. Барнаул»
На этот вопрос отвечает помощник прокурора края Мария Антошкина:
Согласно ч. 2 ст. 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве представляет собой непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя, либо получателя незаконного вознаграждения. Законодательно предусмотрены различные способы совершения такого преступления. Как в одиночку, так и группой, по предварительному сговору, в особо крупном размере, с использованием своего служебного положения. Большое значение для квалификации преступления и назначения наказание имеет размер взятки.
Например, посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, –наказывается штрафом от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей. Либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет. Возможно, и в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до семи лет или без такового.
Предусмотрено и лишение свободы от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового. Виновный также может лишиться права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Определено наказание и за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Такое также может обернуться для виновного в этом преступлении штрафом до трех миллионов рублей и другими довольно жесткими видами наказания.
Те, кто совершил преступление, предусмотренное названной статьей УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления, сообщил о деянии в правоохранительные структуры добровольно.

Как наказывают взяточников?
«В последнее время очень часто слышу: то одного за взятки задержали, то другого. Наказывают и за дачу взятки, и за получение. Разъясните, пожалуйста, как законодатель определяет виды взяточников и их ответственность… Татьяна Н., Завьяловский район».
На этот вопрос отвечает заместитель прокурора Завьяловского района Галина Фонова:
– Взяточничество является наиболее опасным коррупционным преступлением. Согласно действующему уголовному законодательству России взяточничеством охватываются четыре состава преступлений: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). Получение взятки представляет собой получение должностным лицом, обладающим соответствующими полномочиями, лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Это «плата» за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. Под дачей взятки понимается передача лично или через посредника всего того же должностному лицу в интересах взяткодателя. Посредничество в этих преступлениях означает непосредственную передачу «платы» по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование им в достижении соглашения. Мелким взяточничеством признаются факты получения или передачи взятки в размере, не превышающем 10 тысяч рублей. Дифференциация уголовной ответственности достигается в основном за счет разных санкций за каждое из этих преступлений. При этом наказание за взяточничество ужесточается, если, например, взятка передается или получается за совершение незаконных действий в интересах взяткодателя, либо если в получении взятки участвуют несколько должностных лиц, которые заранее договорились на ее получение, либо если взятка вымогалась взяткополучателем. Ответственность за взяточничество, кроме того, зависит от размера взятки. Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ) осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тысяч рублей до лишения свободы сроком на 1 год. Если же коррупционером получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное – 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 15 лет.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПАМЯТКА
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОРРУПЦИИ
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление всякой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность как за получение взятки,
так и за дачу взятки и посредничество во взяточничестве.
ВЗЯТКА
может быть в виде денег, ценных бумаг,
иного имущества либо в виде незаконных оказаний услуг
имущественного характера или предоставления иных имущественных прав.

НАКАЗАНИЕ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (СТ. 290 УК РФ):
ШТРАФ
до 5 миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет, или в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового.на срок до 3 лет;
НАКАЗАНИЕ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ (СТ. 291 УК РФ):
ШТРАФ
до 4 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 4 лет или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.
НАКАЗАНИЕ ЗА ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ
(СТ. 291.1 УК РФ):
ШТРАФ
до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
на срок до 12 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.
НАКАЗАНИЕ ЗА МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
(СТ. 291.2 УК РФ),
а именно за получение, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей:
ШТРАФ
до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
на срок до 12 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ
на срок до 4 лет;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ
на срок до 3 лет.
Лицо, давшее взятку либо совершившее посредничество во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию и (или) пресечению
преступления либо в отношении его имело место вымогательство взятки
со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело
по данному факту.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ).
Данные деяния влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав незаконных переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
КАЖДЫЙ РАБОТОДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ!
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в девятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателя) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За невыполнение указанного требования Закона наступает административная ответственность по ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере до 4 тысяч рублей, на должностных лиц –
50 тысяч рублей, на юридических лиц – до 500 тысяч рублей.
ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАНОВИТЬ КОРРУПЦИЮ!
СООБЩАЙТЕ О ФАКТАХ КОРРУПЦИИ!
На официальном сайте
ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на странице «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ»
принимаются сообщения о фактах коррупции

ТЕКСТ
Тамара Логинова
Вадим Кулешов
ВЫПУСК
Наталья Новикова
Катерина Федорова
ФОТО
Предоставлены пресс-службой УФСБ РФ по Алтайскому краю