29 октября почетному гражданину Алтайского края Вадиму Каргаполову исполнилось бы 80 лет

14:11, 29 октября 2019г, Общество 906


1
1

29 октября нынешнего года почетному гражданину Алтайского края и почетному гражданину Барнаула Вадиму Александровичу Каргаполову исполнилось бы 80 лет.

Окончив в 1961 году Томский политехнический институт по специальности «Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов», молодой специалист Вадим Каргаполов выбрал распределение в Барнаул по чисто житейской причине: у него к тому времени уже была семья, а на «Трансмаше» ему пообещали комнату в общежитии.

Его сразу же поставили на должность мастера кузнечно-термического отделения цеха 400. Это был большой, сложный и ответственный участок работы. Вскоре недавний студент становится старшим мастером, заместителем начальника цеха по производству. В то время Вадим Каргаполов был самым молодым зампотехом на заводе, на момент назначения на эту должность ему едва исполнилось 25 лет.

Директор и капитан

С 1975 по 1987 год он работает начальником металлургического производства планово-диспетчерского отдела, затем начальником планово-диспетчерского отдела. В 1987 году Каргаполов занимает пост заместителя директора завода по производству. С 1990-го Вадим Александрович – директор, генеральный директор, а с 2000 года – председатель совета директоров открытого акционерного общества «Барнаултрансмаш».

«Я благодарен судьбе, что она привела меня на «Трансмаш», – сказал он в одном из интервью. – Он славен трудовыми традициями, а пошли они от харьковчан и сталинградцев, которые поставили производство на алтайской земле».

Те, кому довелось работать с Вадимом Александровичем, всегда отмечали его строгость, требовательность, принципиальность, нетерпимость к расхлябанности и разгильдяйству. Возможно, на формировании характера будущего генерального директора, лидерских качеств сказалось его увлечение спортом. Вадим Каргаполов играл в хоккей за одну из известных в то время в Барнауле команд. Причем был капитаном и центральным нападающим. Среди «трансмашевцев» тогда имелось немало поклонников этого вида спорта.

Для «Жигулей» и БМП

В.А. Каргаполов был руководителем-созидателем. Возглавив завод в то время, когда все отрасли тогда еще народного хозяйства, в том числе промышленность, были практически на стадии разрушения, талантливый руководитель не только сохранил завод, но и обеспечил его развитие. Под его непосредственным руководством разрабатывались и ставились на конвейер малогабаритные моторы для автомобилей ВАЗ, было освоено производство двигателей и дизель-генераторов различной мощности и газовых двигателей.

В 1990 годы в условиях глубокой конверсии производства, когда многие предприятия переходили на выпуск кастрюль и чайников, «Барнаултрансмаш» осваивал и ставил на производство двигатели УТД-20 для БМП-2 (боевая машина пехоты), УТД-25 и УТД-29 специального назначения. По своим техническим характеристикам они и сегодня не уступают зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам и вовсе превосходят их. Продукция «Барнаултрансмаша» участвовала во многих международных выставках, где ей присуждались награды. В 1995 году предприятию была вручена престижная международная награда «Золотой глобус». И в этом заслуги Вадима Александровича невозможно переоценить. Кроме того, благодаря генеральному директору была сохранена в те годы вся социальная инфраструктура предприятия.

Союз промышленников

Вадим Александрович пользовался заслуженным авторитетом в городе, крае, стране, он избирался депутатом Алтайского краевого Совета народных депутатов. С 1997-го по февраль 2002 года В.А. Каргаполов был председателем правления Союза промышленников Алтайского края (СПА).

По словам работавшего вместе с Каргаполовым в СПА Евгения Карловича Ганемана, Вадим Александрович был целеустремленным человеком, который полностью отдавал себя промышленности, своему делу.

«Нас с ним в одно время утверждали в горкоме партии на пост директора, его – на «Трансмаш», меня – на меланжевый комбинат, – рассказывал Евгений Карлович. – Позже он стал первым председателем Союза промышленников Алтайского края. Это был 1997 год, и время было такое, что сейчас даже призадумаешься порой, как же многие промышленные предприятия выжили тогда…

Верхние эшелоны власти искали в директорах предприятий козлов отпущения, на которых можно было бы перевалить причины всех неурядиц и возникших трудностей, а низам нужно было выразить кому-то свое возмущение, и это опять были директора. Была в обиходе такая фраза: «Вы этих красных директоров давите снизу, а мы будем сверху». И тогда, мол, мы все станем жить припеваючи. И народ в это часто верил».

В таких условиях нужно было объединяться, создавать Союз промышленников, который имел бы вес в глазах власти. И роль В. Каргаполова в создании СПА, конечно, очень велика. Несмотря на то что на «Трансмаше» у него было огромное количество дел, он много времени уделял работе в Союзе промышленников Алтая. И все это в условиях несовершенной законодательной базы, нарушенных связей между предприятиями с одним только призывом разрушить плановое хозяйство и так прийти к светлому будущему.

Не изменяя себе

Вадим Александрович был честным, справедливым человеком, твердым, но способным признать собственную неправоту, если его в ней убеждали. А еще он был человеком принципиальным. И когда новые собственники «Трансмаша» стали проводить политику, которую Каргаполов не мог принять, он ушел с поста директора. Сам.

Вадим Александрович ушел из жизни 17 марта 2014 года, и каждый год в день его рождения – 29 октября его соратники по «Трансмашу» приносят на могилу своего директора живые цветы, поминают его добрым словом.

Фоторепортаж